УИД 19RS0004-01-2020-001565-19 Дело № 2а-972/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Казагашевой Е.А.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Республике Хакасия обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования административного искового заявления мотивированы тем, что административный ответчик, являясь плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате налога за <дата> и <дата> г.г. не исполнила. В связи с тем, что сумма налога не оплачена налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки, в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня в сумме 48 руб. 19 коп. Об уплате транспортного налога налогоплательщик уведомлен в форме налоговых уведомлений № от <дата> и № от <дата> По истечении срока по уплате налогов налогоплательщику, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, направлены требования № от <дата> об уплате налога, сбора, штрафа, пени, в котором указан срок для добровольной уплаты налогов и пени - до <дата>, № от <дата> об уплате налога, сбора, штрафа, пени, в котором указан срок для добровольной уплаты налогов и пени - до <дата>, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. С учетом изложенного просил взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета задолженности по транспортному налогу в сумме 3 204 рублей, по пени по транспортному налогу в сумме 48 руб. 19 коп.
Определением суда от <дата> произведено процессуальное правопреемство по делу путем замены административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Хакасия правопреемником Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований просила отказать, указывая на то, что освобождена от уплаты транспортного налога ввиду наличия у нее статуса многодетной матери.
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в судебное заседание своего представителя не направил, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения.
Руководствуясь положениями ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как указано в подп. 9 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), к числу таких органов, в том числе относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и сборам, а также пени за их неуплату
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п. 1 приказа Минфина России от 17 июля 2014 г. № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. К полномочиям Инспекции согласно п. 6.14 данного приказа отнесено взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.
Следовательно, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержатся также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями п. 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям базы данных ФИС ГИБДД - М по состоянию на <дата>, <дата> г.г. у ФИО1 в собственности находился автомобиль <данные изъяты>, что усматривается из сообщения ОМВД России по <адрес> от <дата>, следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами ФИО1 в спорный период являлась налогоплательщиком транспортного налога.
На основании ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вместе с тем обязанность по исчислению транспортного налога в отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагается на налоговый орган.
Во исполнение своей обязанности налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения направляет налогоплательщику в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате налога и пеней, подлежащего исполнению в течение 8- ми дней с даты его получения (ст.ст. 45, 52, 69, 70 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также направлено по почте заказным письмом и в таком случае считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
Аналогичный подход применяется и к требованию об уплате налога (ст. 69 НК РФ).
Из расчета административного истца следует, что недоимка по транспортному налогу за <дата>, <дата> г.г. у налогоплательщика ФИО1 составила 3 204 руб., с учетом налоговой ставки и мощности двигателя, принадлежащего истцу автомобиля <данные изъяты>.
Налоговое уведомление № от <дата> на уплату ФИО1 транспортного налога за <дата> г. было отправлено в адрес налогоплательщика заказным письмом в соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ, что подтверждается данными, содержащимися в реестре заказной почтовой корреспонденции от <дата>.
Из содержания реестра заказной почтовой корреспонденции от <дата> следует, что налоговое уведомление № от <дата> на уплату ФИО1 транспортного налога за <дата> г. было отправлено адресату заказным письмом в соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ.
В порядке досудебного урегулирования налогоплательщику на основании п. 6 ст. 69, ст. 70 НК РФ отправлено требование об уплате налога и пени № по состоянию на <дата>, № по состоянию на <дата> заказным письмом, что подтверждается реестрами заказной почтовой корреспонденции от <дата>, <дата>, и предложено добровольно оплатить суммы налогов в срок до <дата>, <дата> соответственно.
По смыслу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст.75 НК РФ за просрочку уплаты налога взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п.4 ст. 75 НК РФ).
В связи с неоплатой задолженности по вышеуказанным налогам в срок, должнику в соответствии со ст. 75 НК РФ была начислена пеня по транспортному налогу в размере 48 руб. 19 коп.
К пене применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
У суда нет оснований не доверять произведенным административным истцом расчетам, основанным на приложенных к административному исковому заявлению документах.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов ( налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> РХ от <дата> судебный приказ от <дата> о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам в размере 3252 руб. 19 коп., а также государственной пошлины в доход соответствующего бюджета в размер 200 рублей отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
Административное исковое заявление предъявлено административным истцом в суд также в пределах шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа - <дата>
Таким образом, срок на взыскание задолженности административным истцом не пропущен.
До настоящего времени сведений об уплате задолженности административным ответчиком суду не предоставлено.
Вместе с тем статья 356 НК РФ определяет, что при установлении налога, субъектами РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Пункт 3 ст. 361.1 НК РФ гласит, что физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение налоговой льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств установлен Законом Республики Хакасия от <дата>№ «О транспортном налоге», предусматривающим в пункте 11 статьи 7, что от уплаты транспортного налога освобождаются: граждане, на иждивении которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
В сообщении от <дата> ГКУ Республики Хакасия «УСПН Аскизского района» сообщает, что ФИО1 состоит на учете как многодетная семья с <дата> ФИО1 предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Хакасия от 02 октября 2008 г. № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия». ФИО1 были выданы удостоверения о праве на льготы для многодетной семьи № от <дата>, № от <дата>
В материалах дела отсутствует сведения о том, что ФИО1 обращалась в МИ ФНС России № по РХ с заявлением о предоставлении ей налоговой льготы по транспортному налогу в отношении рассматриваемого автомобиля.
Однако в соответствии с абзацем девятым п. 3 ст. 361.1 НК РФ в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
Так, на основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога. При этом если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится, начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом. (Письмо ФНС России от 07 октября 2020 г. № БС-4-21/16390@ "О реализации абзаца девятого пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации").
Соответственно, у налогового органа имелись основания для предоставления налоговой льготы ФИО1 в отношении автомобиля <данные изъяты>, и наличие у административного ответчика с <дата> г. налоговой льготы по уплате транспортного налога, является основанием для перерасчета названного налога и освобождения от его уплаты.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания заявленной административным истцом задолженности с административного ответчика по транспортному налогу, в том числе и пени.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании в доход соответствующего бюджета задолженности по транспортному налогу в сумме 3 024 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 48 руб. 19 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева
Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.
Судья (подпись) И.С. Тришканева