Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2017 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Бардахановой О.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ВлаД.вны к Администрации г. Улан-Удэ, МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" об оспаривании незаконного бездействия, при участии административного истца ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец ФИО1 просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в не обеспечении несовершеннолетней Ц.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; обязать Администрацию <адрес> организовать и предоставить несовершеннолетней Ц.В.Е. свободное место в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения, закрепленного за территорией по месту пребывания. Исковые требования мотивированы тем, что административный истец ФИО1 является матерью и законным представителем Ц.В.Е.ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ее несовершеннолетняя дочь Ц.В.Е.. поставлена на очередь в дошкольное образовательное учреждение. С момента постановки на учет и до настоящего времени несовершеннолетняя Ц.В.Е. в списки на комплектование детских садов не включалась, направление в детский сад ей не предоставлялось. После постановки ребенка на учет ФИО1 неоднократно устно и письменно дополнительно обращалась к административному ответчику с просьбой решить вопрос устройства ребенка в детский сад, однако ответчик предоставление несовершеннолетней Ц.В.Е. общедоступного бесплатного дошкольного образования не организовал, местом в детском саду ребенка не обеспечил, надлежащих мер, направленных на устройство ребенка в детский сад не предпринял, сроков устройства не называет. Непредоставление места в дошкольном образовательном учреждении до настоящего времени свидетельствует о бездействии и ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права несовершеннолетней Ц.В.Е. на доступное бесплатное дошкольное образование. Считает, что справедливым способом восстановления нарушенного конституционного права несовершеннолетней Ц.В.Е. на доступное бесплатное дошкольное образование является предоставление ей места в группе - полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения, закрепленного за территорией по месту проживания последней. Просит удовлетворить административное исковое заявление.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ".
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала, просила удовлетворить административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации <адрес> по доверенности ФИО2, одновременно представляющая по доверенности интересы административного ответчика МКУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>"исковые требования не признала, представила письменные возражения на административное исковое заявление, доводы которого поддержала в полном объеме, просила исковые требовании ФИО1 оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы административного дела, представленные доказательства, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Из части 3 данной статьи следует, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно части 4 статьи 67 данного Федерального закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и статьей 88 данного Федерального закона.
В соответствии с Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, комплектование осуществляется в общем, первоочередном и внеочередном порядке. Учет детей осуществляет Комитет по образованию <адрес> с использованием ЕАИС. Комплектование образовательных организаций на новый учебный год осуществляется Комитетом ежегодно с 1 мая по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС. Списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет. Руководители организаций в срок до 25 апреля обязаны подать в Комитет сведения о высвобождаемых местах (далее - квоты) в возрастных группах организации, а также подать квоты в ЕАИС. В остальное время комплектование ДОО производится на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места. Руководители организаций ежемесячно в течение текущего года направляют информацию о наличии свободных мест в организации в Комитет и в ЕАИС. Комитет не реже одного раза в месяц в течение календарного года обобщает и анализирует через ЕАИС сведения о наличии в ДОО свободных мест (освобождающихся мест и вновь созданных мест), предоставляя свободные места детям, состоящим на учете для предоставления места в текущем учебном году.
Согласно п. 4.6 Порядка комплектования при отсутствии свободных мест в выбранных ДОО родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОО из предложенных. При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале ЕПГУ. В случае, если Комитет не может обеспечить местом в ДОО ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, Комитет до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивает ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях. При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОО с 1 сентября следующего года.
Исходя из анализа правовых актов, суд приходит к выводу, что принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в учреждение, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, в соответствии с установленным порядком предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении осуществляется в порядке очередности, а при наличии льгот в первоочередном или внеочередном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является матерью несовершеннолетней Ц.В.Е.ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя дочь административного истца Ц.В.Е.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на очередь в дошкольное образовательное учреждение, льгот не имеет, номер очереди при постановке на учет 17187. При подаче заявления в качестве приоритетного учреждения заявителем ФИО1 указаны МБДОУ № «Земляничка» по <адрес>, МБДОУ № «Петушок» по <адрес>, МБДОУ № «Строитель» по <адрес>, МБДОУ № «Калинка» по адресу: <адрес>, МБДОУ № «Солнышко» по <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди ФИО3 составляет 819, что свидетельствует о том, что очередь с ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ года сократилась на 16368 позиций.
