ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-977/2021 от 25.03.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-977/2021

22RS0011-02-2021-000471-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2021 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Яркович Н.Г.,

при секретаре Аншаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Начальник территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и ...х Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Губий Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к указанному административному ответчику, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц. Обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию твердых коммунальных отходов, находящихся на земельном участке, расположенном с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адресу ..., а так же обеспечить в месте нахождения площадки ТКО, по адресу ... размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственники площадки.

В обоснование заявленных требований указал, что в адрес территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления роспотребнадзора по Алтайскому краю поступило обращение гражданина от ***. вх. , согласно которому захламлена территория земельного участка рядом с контейнерной площадкой по адресу ..., предназначенной для сбора ТКО. В ходе рассмотрения поступившего обращения было установлено, что на земельном участке по адресу ... размещена контейнерная площадка. Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на официальном сайте Администрации города Рубцовска Алтайского края (ссылка kopiya_ reestr_mestploshchadok_nakopleniva_tko.xlsx) земельный участок, находящийся по адреcу ..., предназначен для размещения контейнерной площадки и находится в собственности Администрации города Рубцовска Алтайского края. В результате предварительной проверки поступившей информации, при визуальном осмотре *** было установлено, что на расстоянии 0,1-0,5 м с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адреcу ..., непосредственно на земле находится куча отходов, размерами около 4,0х2,5х0,5 м3, состоящие из остатков деревьев, картонных коробок, использованных полимерных пакетов, пищевых отходов и др. Так же на данной площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 07.01.2002 № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления». На основании ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Аналогичные нормы содержатся в п.26 ст.6 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18 августа 2011 года № 633 в редакции от 22 ноября 2018 года. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с отходами). Абзац 5 пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. В соответствии с п. 4. Правил обращения с отходами обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Согласно п. 5 Правил обращения с отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. Согласно п. 13 Правил обращения с отходами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Согласно п. 14 Правил обращения с отходами лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок. Кроме этого, в соответствии с п. 18 Правил обращения с отходами собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, которое сформулировано, как «территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов». ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 2 декабря 2001 года № 607-ст, в п. 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лило не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2). В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накоплений твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. При этом Минстрой России в своем письме от 03.04.2019 №11696-АО/06 разъясняет: в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия. Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора. В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Так же согласно информации ФАС России, отраженной в письме от 19.04.2017 N ВК/26417/17 "О направлении информации по вопросу перехода на новую систему регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами" указано, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством лежит на собственниках земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Поскольку свалка мусора образовалась на территории, расположенной рядом с контейнерной площадкой и частично на самой контейнерной площадке, расположенной на земельном участке, находящимся в собственности Администрации г. Рубцовска, в связи с этим ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО должна осуществляться собственником земельных участков, т.е. Администрацией г. Рубцовска. Таким образом, бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края в виде непринятия мер по проведению организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки приводит к угрозе возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний (отравлений) среди населения, причинения ущерба здоровью людей или окружающей среде, что нарушает права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду обитания. Администрация города Рубцовска Алтайского края нарушает установленное ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ право неопределенного круга лиц (граждан) на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, что создает угрозу возникновения и распространения заболеваний среди неопределенного круга лиц (если исходить из самого понятия санитарно-эпидемиологических требований, отраженного в ст.1 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела судом в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «ВторГеоРесурс».

Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Шестернина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенных в административном иске. Указала, что на момент рассмотрения дела несанкционированная свалка мусора вблизи контейнерной площадки по адресу ... не убрана, информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственники площадки по адресу ... не размещена.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края Роте С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв, просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что обязанность по содержанию контейнерных площадок лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. В настоящее время в соответствии с постановлением от *** Администрации г. Рубцовска дом по ... исключен из реестра мест накопления ТКО в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющими компаниями. *** заключен муниципальный контракт между Администрацией г. Рубцовска и ООО "ВторГеоРесурс", в рамках которого региональный оператор обязан убрать несанкционированную свалку вблизи контейнерной площадки. До настоящего времени свалка мусора не ликвидирована, информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственники площадки по адресу ... не размещена.

Представитель заинтересованного лица ООО «ВторГеоРесурс» в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенного о слушании дела.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Главой 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 07.01.20002 № 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На основании ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа является Администрация города, которая действует на основании Устава муниципального образования «Город Рубцовск».

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Аналогичные нормы содержатся в п.26 ст.6 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18 августа 2011 года № 633 в редакции от 22 ноября 2018 года. В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 56 Устава, к полномочиям Администрации г. Рубцовска в области коммунального хозяйства и благоустройства относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с отходами).

Абзац 5 пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, которое сформулировано, как «территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов».

