№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2016 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Мицюк С.Ю., при секретаре судебного заседания Акулиничеве Г.В., с участием административного истца ФИО1, его представителя – ФИО3, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее – Центр) капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника Центра, Департамента инвестиций и капитального строительства МЧС России (переименован в Управление капитального строительства и эксплуатации основных фондов МЧС России), ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», Финансово-экономического департамента МЧС России, связанных с непринятием решения по выплате накоплений для жилищного обеспечения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом заявления от ДД.ММ.ГГГГ просил суд:
- признать бездействие Финансово-экономического департамента МЧС России (далее – Департамент) незаконным и обязать его перечислить в Центр денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения в размере 2 274 390 рублей;
- обязать начальника Центра произвести выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения;
- обязать начальника ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека) выплатить ему оставшиеся денежные средства, учтенные на накопительном счете участника НИС;
- взыскать с Департамента в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
В административном исковом заявлении ФИО1 указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец уволен с военной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к начальнику Центра, в котором просил выплатить денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, а также оставшуюся сумму накоплений, находящихся на его именном счете в Росвоенипотеке. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии его рапорта удовлетворены, однако до настоящего времени какие-либо денежные средства ему не выплачены.
В письменных возражениях представитель Росвоенипотеки требования ФИО1 не признала, указав, что выплату средств накоплений с именного накопительного счета (далее – ИНС) лица производится на основании сведений, поступивших из регистрирующего органа, после исключения военнослужащего из реестра участников НИС. До настоящего времени сведений об исключении ФИО1 из названного реестра, равно как и сведений на выплату накоплений учтенных на его ИНС от регистрирующего органа – Департамента, к ним не поступало. Что же касается выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, то, согласно установленному порядку, их перечисление производится регистрирующим органом, которым является Департамент, а не Росвоенипотека.
Представитель Центра в письменных возражениях требования ФИО1 не признал, указав, что административный истец был исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части уполномоченным лицом Центра в адрес Управления направлены документы ФИО1, касающиеся реализации его права на получение накоплений, учтенных на ИНС, а также денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. На основании приказа МЧС от 26 сентября 2016 года № «О внесении изменений в нормативные акты МЧС России по вопросам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований» регистрирующим органом определен финансово-экономический Департамент МЧС России, в адрес которого ДД.ММ.ГГГГ из Управления направлены вышеназванные документы ФИО1.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Выплаты денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок, начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.
Статья 10 Закона устанавливает, что основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является, в том числе, увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия выслуги лет более 10 лет.
В соответствии с п. 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 ноября 2005 года № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия ИНС является уведомление регистрирующего органа об исключении военнослужащего из вышеназванного реестра.
Как усматривается из материалов административного дела, на основании приказа МЧС России от 25 апреля 2016 года №-ВК ФИО1 уволен с военной службы в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
На основании приказа начальника Центра от 27 апреля 2016 года №ФИО1 с 30 апреля 2016 года исключен из списков личного состава части. Также из данного приказа усматривается, что выслуга лет ФИО1 составляет 10 лет и 09 месяцев.
Из рапортов ФИО1 от 27 апреля 2016 года, поданных на имя начальника Центра, усматривается, что административный истец ходатайствует о рассмотрении вопроса о выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника НИС, а также на получение денежных средств, учтенных на его ИНС.
Из выписки из протокола № по работе с военнослужащими – участниками и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе от 29 апреля 2016 года усматривается, что по итогам рассмотрения вышеуказанных рапортов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании права административного истца на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащего, участника НИС, а также на получение денежных средств, учтенных на его ИНС.
Как усматривается из отчета о принятом решении по выплате участникам НИС или членам их семьи денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих за 2016 год и заявки о потребности в дополнительных денежных средствам, сумма денежных средств, дополняющих накопления и подлежащая выплате ФИО1 составляет 2274,39 рублей.
Приказом МЧС России от 14 сентября 2009 года № утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России (далее – Инструкция).
Так, согласно названной Инструкции участниками являются военнослужащие спасательных воинских формирований МЧС России - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр.
Пунктом 27 Инструкции установлено, что исключение военнослужащих из реестра являются:
а) увольнение с военной службы;
б) исключение из списков личного состава структурного подразделения МЧС России, структурного подразделения МЧС России центрального подчинения в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
При возникновении оснований, предусмотренных пунктом 27 настоящей Инструкции, начальник (командир) структурного подразделения МЧС России, структурного подразделения МЧС России центрального подчинения формирует список участников накопительно-ипотечной системы для исключения их из реестра согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.
