ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-975/20 от 04.09.2020 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

№ 2а-975/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 04 сентября 2020 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кучуковой Н.В.,

при секретаре Турулиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административноедело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Приморско-Ахтарскому районному отделению ГУФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №1324/18/23058-ИП,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Приморско-Ахтарскому районному отделению ГУФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №1324/18/23058-ИП.

Как следует из административного искового заявления,решением Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017 года удовлетворены требования прокурора Приморско-Ахтарскогорайона,действовавшегов интересахнеопределенного круга лиц, к администрации Свободного, Бородинского, Новопокровского сельских поселений Приморско-Ахтарского района и администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район об обязании совершить определенные действия.

16.01.2018 года на основании выданного исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство № 1324/18/23058-ИП.

13.07.2020 года определением суда, изменен способ и порядок исполнения судебного решения от 04.08.2017 года, следующим образом:

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в срок до 31.12.2017 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, а именно свалку на земельном участке с кадастровым номером 23:25:05060000:290, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под площадку для сбора ТБО.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации при наличии софинансирования из бюджета Краснодарского края земельного участка с кадастровым номером 23:25:0506000:290, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под площадку для сбора ТБО, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Обязать Администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района и Администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно в срок до 31.12.2017 года ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, а именно свалки на земельных участках с кадастровым номером 23:25:0806000:1719, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления и с кадастровым номером 23:25:0806000:1724 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления.

Обязать Администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации при наличии софинансирования из бюджета Краснодарского края земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0806000:1719, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления и с кадастровым номером 23:25:0806000:1724 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно в срок до 31.12.2017 года ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, а именно свалки на земельных участках с кадастровыми номерами 23:25: 0305000:156, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенном в 1 км.севернее ст. Бородинской и 23:25:0305000:167, категория земель – земли населённых пунктов, расположенном севернее ст. Бородинской в районе кладбища.

Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации при наличии софинансирования из бюджета Краснодарского края земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0305000:156, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенном в 1 км.севернее ст. Бородинской и 23:25:0305000:167, категория земель – земли населённых пунктов, расположенном севернее ст. Бородинской в районе кладбища, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

13.07.2020 года определением суда предоставлена отсрочка исполнения судебного акта от 04.08.2017 года, до 31.12.2020 года.

14.07.2020 года, судебным приставом-исполнителем Приморско-Ахтарского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которым с администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район взыскано 50 000,00 руб.

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район не имеет возможности исполнить судебный акт по независящим от нее причинам ввиду следующих обстоятельств.

15.08.2017 года администрацией в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края направлено письмо № 134-5835/17 о предоставлении информации по разработке и утверждению региональной программы в области обращения с отходами и готовности участвовать в реализации программных мероприятий в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

Согласно поступившему ответу от 06.09.2017 года № 70-6338/17-08/06, следует, что министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края не наделено полномочиями по ликвидации накопленного экологического ущерба. Кроме того, министерством природных ресурсов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которая включена в состав государственной программы «Охрана окружающей среды» осуществляется реализация мероприятия «Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба» посредством предоставления субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели.

Письмом от 13.10.2017 года № 134-9448/17, направленным в министерство природных ресурсов Краснодарского края, администрация выразила свою готовность участвовать в программе «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которая включена в состав государственной программы «Охрана окружающей среды», мероприятие «Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба».

Из ответа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 22.11.2017 г. № 202-38105/17-03.3-22.11.17 следует, что в рамках реализации Программы в сфере ликвидации накопленного экологического вреда (подпрограмма «Приоритетный проект «Чистая страна») предполагается поддержка субъектов Российской Федерации посредством распределения субсидий субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Программой установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. Условием предоставления субсидий является, в том числе, наличие государственной программы субъекта Российской Федерации либо подпрограммы такой государственной программы, в составе которой предусмотрена реализация природоохранного проекта в текущем финансовом году.

27.07.2018 года администрация вновь обращается с письмом № 134-5673/18-01-11 в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с намерением принять участие в реализации программных мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Рассмотрев обращение администрации, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края письмом от 11.09.2018 года № 70.06-08-7052/18 сообщило, что формирование региональной программы по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края будет произведено министерством по итогам корректировки территориальной схемы обращения с отходами, реализуемой в настоящее время в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Планируемый срок декабрь 2018 года.

