ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-975/2022 от 11.03.2022 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-975/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 г. город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

рассмотрев в здании суда в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Андрееву Валерию Павловичу о взыскании недоимки по уплате налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее: ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным иском к Андрееву ФИО4 о взыскании задолженности по уплате налога и пени.

В обоснование требований указала, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку в отношении него зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №*** зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.

В связи с чем, в адрес налогоплательщика налоговым органом направлены налоговые уведомления:

№*** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за 2014 г. в размере 5145,00 рублей,

а также в связи с неоплатой направлялись налоговые требования:

№*** от ДД.ММ.ГГ об оплате недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 5145,00 рублей, а также пени на указанную недоимку в размере 91,75 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ.

До настоящего времени административным ответчиком задолженность по уплате налогов и пени не погашена.

Ранее административным истцом подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате недоимки. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Заводского района г. Орла от 21.06.2021 административному истцу отказано в вынесении судебного приказа в связи с истечением шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Указывают, что срок обращения в суд налоговым органом был пропущен по причине большого объема работы и недостатка сотрудников в штате.

На основании изложенного, ИФНС России по г. Орлу просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика Андреева ФИО5 задолженность по уплате налогов и пени в сумме 5236,75 рублей, из которой недоимка по транспортному налогу за 2014 г. в размере 5145,00 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 г. за период образования с 02.12.2017 по 07.02.2018 в размере 91,75 рублей.

На основании определения Советского районного суда г. Орла от 27.019.2022 административное дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Суд, исследовав материалы дела, полагает административные исковые требования налогового органа не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность, уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ, а также влечет начисление пени.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (части 1, 2 статьи 52 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В пункте 7 статьи 58 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Андреев ФИО6 является собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №***, зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.

На данные объекты налогообложения налоговым органом исчислен транспортный налог.

В связи с этим, административному ответчику налоговым органом направлялись налоговые уведомления №*** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за 2014 г. в размере 5145,00 рублей.

Доказательства направления налогового уведомления административным истцом не представлены.

До указанного в уведомлении срока административный ответчик транспортный налог не оплатил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из указанных правовых норм, налоговый орган начислил Андрееву ФИО11 пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 г. за период образования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 91,75 рублей.

Административному ответчику налоговым органом направлено требование №*** от ДД.ММ.ГГ об оплате недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 5145,00 рублей, а также пени на указанную недоимку в размере 91,75 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ.

Доказательства направления налогового уведомления административным истцом не представлены.

Однако до настоящего времени указанные налоговые требования не исполнены административным ответчиком в полном объеме, транспортный налог и пени по нему, до настоящего времени не оплачены.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.

Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

ИФНС России по г. Орлу обратилось к мировому судье судебного участка № 5 Заводского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Андреева ФИО7 спорной недоимки по транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Заводского района г. Орла от 21.06.2021 ИФНС России по г. Орлу в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, поскольку заявление подано с пропуском установленного законом срока, а вопрос восстановления пропущенного процессуального срока к компетенции мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит.

03.12.2021 налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным иском, в котором просит суд восстановить процессуальный срок на его подачу.

В этой связи суд учитывает следующее.

В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями, налоговый орган сослался на большой объем работы и недостаток сотрудников в штате.

Вместе с тем, к уважительным причинам пропуска установленного срока на обращение в суд с требованием о взыскании относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях следования установленного порядка обжалования.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем им должны быть обеспечена возможность своевременного обращения в суд с исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следовательно, законных оснований для восстановления срока на обращение в суд с рассматриваемым иском, по заявленным административным истцом доводам, не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Согласно разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 26 Постановления Пленума от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Поскольку на дату обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки с Андреева ФИО8, административный истец утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пеней в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствуют доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Андрееву ФИО14 о взыскании недоимки по уплате налога и пени оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течении двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Председательствующий О.И. Короткова