Список участников для исключения их из реестра направляется структурным подразделением МЧС России по подчиненности в соответствующий региональный центр в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей Инструкции. Структурное подразделение МЧС России центрального подчинения направляет список в регистрирующий орган.
Датой возникновения основания для исключения участника из реестра является дата исключения из списков личного состава структурного подразделения МЧС России, структурного подразделения МЧС России центрального подчинения.
Региональный центр при получении списка участников для исключения их из реестра проверяет его на соответствие требованиям настоящей Инструкции, формирует сводный список участников для исключения их из реестра согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции и в порядке, предусмотренном пунктом 14 настоящей Инструкции, направляет его в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган на основании сводного списка участников для исключения их из реестра в течение 10 рабочих дней со дня его получения производит запись в реестре об исключении военнослужащего из реестра и не позднее 20 числа каждого месяца направляет:
а) гражданину, уволенному с военной службы, членам семьи военнослужащего, исключенного из списков личного состава структурного подразделения МЧС России, структурного подразделения МЧС России центрального подчинения в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим, через военный комиссариат, где он состоит на учете, - уведомление об исключении военнослужащего из реестра;
б) в уполномоченный федеральный орган - сведения об исключении участника из реестра по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.
Таким образом, выплату накоплений находящихся на именном накопительном счете производится Росвоенипотекой на основании сведений, поступивших из регистрирующего органа, после исключения военнослужащего из реестра участников НИС.
Согласно справке за подписью заместителя начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) по состоянию на 09 ноября 2016 года сведений об исключении административного истца из реестра участников НИС от регистрирующего органа МЧС России не поступало. Также из указанной справки видно, что ФИО1 является участником НИС с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС с 19 июня 2010 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 года № 686 «Об утверждении правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения» выплата дополнительных средств производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, указанным в части 2 статьи 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Приказом МЧС России от 04 мая 2011 года № утвержден «Порядок организации в системе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения».
Согласно п. 2 Порядка, денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, выплачиваются в системе МЧС России в том числе военнослужащим, увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
После издания приказа об увольнении с военной службы участник накопительно-ипотечной системы подает рапорт на получение дополнительных денежных средств. Член семьи участника накопительно-ипотечной системы подает заявление на получение дополнительных денежных средств после издания приказа об исключении участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим, кроме случаев, когда один из членов семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу) (п. 3).
Руководители организаций МЧС России центрального подчинения (далее - руководители подразделений центрального подчинения), начальники территориальных органов МЧС России, командиры спасательных воинских формирований МЧС России, руководители организаций МЧС России (далее - руководители подразделений системы МЧС России) организуют работу по проверке документов, представленных участниками накопительно-ипотечной системы или членами их семей, и содержащихся в них сведений (п. 5).
По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем руководители подразделений центрального подчинения, подразделений системы МЧС России уведомляют участников накопительно-ипотечной системы или членов их семей в письменной форме.
После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств руководителями подразделений центрального подчинения, руководителями подразделений системы МЧС России направляется заявка на истребование ассигнований на выплату участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных денежных средств в Финансово-экономический департамент МЧС России (далее - регистрирующий орган), составленная в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, с приложением выписки из решения комиссии по организации и проведению работы с военнослужащими - участниками и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе о выплате дополнительных денежных средств.
В течение месяца со дня поступления заявок от руководителей подразделений центрального подчинения, руководителей подразделений системы МЧС России регистрирующий орган для обеспечения выплаты дополнительных денежных средств при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год планирует необходимый резерв денежных средств (п. 6).
В течение 10 рабочих дней после дня получения утвержденных предложений по распределению дополнительных денежных средств регистрирующий орган осуществляет перечисление дополнительных денежных средств в подразделения центрального подчинения, подразделения системы МЧС России (п. 7).
Руководители подразделений центрального подчинения, подразделений системы МЧС России в десятидневный срок после поступления дополнительных денежных средств осуществляют их перечисление получателю денежных средств и сообщают в установленном порядке в регистрирующий орган о произведенной выплате.
Как усматривается из сопроводительного письма от 13 мая 2016 года № за подписью начальника Центра, в адрес начальника ФКУ «Управление капитального строительства МЧС России» направлены документы на военнослужащих Центра (в том числе и на ФИО1) подлежащих исключению из реестра участников НИС.
Действительно, согласно вышеприведенным нормативно-правовым актам, регистрирующим органом, в компетенцию которого входила функция по реализации права военнослужащих на получение ими денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и денежных средств, учтенных на именном накопительном счете до 30 октября 2016 года являлся Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России, в настоящее время регистрирующим органом по разрешению указанных вопросов является Финансово-экономический департамент МЧС России, а Управление, приказом МЧС России от 12 декабря 2010 года № сокращено в полном составе.