На сегодняшний день, информация об утверждении региональной программы в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба на официальном сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края отсутствует.

29.10.2019 года, приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 552, Акционерному обществу «Мусороуборочная компания» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тимашевской зоне деятельности Краснодарского края.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (http://www.gkh-kuban.ru/tbo), на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район деятельность по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор АО «Мусороуборочная компания».

Согласно пункту 2.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тимашевской зоне деятельности от 15.11.2019 года, заключенному между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО «Мусороуборочная компания», региональный оператор в течение срока действия настоящего соглашения обязуется осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой, а также осуществлять ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в пределах полномочий в рамках действующего законодательства.

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район в адрес регионального оператора направила письмо о наличии (отсутствии) возможности заключить договор на ликвидацию несанкционированной свалки.

21.04.2020 года в адрес администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от регионального оператора поступило письмо № 0509/2449/АА, в котором сообщалось, что АО «Мусороуборочная компания» приступает к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами после утверждения уполномоченным органом тарифа на услуги регионального оператора.

До утверждения тарифа на услуги регионального оператора собственники твердых коммунальных отходов продолжают работать на прежних условиях с организациями, осуществляющими сбор, транспортирование и размещение отходов, в зоне деятельности которых образуются отходы и находятся места их накопления. То есть региональный оператор фактически отказал в заключении договора на ликвидацию свалки.

После полученного отказа от регионального оператора заключить договор на ликвидацию несанкционированной свалки, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась с тем же предложением к МУП «Санбытсервис», осуществляющим на территории Приморско-Ахтарского района деятельность по сбору и вывозу ТКО.

27.04.2020 года МУП «Санбытсервис» в письме № 177 отказал в заключении договора на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО по причинам отсутствия технической возможности, а именно: отсутствие в Приморско-Ахтарском районе полигона для размещения отходов, вывозимых с несанкционированной свалки, а также отсутствие количества необходимой автотранспортной техники, способной вывести ТКО на полигон расположенный в другом районе.

13.07.2020 года администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район в адрес регионального оператора, повторно направила письмо № 134-5922/20-01-11 о наличии (отсутствии) возможности заключить договор на ликвидацию несанкционированной свалки.

07.08.2020 года в адрес администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от регионального оператора поступило письмо № 05-09/5004/АА, которым фактически отказано в ликвидации несанкционированной свалки ТКО.

Вместе с тем, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в рамках исполнения принятого судебного решения с учетом ограниченных полномочий по обращению с ТКО и дефицита бюджета составляющего 50 283 500,00 руб. (решение Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район № 567 от 30.10.2019 года), продолжает исполнять решение Приморско-Ахтарского районного суда в рамках своих полномочий и финансовой нагрузке на местный бюджет.

Так, во исполнение вышеуказанного судебного акта, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район разработана муниципальная программа муниципального образования Приморско-Ахтарский район «Организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморско-Ахтарского района, предусматривающая мероприятия по ликвидации свалок ТКО», утвержденная постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 28.12.2018 года № 1812 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Приморско-Ахтарский район «Организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморско-Ахтарского района».

Целью вышеуказанной программы является улучшение экологической ситуации в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район.

Достижение экологической безопасности населения за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду твердых бытовых отходов путем ликвидации несанкционированных свалок.

Задачей данной программы является ликвидация несанкционированных свалок на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

Реализация мероприятий муниципальной программы рассчитаны на 2019-2021 годы.

Финансовое обеспечение мероприятий муниципальной программы планируется осуществить за счет средств бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

Общий объем финансирования программы в 2019 году составил 200 000,00 рублей.

Кроме того, в бюджете муниципального образования Приморско-Ахтарский район, на финансирование вышеуказанной программы в 2020 году предусмотрено 200 000,00 рублей.

