№ 2а-972/2020
УИД 13RS0025-01-2020-001746-65
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2020г. г.Саранск
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Фомкиной И.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к Мусякаевой Ксении Александровне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просит взыскать в доход бюджета Республики Мордовия задолженность по транспортному налогу и пени. В обоснование административного иска административный истец указал, что Мусякаева К.А. в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога так как согласно сведениям, представленным органами осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, на нее зарегистрированы транспортные средства, являющееся объектом налогообложения: ВАЗ-2112, 80 л.с, государственный регистрационный знак <...>, FAW BESTURN В-50, 103 л.с, государственный регистрационный знак <...>. В нарушение пункта 1 статьи 3 Закона Республики Мордовия № 46-3 от 17 октября 2002г. «О транспортном налоге» налогоплательщик не уплатил транспортный налог за 2014 г., 2015г., 2016г. В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога налоговым органом начислены пени.
Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Саранска было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №37930 от 19 декабря 2017 г., которое административным ответчиком не было исполнено. ИФНС России по Октябрьскому району обратилась к мировому судье судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание транспортного налога в отношении Мусякаевой К.А. Мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г. Саранска 18 мая 2018 г. выдан судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу, пени. Определением мирового судьи от 10 сентября 2019г. судебный приказ отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа. Однако до настоящего времени требование не исполнено, сумма налога и пени не поступили в бюджет.
Вышеуказанное определение поступило в адрес административного истца 23 апреля 2020г., поэтому административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока.
Ссылаясь на статьи 31, 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просит суд взыскать с Мусякаевой К.А. в доход бюджета Республики Мордовия недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 4 529 руб., за 2015 г. в размере 5 652 руб., за 2016 г. в размере 4 235 руб. соответствующие пени в размере 67, 15 руб., а всего 14 483,15 руб. и восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Мусякаева К.А. не явилась, по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.
Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.
Суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Исходя из положений пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, в определенных размерах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений пункта 5 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом, а порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что на имя Мусякаевой К.А. с 24 июля 2012 г. зарегистрировано транспортное средство марки ВАЗ 2112, 2003 года выпуска, 80 л.с., государственный регистрационный знак <...>; с 11 мая 2013 г. транспортное средство марки FAW BESTURN В-50, 2012 года выпуска, 103 л.с., государственный регистрационный знак <...>, следовательно, у нее возникла обязанность по уплате транспортного налога за указанные транспортные средства.
На территории Республики Мордовия транспортный налог, ставки налога, порядок и сроки уплаты, а также налоговые льготы по данному налогу устанавливает Закон Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З "О транспортном налоге".
Ставки транспортного налога устанавливаются на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Таким образом, Мусякаева К.А. обязана уплатить транспортный налог за 2014г. в размере 4 529 руб. (2 304 руб. + 2 225 руб.), согласно следующему расчету: за транспортное средство марки ВАЗ 2112 государственный регистрационный знак <...>: 80 (мощность ТС (количество л.с)) х 28,80 руб. (налоговая ставка в руб.) х 12(кол-во месяцев владения)/12 = 2 304 руб.; за автомобиль марки FAW BESTURN В-50, государственный регистрационный знак <...>: 103 (мощность ТС (количество л.с)) х 21,60 руб.(налоговая ставка в руб.) х 12(кол-во месяцев владения)/12 = 2 225 руб.;
за 2015г. в размере 5 652 руб. (2 984 руб. + 2 668 руб.), согласно следующему расчету: за транспортное средство марки ВАЗ 2112 государственный регистрационный знак <...>: 80 (мощность ТС (количество л.с)) х 37,30 руб. (налоговая ставка в руб.) х 12(кол-во месяцев владения)/12 = 2 984 руб.; за автомобиль марки FAW BESTURN В-50, государственный регистрационный знак <...>: 103, (мощность ТС (количество л.с)) х 25,90 руб.(налоговая ставка в руб.) х 12(кол-во месяцев владения)/12 = 2 668 руб.;
за 2016г. в размере 5 652 руб. (2 984 руб. + 2 668 руб.), согласно следующему расчету: за транспортное средство марки ВАЗ 2112 государственный регистрационный знак <...>: 80 (мощность ТС (количество л.с)) х 37,30 руб. (налоговая ставка в руб.) х 12(кол-во месяцев владения)/12 = 2 984 руб.; за автомобиль марки FAW BESTURN В-50, государственный регистрационный знак <...>: 103, (мощность ТС (количество л.с)) х 25,90 руб.(налоговая ставка в руб.) х 12(кол-во месяцев владения)/12 = 2 668 руб. Всего задолженность по транспортному налогу составила 15 833 руб., из них 1 417 руб. – переплата на момент начисления налога, таким образом уплате подлежала сумма налога в размере - 14 416 руб.