На момент рассмотрения дела, свободные места в группе полного дня в МБДОУ №, 109, 91, 96, 70, для детей 3-4 лет отсутствуют, что подтверждается письменными сведениями, представленными руководителями указанных учреждений.
Судом установлен и не оспаривается участниками процесса факт отсутствия свободных мест в группе полного дня МБДОУ №, №№№№, а также иных дошкольных учреждениях в <адрес>, расположенных в непосредственной близости от места жительства заявителя.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, чтонесовершеннолетняя Ц.В.Е.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,не попала в плановое комплектование из-за отсутствия свободных мест в указанных ФИО1 дошкольных детских учреждениях. ФИО1 разъяснено, что до предоставления места Комитет обеспечивает ребенку возможность получения дошкольного образования в других формах. Также ФИО1 предложено изменить список желаемых детских садов, для чего обратиться в дошкольный отдел Комитета или ГБУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия».
Административный истец имела возможность внести изменения в перечень МБДОУ для своего ребенка, осуществляющих набор нужной возрастной группы. На сегодняшний день в заявленных истцом МБДОУ младшие группы в возрасте от 3 до 4-х лет полностью укомплектованы, свободных (вакантных)местнет.Предоставлениеместсверх нормы может ухудшить условия пребывания воспитанников вдошкольномобразовательномучреждении, а также повлечет нарушение санитарных норм, предусмотренных СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работыдошкольныхобразовательных организаций».
Ребенку ФИО1 административным ответчиком предложено место в группе кратковременного пребывания в приоритетном МБДОУ №, № на что административный истец ФИО1 выразила отказ, мотивируя потребностью на получение места в группе полного дня указанных ею муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Из представленных суду административным ответчиком сведений следует, что имеются свободные места в группе полного дня МБДОУ № «Золушка» корпус № в <адрес> и в МБДОУ № «Одуванчик» по <адрес> (10 мест). Истец также не выразила желание на получение путевки в указанные дошкольные учреждения, мотивируя отдаленностью их нахождения от места жительства.
С целью ликвидации очередности в дошкольных образовательных организациях Администрацией <адрес> предпринимаются меры к расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории <адрес>, изыскиваются альтернативные варианты решения проблемы с дошкольными образовательными учреждениями, т.е. проводится работа по увеличению количества мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, а именно открытие нового корпуса ДОУ № «Зорька» (<адрес>) на 100 мест, открытие 3-х новых корпусов детских садов №,№, каждое на 100 мест, обеспечено местами в ДОУ в период планового и дополнительных комплектований по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. 4635 детей, что не оспаривается административным истцом.
Учитывая, что свободные места в дошкольных образовательных учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка отсутствуют, административному истцу, были предложены места в группе кратковременного пребывания в одно из двух учреждений по выбору заявителя МБДОУ №, №
Данное обстоятельство также указывает на осуществление административным ответчиком действий, направленных на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание необходимых условий для реализации права на образование. Тот факт, что гражданка ФИО1 отказалась от предоставленного места в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, не свидетельствует о том, что административным ответчиком нарушено право ребенком на получение дошкольного образования.
Наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценить как бездействие по выполнению обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка административного истца. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Комитет не отказывал административному истцупредоставитьее ребенку доступ к бесплатномудошкольномуобразованию, а также не накладывал ограничений на общедоступность бесплатногодошкольногообразования, в связи с чем, не нарушал права и свободы ФИО1, не создавал препятствия к их осуществлению, что исключает незаконность егобездействия.
Выдача Ц.В.Е. путевки в дошкольное образовательное учреждение ранее лиц, стоящих в очереди перед ней, нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, вставших на учет в МУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"ранее ребенка истца.
При этом, суд учитывает, что ребенок истца был поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, состоит в общей очереди, очередь приема детей имеет движение, МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"принимаются меры по увеличению количества групп, реализующих программыдошкольногообразования, с целью обеспечения всех нуждающихся путевками. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает бездействие Комитета, выразившееся в необеспечении несовершеннолетней Ц.В.Е. свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес>, суд исходит из того, что данный ответчик не осуществляет учет детей, нуждающихся в получении места в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, не выдает путевки для посещения детьми образовательных учреждений. Указанные функции возложены на МУ «Комитет по образованию Администрации <адрес>", являющегося надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 ВлаД.вны к Администрации г. Улан-Удэ, МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" об оспаривании незаконного бездействия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Дандарова