Во исполнение решения Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017 года администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района устранила выявленные нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории населенного пункта станицы Бородинская Приморско-Ахтарского района на земельном участке с кадастровым номером 23:25:0706000:1479, что нашло свое отражение в акте о совершении исполнительских действий от 01.10.2019 года и в постановлении судебного пристава исполнителя об окончании исполнительного производства № 2402/19/23058-ИП от 18.10.2019 года.

В целях исполнения вышеуказанного судебного акта, администрацией Свободного сельского поселения с ООО «Чистый город» заключен договор от 01.01.2020 года № 64 на оказание услуг по транспортированию и размещению (хранению) с твердыми коммунальными отходами и отходами 4-5 класса опасности не относящихся к твердым коммунальным отходам.

Проведение вышеуказанных мероприятий со стороны администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ряда сельских поселений Приморско-Ахтарского района исключает бездействие по исполнению решения Приморско-Ахтарского районного суда.

Рекультивация вышеуказанных земельных участков без финансирования из бюджета Краснодарского края, требует значительных финансовых вложений, которых с учетом финансовой нагрузки в бюджете муниципального образования Приморско-Ахтарский район не имеется, так как бюджет администрации муниципального образования является дотационным.

Перераспределение бюджетных средств может негативно отразиться на решении иных социально значимых вопросов местного значения.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский районотсутствует какое-либо бездействие по исполнению судебного акта.Поэтому администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась в суд с настоящим иском и просит освободить администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Приморско-Ахтарского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю от 14.07.2020 года в рамках исполнительного производства № 1324/18/23058-ИПот 16.01.2018 года.

Представитель административного истца – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом, явка представителя истца судом не признана обязательной. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении административного иска в его отсутствие. В соответствии со ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дела без участия представителя.

Представитель административного ответчика - ГУФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом,явка представителя истца судом не признана обязательной. В соответствии со ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дела без участия представителя.

Представитель административного ответчика - Приморско-Ахтарского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом,явка представителя ответчика судом не признана обязательной. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении административного иска в его отсутствие. В соответствии со ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дела без участия представителя.

Исследовав материалы гражданского дела,суд приходит к выводу, что административные исковые являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 8 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, в случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Согласно ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ч. 4 ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора администрацией не подавалась.

В соответствии с п. 1 ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, что решением Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017 года исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, администрации Новопокровского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании совершить определенные действия, были удовлетворены.

16.01.2018 года на основании выданного исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство № 1324/18/23058-ИП.

13.07.2020 года определением суда, изменен способ и порядок исполнения судебного решения от 04.08.2017 года, следующим образом:

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в срок до 31.12.2017 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, а именно свалку на земельном участке с кадастровым номером 23:25:05060000:290, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под площадку для сбора ТБО.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации при наличии софинансирования из бюджета Краснодарского края земельного участка с кадастровым номером 23:25:0506000:290, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под площадку для сбора ТБО, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Обязать Администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района и Администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно в срок до 31.12.2017 года ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, а именно свалки на земельных участках с кадастровым номером 23:25:0806000:1719, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления и с кадастровым номером 23:25:0806000:1724 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления.

Обязать Администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации при наличии софинансирования из бюджета Краснодарского края земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0806000:1719, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления и с кадастровым номером 23:25:0806000:1724 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения под объектами размещения отходов потребления, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно в срок до 31.12.2017 года ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, а именно свалки на земельных участках с кадастровыми номерами 23:25: 0305000:156, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенном в 1 км.севернее ст. Бородинской и 23:25:0305000:167, категория земель – земли населённых пунктов, расположенном севернее ст. Бородинской в районе кладбища.

Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района и администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации при наличии софинансирования из бюджета Краснодарского края земельных участков с кадастровыми номерами23:25:0305000:156, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенном в 1 км.севернее ст. Бородинской и 23:25:0305000:167, категория земель – земли населённых пунктов, расположенном севернее ст. Бородинской в районе кладбища, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

13.07.2020 года определением суда предоставлена отсрочка исполнения судебного акта от 04.08.2017 года, до 31.12.2020 года.

14.07.2020 года, судебным приставом-исполнителем Приморско-Ахтарского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которым с администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район взыскано 50 000,00 руб.

