дело № 2а-977/2021
47RS0002-01-2021-001422-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 23 ноября 2021 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Красильникова А.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием административного истца прокурора ФИО4, представителя административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области – ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 заинтересованного лица администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, представителя заинтересованного лица КУМИ администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Калитинского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области – ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Волосовский районный суд с иском к комитету по природным ресурсам Ленинградской области, в котором просит признать незаконным бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившегося в не подготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «<адрес>» на территории Волосовского района Ленинградской области и об установлении их границ, обязать комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы «<адрес>» на территории Волосовского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.
В обоснование административного иска истец указывает, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
В ходе проверки было установлено, что на территории Волосовского района Ленинградской области находится памятник природы «<адрес>».
Пунктом 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, к полномочиям Комитета по природным ресурсам ФИО1<адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с п. 21 указанных Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
В нарушении действующего законодательства административным ответчиком не подготовлено предложение о создании охранной зоны памятника природы «<адрес> на территории <адрес>ФИО1<адрес> и об установлении их границ.
Отсутствие установленных охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит иск удовлетворить.
В судебном заседании прокурор ФИО4 административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
ФИО1 административного ответчика комитета по природным ресурсам ФИО1<адрес> – ФИО5 возражала против удовлетворения административного иска, указывая на то, что прокурором не были учтены положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ», в котором указано, что особо охраняемые природные территории и них охранные зоны, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке установленном до ДД.ММ.ГГГГ ( ч3. Ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 406 ФЗ).
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской <адрес> – ФИО6 поддержала иск прокурора, полагала, что он является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица КУМИ администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – ФИО7 поддержала иск прокурора, полагала, что он является законным и обоснованным.
ФИО1 администрации муниципального образования Калитинского сельского поселения Волосовского муниципального района ФИО1<адрес> – ФИО8 поддержал иск прокурора, полагала, что он является законным и обоснованным.
Представитель Правительства Ленинградской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил в суд возражения относительно административного иска.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
Согласно части 1 статьи 27 названного Федерального закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Согласно подпункту «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Приведенные положения закона свидетельствуют о необходимости принятия мер по охране территорий памятников природы, в том числе путем определения их границ, границ охранной зоны.
Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Из материалов дела следует, что на территории Калитинского сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения- памятник природы «Истоки реки Оредеж в урочище «Донцо». Паспорт Памятника природы, его границы и режим особой охраны утверждены постановлением Правительства Ленинградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 22-24).
ФИО1 межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности комитета по природным ресурсам ФИО1<адрес>.
В ходе проверки было установлено, что на территории Волосовского района Ленинградской области находится памятник природы «<адрес>». В нарушении норм действующего законодательства административным ответчиком не подготовлено предложение о создании охранной зоны памятника природы «<данные изъяты>» на территории <адрес>ФИО1<адрес> и об установлении их границ.
Пунктом 2.1 Положения о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, к полномочиям Комитета по природным ресурсам ФИО1<адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
П. 3.1 Положения № комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов ФИО1<адрес> по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось, что меры по подготовке такого предложения в отношении названного памятника природы регионального значения комитетом не приняты.
С учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика допущено бездействие по не подготовке и не направлению в ФИО1<адрес> предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «<данные изъяты>» и об установлении ее границ.
При этом, ссылки административного ответчика на положения ФЗ № 406–ФЗ от 28.12.2013 не являются основаниям для отказа в удовлетворении иска, поскольку административным ответчиком не было представлено доказательств того, что охранные зоны памятника природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо» и их границы были утверждены ранее, соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившегося в не подготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы <адрес>» на территории Волосовского района Ленинградской области и об установлении их границ.
Обязать комитет по природным ресурсам ФИО1<адрес> в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы «<адрес>» на территории <адрес>ФИО1<адрес> и об установлении их границ, после чего передать их в ФИО1<адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 7 декабря 2021 года.