ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-977/2016 от 30.05.2016 Старорусского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-977/2016

Решение

Именем Российской Федерации

г. Холм

Новгородской области 30 мая 2016 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Ю.А.,

при секретаре Цапковой Е.В.,

с участием представителя административного истца помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Петровой Ю.А.,

представителя административного ответчика - Администрации Холмского муниципального района Новгородской области Логиновой И.Е., участвующей в деле по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Холмского межрайонного прокурора Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Холмского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ и.о. Холмского межрайонного прокурора Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Холмского муниципального района Новгородской области в котором просит обязать административного ответчика повести следующие работы: памятник «Сержанту Меркулову», расположенный по адресу: <адрес> - провести косметический ремонт (очистка от плесени) основания памятника; памятник «Войнам Холмичам и партизанам», расположенный по адресу: <адрес> - восстановить ограждение памятника с правой стороны относительно входа на территорию памятника, убрать мусор в виде сухих листьев и веток, провести косметический ремонт в виде окраски железобетонных периметров клумб, расположенные на территории памятника; памятник «122-мм пушка», установленный в честь воинов Северо-Западного фронта, провести косметический ремонт в виде окраски бордюрных плит расположенных на территории памятника; памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, на алее ведущей от центральной дороги до памятника на расстоянии приблизительно 150-200 метров, убрать сухие ветки и листья; памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, на территории памятника убрать сухую траву и листья; памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски железобетонных периметров клумб, расположенных на территории памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих листьев и веток; памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, а также основание памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника а также железобетонных периметров клумб, расположенных на территории памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, а также железобетонных периметров клумб, расположенных на территории памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный на 4-ом км. автодороги <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, основания памятника, а также железобетонных периметров клумб, расположенных на территории памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника, а также железобетонных клумб, расположенных на территории памятника, кроме того очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - провести косметический ремонт в виде окраски ограждения памятника и железобетонных периметров клумб, а также очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Партизанам-Холмичам», расположенный на гражданском кладбище в <адрес> - очистить основания памятника от грязи, а также убрать территорию памятника от сухих палок и листьев; памятник «Братская могила воинов Панфиловцев», расположенный на 103 км. автодороги <адрес> - провести обновление в виде окраски железобетонных сооружений памятника; памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - очистить территорию памятника от сухой травы и листьев; памятник «Героям павшим в боях», расположенный в <адрес> - произвести косметический ремонт железобетонного периметра клумбы, расположенной у подножья памятника в виде окраски, а также очистить территорию памятника от сухих веток и листьев; памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - окрасить ограждения памятника в виде оштукатуренных кирпичных столбов, произвести косметический ремонт железобетонные периметры клумб, расположенных на территории памятника в виде окраски, на территории памятника требуется провести работы по очистке территории от сухих веток и листьев и старых демонтированных мемориальных плит.

В обосновании иска указал, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Холмского муниципального района требований законодательства, регулирующего отношения в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статье 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации к государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

  1. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
  2. государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
  3. определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Настоящим федеральным законом установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (далее -Закон № 4292-1) воинскими захоронениями являются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

В соответствии со ст. 5 Закона № 4292-1 ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

Кроме того, ст. 7 Закона № 4292-1 обязанность по восстановлению пришедших в негодность воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 10 Закона № 4292-1 работу в части захоронения и содержания мест захоронения организуют и проводят органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Закона № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

В ходе проверки было установлено, что на территории Холмского района расположен ряд воинских захоронений.

Межрайонной прокуратурой были проверены данные захоронения на предмет их надлежащего содержания и благоустройства, по результатам проверки было установлено следующее:

- памятник «Сержанту Меркулову», расположенный по адресу: <адрес> - основание памятника требует косметического ремонта (очистка от плесени);

- памятник «Войнам Холмичам и партизанам», расположенный по адресу: <адрес> - ограждение территории памятника с правой стороны относительно входа на территорию памятника отсутствует, требуется восстановления, на территории памятника не убран мусор в виде сухих листьев и веток, железобетонный периметр клумб, расположенных на территории памятника требует окраски;

- памятник «122-мм пушка», установленный в честь воинов Северо-Западного фронта, установленный на <адрес> при въезде в <адрес> -бордюрные плиты, требуют косметического ремонта (окраски);

- памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - ограждение памятника требует обновления (покраски), на алее ведущей от центральной дороги до памятника на расстоянии приблизительно 150-200 метров, требуется уборка сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - ограждение памятника требует косметического ремонта в виде окраски, на территории памятника требуется уборка от сухой травы, веток, листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - ограждение памятника, а также железобетонные периметры клумб, расположенных на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того необходима уборка территории памятника от сухих листьев и веток;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - ограждение памятника, а также основание памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того на территории памятника требуется провести работы по очистке территории от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - ограждение памятника требует косметического ремонта в виде окраски, кроме того на территории памятника требуется провести работы по очистке территории от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - ограждение памятника а также железобетонные периметры клумб, расположенные на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того требуется провести работы по очистке территории памятника от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный в <адрес> - ограждение памятника, а также железобетонные периметры клумб, расположенные на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того требуется провести работы по очистке территории памятника от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный на 4-ом км. автодороги <адрес> - ограждение памятника, основание памятника, а также железобетонные периметры клумб, расположенные на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того требуется провести работы по очистке территории памятника от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - ограждение памятника, а также железобетонные периметры клумб, расположенные на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того требуется провести работы по очистке территории памятника от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - ограждение памятника в виде железных решеток и оштукатуренных кирпичных столбов требуют косметического ремонта в виде окраски, железобетонные периметры клумб, расположенные на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, кроме того требуется провести работы по очистке территории памятника от сухих веток и листьев;

- памятник «Партизанам-Холмичам», расположенный на гражданском кладбище в <адрес>, - требуется очистка основания памятника от грязи, а также уборка территории памятника от сухих палок и листьев;

- памятник «Братская могила воинов Панфиловцев», расположенный на 103 км. автодороги <адрес> - требуется обновление в виде окраски железобетонных сооружений памятника;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес>, на территории памятника требуется провести работы по очистке от сухой травы и листьев;

- памятник «Героям павшим в боях», расположенный в <адрес>, требуется произвести косметический ремонт железобетонного периметра клумбы, расположенной у подножья памятника в виде окраски, а также на территории памятника требуется провести работы по очистке территории от сухих веток и листьев;

- памятник «Воинское кладбище», расположенный у <адрес> - ограждения памятника в виде оштукатуренных кирпичных столбов требуют косметического ремонта в виде окраски, железобетонные периметры клумб, расположенные на территории памятника требуют косметического ремонта в виде окраски, основание памятника требует очистки от плесени и окраски, на территории памятника требуется провести работы по очистке территории от сухих веток и листьев и старых демонтированных мемориальных плит.

Непринятие администрацией Холмского муниципального района мер по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений не позволяет в надлежащей степени увековечить память погибших защитников Отечества, может негативным образом сказаться на воспитании молодежи, причинить моральные страдания ветеранам Великой Отечественной войны и родственникам захороненных.

В судебном заседании помощник Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Петрова Ю.А. исковые требования поддержала в части возложения на Администрацию Холмского муниципального района обязанность восстановить ограждение памятника с правой стороны относительно входа на территорию памятника «Войнам Холмичам и партизанам», расположенного по адресу: <адрес> по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила установить срок исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части от поддержания иска отказалась, в связи с добровольным исполнением требований прокурора административным ответчиком.

Представитель административного ответчика Администрации Холмского муниципального района Новгородской области Логинова И.Е., в указанной части исковые требования признала в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статье 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации к государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

  1. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
  2. государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
  3. определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Настоящим федеральным законом установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (далее -Закон № 4292-1) воинскими захоронениями являются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

В соответствии со ст. 5 Закона № 4292-1 ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

Кроме того, ст. 7 Закона № 4292-1 обязанность по восстановлению пришедших в негодность воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 10 Закона № 4292-1 работу в части захоронения и содержания мест захоронения организуют и проводят органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Закона № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что требования прокурора, законны и обоснованны, поэтому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 290 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. Холмского межрайонного прокурора Новгородской области к Администрации Холмского муниципального района Новгородской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Холмского муниципального района Новгородской области до ДД.ММ.ГГГГ восстановить ограждение памятника с правой стороны относительно входа на территорию памятника «Войнам Холмичам и партизанам», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья: Ю.А. Иванова