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район не имеет возможности исполнить судебный акт по независящим от нее причинам ввиду следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 01.01.2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В пункте 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, раскрывается объем участия органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в частности относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В силу пунктов 1, 2 и 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156), региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как указал Конституционный Суд РФ, использование в правоприменительной практике положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, такимобразом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом РФ в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции РФ. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на участках, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями (постановления от 13.10.2015 года № 26-П и от 26.04.2016 года № 13-П).

15.08.2017 года администрацией в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края направлено письмо № 134-5835/17 о предоставлении информации по разработке и утверждению региональной программы в области обращения с отходами и готовности участвовать в реализации программных мероприятий в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

Согласно поступившему ответу от 06.09.2017 года № 70-6338/17-08/06, следует, что министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края не наделено полномочиями по ликвидации накопленного экологического ущерба. Кроме того, министерством природных ресурсов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которая включена в состав государственной программы «Охрана окружающей среды» осуществляется реализация мероприятия «Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба» посредством предоставления субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели.

Письмом от 13.10.2017 года № 134-9448/17, направленным в министерство природных ресурсов Краснодарского края, администрация выразила свою готовность участвовать в программе «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которая включена в состав государственной программы «Охрана окружающей среды», мероприятие «Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба».

Из ответа министерства природных ресурсов Краснодарского краяот 22.11.2017 г. № 202-38105/17-03.3-22.11.17 следует, что в рамках реализации Программы в сфере ликвидации накопленного экологического вреда (подпрограмма «Приоритетный проект «Чистая страна») предполагается поддержка субъектов Российской Федерации посредством распределения субсидий субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Программой установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. Условием предоставления субсидий является, в том числе, наличие государственной программы субъекта Российской Федерации либо подпрограммы такой государственной программы, в составе которой предусмотрена реализация природоохранного проекта в текущем финансовом году.

При этом согласно статье 13.2 Федерального закона № 89-ФЗ мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходов, предупреждению причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных твердых коммунальных отходов, выявлению случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий, то есть мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба при размещении твердых коммунальных отходов, должны быть включены в состав региональной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

На территории Краснодарского края в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 года№ 1310 полномочиями по разработке и реализации региональных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, участии в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами наделено министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

27.07.2018 года администрация вновь обращается с письмом № 134-5673/18-01-11 в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с намерением принять участие в реализации программных мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Рассмотрев обращение администрации, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края письмом от 11.09.2018 года № 70.06-08-7052/18 сообщило, что формирование региональной программы по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края будет произведено министерством по итогам корректировки территориальной схемы обращения с отходами, реализуемой в настоящее время в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Планируемый срок декабрь 2018 года.

На сегодняшний день, информация об утверждении региональной программы в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба на официальном сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края отсутствует.

29.10.2019 года, приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 552, Акционерному обществу «Мусороуборочная компания» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тимашевской зоне деятельности Краснодарского края.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (http://www.gkh-kuban.ru/tbo), на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район деятельность по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор АО «Мусороуборочная компания».

Согласно пункту 2.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Тимашевской зоне деятельности от 15.11.2019 года, заключенному между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО «Мусороуборочная компания», региональный оператор в течение срока действия настоящего соглашения обязуется осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой, а также осуществлять ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в пределах полномочий в рамках действующего законодательства.

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район в адрес регионального оператора направила письмо о наличии (отсутствии) возможности заключить договор на ликвидацию несанкционированной свалки.

21.04.2020 года в адрес администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от регионального оператора поступило письмо № 0509/2449/АА, в котором сообщалось, что АО «Мусороуборочная компания» приступает к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами после утверждения уполномоченным органом тарифа на услуги регионального оператора.

До утверждения тарифа на услуги регионального оператора собственники твердых коммунальных отходов продолжают работать на прежних условиях с организациями, осуществляющими сбор, транспортирование и размещение отходов, в зоне деятельности которых образуются отходы и находятся места их накопления. То есть региональный оператор фактически отказал в заключении договора на ликвидацию свалки.

После полученного отказа от регионального оператора заключить договор на ликвидацию несанкционированной свалки, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась с тем же предложением к МУП «Санбытсервис», осуществляющим на территории Приморско-Ахтарского района деятельность по сбору и вывозу ТКО.