В силу пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.Налогоплательщику Мусякаевой К.А. в установленные налоговым законодательством сроки направлялось налоговое уведомление №55043272 от 20 сентября 2017г. об уплате транспортного налога в размере 15 833 руб. со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017г.
В установленный срок в срок (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом) налог не был уплачен.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога и несвоевременно уплатил налог на имущество с него подлежат взысканию пени, установленные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска административному ответчику направило требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №37930 от 19 декабря 2017г. на сумму транспортного налога 14 416 руб. и пени – 67,15 руб. со сроком уплаты до 13 февраля 2018г.
Требование и налоговое уведомление были направлены в адрес административного ответчика заказным почтовым отправлением, что подтверждается копией реестров на отправку заказных писем с оттиском печати почтового отделения.
В связи с неоплатой налогоплательщиком транспортного налога, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 18 мая 2018г. мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании с Мусякаевой К.А. недоимки по транспортному налогу за 2014г., 2015г., 2016г. всего в размере 14 583,10 руб. Определением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска от 10 сентября 2019г. судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Срок для обращения в суд с данным административным иском, предусмотренный статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, административным истцом не пропущен, также как и не был пропущен при подаче заявления о выдаче судебного приказа.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Обращение налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа последовало в пределах шести месячного срока установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, по делу установлено, что судебный приказ отменен 10 сентября 2019 г., административный истец обратился в суд с административным иском 18 мая 2020 г., что подтверждается оттиском печати почтового отделения на конверте. Следовательно, срок для обращения с административным исковым заявлением административным истцом пропущен.
В соответствии со статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока по тем основаниям, что определение об отмене судебного приказа получено налоговой инспекцией 23 апреля 2020г.
Факт получения непосредственно 23 апреля 2020г. налоговым органом определения об отмене судебного приказа подтверждается имеющийся в материалах административного дела копией сопроводительного письма с оттиском штампа регистрации входящей корреспонденции ИФНС по Октябрьскому району г.Саранска. Из содержания которой следует, что копия определения мирового судьи от 10 сентября 2019г. об отмене судебного приказа поступила в налоговый орган 23 апреля 2020г. и зарегистрирована под №05145.
Приведенные в административном исковом заявлении административным истцом доводы о неполучении до 23 апреля 2020 г. судебного акта, стороной административного ответчика не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу, что срок для подачи административного искового заявления пропущен административным истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению, поскольку к мировому судье истец обратился без нарушения срока, однако судебный приказ был отменен и о принятом судебном акте налоговой орган узнал лишь 23 апреля 2020 г., с административным исковым заявлением в суд обратился в разумный срок после получения данного акта.
Кроме того, суд учитывает, что обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007г. №381-О-П).
При таких обстоятельствах исковые требования ИНФС России по Октябрьскому району г.Саранска о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу является законным и подлежит удовлетворению. Возражений, относительно предоставленного расчета транспортного налога и пени, а также доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено.
Пункт 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что транспортный налог подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в связи с чем, задолженность по транспортному налогу и пени, подлежат взысканию в бюджет Республики Мордовия.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Мусякаевой К.А. в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 579 руб.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к Мусякаевой Ксении Александровне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Мусякаевой Ксении Александровны в доход бюджета Республики Мордовия недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 4 529 руб., за 2015г. в размере 5 652 руб., за 2016г. в размере 4 235 руб., пени в размере 67,15 руб., а всего 14 483 (четырнадцать тысяч четыреста восемьдесят три) рубля 15 копеек.
Взыскать с Мусякаевой Ксении Александровны в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 579 (пятьсот семьдесят девять) рублей.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья- И.Н.Фомкина
№ 2а-972/2020
УИД 13RS0025-01-2020-001746-65