В связи с чем, в адрес Департамента направлены документы, в том числе ФИО1, для организации доведения лимитов бюджетных обязательств из объема финансирования на 2016 год для осуществления выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, что подтверждается сопроводительным письмом за подписью директора ФКУ «Управление капитального строительства МЧС России» от 02 ноября 2016 года №.
Как усматривается из сообщения за подписью директора Департамента от 02 декабря 2016 года № вышеназванные документы поступили в их адрес 25 ноября 2016 года, сведений о принятом по ним решение в сообщении не содержится.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 уволен с военной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, с 30 апреля 2016 года исключен из списков личного состава Центра. 27 апреля 2016 года административный истец обратился в адрес начальника Центра с рапортами, в которых просил рассмотреть вопрос о выплате денежных средств участника НИС. Решением комиссии Центра рапорта ФИО1 были удовлетворены и 13 мая 2016 года в адрес начальника «Управления капитального строительства МЧС России» (ранее – Департамент инвестиций и капитального строительства) был направлен пакет документов ФИО1 на исключение из реестра участников НИС. Как указывалось выше, с 30 октября 2016 года полномочия по реализации права лиц на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и денежных средств, учтенных на именном накопительном счете, делегированы Департаменту, в адрес которого 02 ноября 2016 года Управлением перенаправлены документы, поступившие из Центра в мае 2016 года. До настоящего времени сведения о реализации установленным порядком документов на получения ФИО1 денежных средств, как участника накопительно-ипотечной системы отсутствуют.
В связи с изложенным, суд признает незаконным бездействие Управления капитального строительства и эксплуатации основных фондов МЧС России, связанное с не принятием решения о выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и денежных средств, учтенных на его накопительном счете участника.
Для восстановления нарушенных прав ФИО1 суд считает необходимым обязать Департамент в установленном действующем законодательстве порядке рассмотреть вопрос о выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и денежных средств, учтенных на его накопительном счете участника НИС.
Приходя к выводу о необходимости признания незаконным бездействия именно Управления, суд исходит из того, что на момент направления документов ФИО1, в компетенцию названного органа входило разрешение вопроса о реализации права лиц на жилищное обеспечение посредством НИС, в свою очередь на Департамент указанная функция возложена с 30 октября 2016 года, по вступлению в силу изменений в ведомственные нормативные акты МЧС России.
Не влияет на выводы суда обстоятельство того, что с момента поступления в адрес Департамента документов ФИО1 не прошел установленный ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» срок для принятия по ним решения, поскольку датой начала течения названного срока суд считает май 2016 года – направление документов в адрес Управления (на тот момент уполномоченного органа по принятию по ним решения), в свою очередь, бездействие указанного органа привело к перенаправлению документов в Департамент (уполномоченный орган по принятию решения с 30 октября 2016 года) в ноябре 2016 года.
Поскольку в судебном заседании установлено, что до настоящего времени Департаментом какого-либо решения по документам ФИО1, касающихся реализации его права как участника НИС не принято, то оснований для удовлетворения требований административного истца в части: возложения на Департамент обязанности по перечислению в Центр денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в конкретном размере; возложении на начальника Центра обязанности по их выплате; возложении обязанности на начальника Росвоенипотеки по выплате ему оставшихся денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете, у суда не имеется.
В связи с признанием незаконным бездействия Управления, связанного с непринятием решения по документам ФИО1 по вопросу реализации жилищных прав, как участника НИС, оснований для удовлетворения названного требования, заявленного к Департаменту, не имеется.
Как усматривается из чек-ордера, ФИО1 при подаче административного искового заявления в суд уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, которая в соответствии со ст. 111 КАС РФ подлежит взысканию в его пользу с Департамента.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления капитального строительства и эксплуатации основных фондов МЧС России, связанное с не принятием решения о выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и денежных средств, учтенных на его накопительном счете участника НИС.
Обязать Финансово-экономический департамент МЧС России в установленном действующем законодательстве порядке рассмотреть вопрос о выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и денежных средств, учтенных на его накопительном счете участника НИС.
Взыскать с Финансово-экономического департамента МЧС России в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
Указать Финансово-экономическому департаменту МЧС России на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности на Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и о возложении обязанности на ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по выплате ему денежных средств, учтенных на его накопительном счете участника НИС, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Верно
Судья Московского гарнизонного
военного суда С.Ю. Мицюк
Секретарь судебного заседания Г.В. Акулиничев
Оригинал решения находится
в административном деле № №