27.04.2020 года МУП «Санбытсервис» в письме № 177 отказало в заключении договора на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО по причинам отсутствия технической возможности, а именно: отсутствие в Приморско-Ахтарском районе полигона для размещения отходов, вывозимых с несанкционированной свалки, а также отсутствие количества необходимой автотранспортной техники, способной вывести ТКО на полигон расположенный в другом районе.

13.07.2020 года администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район в адрес регионального оператора, повторно направила письмо № 134-5922/20-01-11 о наличии (отсутствии) возможности заключить договор на ликвидацию несанкционированной свалки.

07.08.2020 года в адрес администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от регионального оператора поступило письмо № 05-09/5004/АА, которым фактически отказано в ликвидации несанкционированной свалки ТКО.

Вместе с тем, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в рамках исполнения принятого судебного решения с учетом ограниченных полномочий по обращению с ТКО и дефицита бюджета составляющего 50 283 500,00 руб. (решение Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район № 567 от 30.10.2019 года), продолжает исполнять решение Приморско-Ахтарского районного суда в рамках своих полномочий и финансовой нагрузке на местный бюджет.

Так, во исполнение вышеуказанного судебного акта, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район разработана муниципальная программа муниципального образования Приморско-Ахтарский район «Организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморско-Ахтарского района, предусматривающая мероприятия по ликвидации свалок ТКО», утвержденная постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 28.12.2018 года № 1812 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Приморско-Ахтарский район «Организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморско-Ахтарского района».

Целью вышеуказанной программы является улучшение экологической ситуации в муниципальном образовании Приморско-Ахтарский район.

Достижение экологической безопасности населения за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду твердых бытовых отходов путем ликвидации несанкционированных свалок.

Задачей данной программы является ликвидация несанкционированных свалок на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

Реализация мероприятий муниципальной программы рассчитаны на 2019-2021 годы.

Финансовое обеспечение мероприятий муниципальной программы планируется осуществить за счет средств бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

Общий объем финансирования программы в 2019 году составил200 000,00 рублей.

Кроме того, в бюджете муниципального образования Приморско-Ахтарский район, на финансирование вышеуказанной программы в 2020 году предусмотрено 200 000,00 рублей.

Во исполнение решения Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017 года администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района устранила выявленные нарушения федерального законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории населенного пункта станицы Бородинская Приморско-Ахтарского района на земельном участке с кадастровым номером 23:25:0706000:1479, что нашло свое отражение в акте о совершении исполнительских действий от 01.10.2019 года и в постановлении судебного пристава исполнителя об окончании исполнительного производства№ 2402/19/23058-ИП от 18.10.2019 года.

В целях исполнения вышеуказанного судебного акта, администрацией Свободного сельского поселения с ООО «Чистый город» заключен договор от 01.01.2020 года № 64 на оказание услуг по транспортированию и размещению (хранению) с твердыми коммунальными отходами и отходами 4-5 класса опасности не относящихся к твердым коммунальным отходам.

Проведение вышеуказанных мероприятий со стороны администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ряда сельских поселений Приморско-Ахтарского района исключает бездействие по исполнению решения Приморско-Ахтарского районного суда.

Рекультивация вышеуказанных земельных участков без финансирования из бюджета Краснодарского края, требует значительных финансовых вложений, которых с учетом финансовой нагрузки в бюджете муниципального образования Приморско-Ахтарский район не имеется, так как бюджет администрации муниципального образования является дотационным.

Перераспределение бюджетных средств может негативно отразиться на решении иных социально значимых вопросов местного значения.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район отсутствует какое-либо бездействие по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФот 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФот 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VIII Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем,требования об освобожденииот исполнительского сбора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Приморско-Ахтарскому районному отделению ГУФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №1324/18/23058-ИП- удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Приморско-Ахтарского районного отделения ГУФССП России по Краснодарскому краю от 14.07.2020 года в рамках исполнительного производства № 1324/18/23058-ИПот 16.01.2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Приморско-Ахтарского

районного суда Н.В. Кучукова