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в п. 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2).

Судом установлено, что согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на официальном сайте Администрации города Рубцовска Алтайского края (ссылка: kopiуa_reestr_mestploshchadok_nakopleniya_tko.xlsx) земельный участок (географические координаты <данные изъяты>”), находящийся по адресу ..., предназначен для размещения контейнерной площадки и находится в собственности Администрации города Рубцовска Алтайского края, что не оспаривалось представителем Администрации г. Рубцовска Алтайского края.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю был обследован земельный участок по указанному адресу и составлен акт. Так, согласно акту обследования контейнерной площадки, расположенной по адресу: ..., предназначенной для сбора ТКО от *** на контейнерной площадке установлено 4 стандартных контейнеров, которые отходами не переполнены. Отходов на самой площадке нет. При этом на расстоянии 0,1-0,5 м. к западу от самой площадки непосредственно на земле находятся куча отходов, размером около 4,0х2,5х0,5 м3, состоящая из остатков деревьев, картонных коробок, использованных полимерных пакетов, пищевых отходов и др. На данной площадке не размещена информация об обслуживаемых объектах и о собственниках площадки, что подтверждается фототаблицей, приложенной к акту.

На момент рассмотрения административного дела несанкционированная свалка мусора, расположенная на земельном участке на расстоянии 0,1-0,5 м. к западу от контейнерной площадки не убрана, на площадке не размещена информация об обслуживаемых объектах и о собственниках площадки что подтверждается пояснениями сторон.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 14 Правил обращения с отходами лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

На основании изложенного, принимая во внимание, что собственником места накопления твердых коммунальных отходов, расположенного по ... и земельного участка является муниципальное образование, установив наличие несанкционированного размещения ТКО на прилегающей к контейнерной площадке территории, суд полагает, что требования в данной части административного иска подлежат удовлетворению.

В рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне от *** между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "ВторГеоРесурс", на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоропровод. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 Правил № 1156). Доказательств некачественного оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО с момента погрузки суду не предоставлено. Представленным актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю на момент проверок подтверждается, что контейнеры ТКО не переполнены, вывоз мусора осуществляется своевременно.

Доводы представителя административного ответчика, указанные в судебном заседании и в отзыве на иск отклоняются судом, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Поскольку несанкционированное размещение ТКО образовалось на территории рядом с контейнерной площадкой, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации г. Рубцовска, в связи с этим ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО должна осуществляться собственником земельного участка, т.е. Администрацией г. Рубцовска. Тот факт, что Администрацией ... был заключен с региональным оператором контракт от *** в рамках которого региональный оператор обязан убрать несанкционированную свалку вблизи контейнерной площадки, не является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска, предъявленного к Администрации г. Рубцовска. Поскольку в указанном контракте, приложениях к нему, и письме от *** зам.начальника Управления по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии в адрес директора ООО "ВторГеоРесурс", в котором выражена просьба ликвидировать несанкционированные свалки по адресам, в том числе и по ..., не оговорены сроки выполнения работ. И на момент рассмотрения административного дела несанкционированная свалка не ликвидирована. Наличие указанного контракта не освобождает Администрацию г. Рубцовска от обязанности по осуществлению муниципального контроля, полномочий по проведению организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Доводы административного ответчика о том, что обязанность по содержанию мест накопления ТКО, включая уборку несанкционированного размещения ТКО, возложена на управляющие компании, жителей многоквартирных домов, находящихся под управлением данных управляющих компаний, которые пользуются указанными контейнерными площадками, судом отклоняются. Указанная контейнерная площадка и прилегающая к ней территория не входят в состав общего имущества собственников МКД, и в установленном законом порядке не предоставлялась управляющим компаниям в пользование жителям МКД. Факт того, что дом по ... исключен из реестра мест накопления ТКО г. Рубцовска, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований.

Согласно п. 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утв. Постановлением Правительства Алтайского края от 24.07.2017 N 272, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, назначенное потребителем в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В связи с этим, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность обеспечить размещение на контейнерной площадке, расположенной по адресу: ..., информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

Поскольку до настоящего времени несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов вблизи контейнерной площадки по ..., не ликвидирована, имеет место бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края в виде непринятия мер по проведению организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, что приводит к угрозе возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний (отравлений) среди населения, причинения ущерба здоровью людей или окружающей среде, и нарушению права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду обитания.

В связи с этим, требования о признании незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц, так же подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц.

Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно, обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию твердых коммунальных отходов, находящихся на земельном участке, расположенном с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адресу ....

Обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края разместить на контейнерной площадке, расположенной по адресу: ..., информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.

Председательствующий Н.Г. Яркович