ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-977/21 от 24.06.2021 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-977/21

УИД 23RS0004-01-2021-001818-49

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.-к. Анапа 24 июня 2021 г.

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Киндт С.А.,

при секретаре Мазник Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по городу-курорту (...) к Бродягина Е.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость,

У С Т А Н О В И Л

ИФНС России по городу-курорту (...) обратилась в суд с административным иском к Бродягина Е.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость, указав, что на налоговом учете в ИФНС России по городу-курорту (...) состоит в качестве налогоплательщика Бродягина Е.А., ИНН: 000, дата рождения: 00.00.0000, место рождения: Россия, (...), адрес регистрации по месту жительства: 353430,Россия, (...), (...) В Российской Федерации обязанность уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ и иными нормативными актами. Согласно п.2 ст.227 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. На основании п.5 ст.227 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется в срок не позднее 30 апреля следующего года. Согласно п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не оплатил налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 4304, 41 рублей. В связи с миграцией налогоплательщика ИФНС 000 по городу Краснодару передала ИФНС России по городу-курорту (...) карточку расчетов с бюджетом с задолженностью по пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4304,41 руб. В силу п.1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и не зависимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а так же мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с сумой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ). В силу п.6 ст. 75 НК к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Бродягина Е.А. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 00.00.0000 по 00.00.0000 Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Согласно п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. В соответствии с п.1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Согласно п.1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. В связи с миграцией налогоплательщика ИФНС 000 по городу Краснодару передала ИФНС России по городу-курорту (...) карточку расчетов с бюджетом с задолженностью по пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 6643,10 руб. Налоговым органом путем направления в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ требования 000 от 00.00.0000 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, страховых взносов предлагалось в добровольном порядке оплатить сумму задолженности, однако до настоящего времени налогоплательщик свою обязанность не исполнил. Требование в соответствии со ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма либо может быть передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В связи с наличием задолженности Налоговый орган обратился к Мировому судье судебного участка №(...) с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бродягина Е.А. Определением мирового судьи судебного участка судебного участка 000 Анапского городского суда (...) от 00.00.0000 судебный приказ, вынесенный 00.00.0000 по делу 000а-2314/2020 в отношении Бродягина Е.А. отменен на основании заявления должника. Просит суд взыскать с Бродягина Е.А., ИНН: 000 дата рождения: 00.00.0000, место рождения: Россия, (...), адрес регистрации по месту жительства: 353430,РОССИЯ, (...), Анапская ст-ца, Лукьяненко ул,41, в пользу ИФНС России по городу - курорту Анапа недоимки по: - Пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4304,41 руб. ; - Пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 6643,10 руб. На общую сумму 10947,51 рублей.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне слушания дел извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Бродягина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Согласно ч.2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, страхового взноса, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, страхового взноса должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, страхового взноса является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено, что на налоговом учете в ИФНС России по городу-курорту (...) состоит в качестве налогоплательщика Бродягина Е.А., ИНН: 000, дата рождения: 00.00.0000, место рождения: Россия, (...), адрес регистрации по месту жительства: 353430,Россия, (...), Анапская ст-ца, Лукьяненко ул,41.

Согласно п.2 ст.227 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

На основании п.5 ст.227 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется в срок не позднее 30 апреля следующего года.

Согласно п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не оплатил налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 4304, 41 рублей.

В связи с миграцией налогоплательщика ИФНС 000 по городу Краснодару передала ИФНС России по городу-курорту (...) карточку расчетов с бюджетом с задолженностью по пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4304,41 руб.

В силу п.1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и не зависимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а так же мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с сумой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).

В силу п.6 ст. 75 НК к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Бродягина Е.А. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 00.00.0000 по 00.00.0000

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В соответствии с п.1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Согласно п.1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В связи с миграцией налогоплательщика ИФНС 000 по городу Краснодару передала ИФНС России по городу-курорту (...) карточку расчетов с бюджетом с задолженностью по пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 6643,10 руб.

Налоговым органом путем направления в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ требования 000 от 00.00.0000 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, страховых взносов предлагалось в добровольном порядке оплатить сумму задолженности, однако до настоящего времени налогоплательщик свою обязанность не исполнил. Требование в соответствии со ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма либо может быть передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с наличием задолженности Налоговый орган обратился к Мировому судье судебного участка №(...) с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бродягина Е.А.

Определением мирового судьи судебного участка судебного участка 000 Анапского городского суда (...) от 00.00.0000 судебный приказ, вынесенный 00.00.0000 по делу 000а-2314/2020 в отношении Бродягина Е.А. отменен на основании заявления должника.

По делам о взыскании обязательных платежей суд проверяет соблюдение налоговым органом сроков, установленных ст. 48 НК РФ, а также сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ, если их нарушение привело к принудительному взысканию обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Материалами дела подтверждается, что Бродягина Е.А. прекратила деятельность 00.00.0000г., пени начислены на 01.01.2016г. Налоговым органом путем направления в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ требования 000 от 00.00.0000 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, страховых взносов предлагалось в добровольном порядке оплатить сумму задолженности.

Суд учитывает, что гражданин в публичных отношениях, связанных со взысканием обязательных платежей, является экономически более слабой и зависимой стороной и установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Административное судопроизводство в числе прочего основывается на равенстве всех перед законом и судом, а также состязательности и равноправии сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункты 2 и 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства РФ). Соблюдение указанного принципа - обязанность суда.

Таким образом, суд считает, что уважительных причин для пропуска срока принудительного взыскания по делу не установлено. Несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в ст.ст. 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены ст. 48 НК РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления и получения требования и минимального срока на исполнение требования, установленного п. 4 ст. 69 НК РФ.

Следовательно, в данном случае с учетом положений ст. 6.1 НК РФ предельный срок обращения в суд по взысканию налога истекал 15 октября 2016 года (01 января 2016 года + 3 месяца (срок для направления требованиям) + 6 рабочих дней+ 8 рабочих дней + 6 месяцев).

Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика страховых взносов и пени изначально подано мировому судье только 09.10.2020 года, то есть уже за пределами установленного законом срока.

Учитывая, что принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, требования налогового органа об уплате страховых взносов и пени удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по городу-курорту Анапа к Бродягина Е.А., о взыскании с Бродягина Е.А., ИНН:000, дата рождения: 00.00.0000, место рождения: Россия, (...), адрес регистрации по месту жительства:353430, Россия, (...) в пользу ИФНС России по городу-курорту Анапа недоимки по:

- Пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физических лиц, зарегистрированными в капчестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4 304,41 руб.;

- Пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 6 643,10 руб., на общую сумму 10 947,51 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.

Судья

Анапского районного суда: С.А.Киндт

Полный текст решения суда изготовлен 29 июня 2021г.