Административное дело № 2а-977/23
УИД09RS0005-01-2023-001040-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Лепшокова Р.А., с участием помощника прокурора Малокарачаевского района Биджиева С.Р., при секретаре Гогуевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное исковое заявление прокурора Малокарачаевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействий администрации Малокарачаевского муниципального района в части неприятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры незаконным и обязании администрации Малокарачаевского муниципального района провести обследование и категорирование МКУДОД «Детская музыкальная школа №3 с.Первомайское», разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорт безопасности учреждения культуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Малокарачаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к администрации Малокарачаевского муниципального района, КЧР и просит признать бездействие администрации Малокарачаевского муниципального района в части неприятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры незаконным, обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района провести обследование и категорирование МКУДОД «Детская музыкальная школа №3 с.Первомайское», расположенной по адресу: <адрес><адрес>, разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорт безопасности учреждения культуры, при этом ссылается на то обстоятельство, что совместно с сотрудниками ОВО по Малокарачаевскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по КЧР» проведена проверка антитеррористической защищенности объектов (территории), осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории Малокарачаевского района, которым установлено, что в МКУДОД «Детская музыкальная школа №<адрес>», расположенной в <адрес>, имеется паспорт безопасности, однако процедура категорирования в качестве объекта культуры, в нарушение ст. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, не проведена.
Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении подведомственности муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры, осуществляющих образовательную деятельность со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хореографическая школа», вышеуказанное учреждение передано в подведомственное подчинение отдела организационной работы, культуры и молодежной политики администрации района, в качестве объекта культуры. Законом на должностных лиц вышеуказанной организации возложена обязанность, принять все необходимые меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Согласно пп. 41-42 требований, на каждый объект составляется паспорт безопасности, который является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «для служебного пользования» если не присваивается ему гриф «секретности».
В соответствии с требованиями п.45 актуализация паспорта безопасности объекта осуществляется не реже одного раза в три года.
Согласно п.7 указанного постановления Правительства, для проведения категорирования объекта по решению руководителя органа в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию объекта, в отношении функционирующих объектов не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу указанных требований; при вводе в эксплуатацию нового объекта в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Прокуратурой района ранее была проведена аналогичная проверка исполнения законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов культуры, по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы администрации Малокарачаевского района было внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства. В настоящее время отраженные в акте прокурорского реагирования нарушения, не устранены, что подтверждается объяснением начальника организационного отдела культуры и молодежной политики администрации района от ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение правил и требований вышеперечисленного законодательства, оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объектов, поскольку согласно ст.3 ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Биджиев С.Р., иск поддержал и по основаниям и доводам, изложенным в иске, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика –администрации Малокарачаевского муниципального района Джатдоева Б.А. в судебное заседание не явилась, обратившись с ходатайством, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, против удовлетворения иска не возражает.
Представитель третьего лица - ОВО по Малокарачаевскому району -филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по КЧР» Байчоров Р.С. в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без его участия, своего мнения по-существу иска не выразил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых не признана обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
В соответствии со статьями 2, 20, 38 и 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно статье 2 ФЗ №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризму.
Судом установлено, что совместно с сотрудниками ОВО по Малокарачаевскому району – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по КЧР» проведена проверка антитеррористической защищенности объектов, осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории Малокарачаевского района, которым установлено, что в МКУДОД «Детская музыкальная школа № 3 с.Первомайское», расположенной в <адрес>, имеется паспорт безопасности, однако процедура категорирования в качестве объекта культуры, в нарушение ст. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, не проведена.
В соответствие с п.5 требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта, осуществляется категорирование объектов.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих объектов, при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения ранее присвоенной категории.
Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении подведомственности муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры, осуществляющих образовательную деятельность со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хореографическая школа», вышеуказанное учреждение передано в подведомственное подчинение отдела организационной работы, культуры и молодежной политики администрации района, в качестве объекта культуры. Законом на должностных лиц вышеуказанной организации возложена обязанность, принять все необходимые меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Согласно пп. 41-42 требований, на каждый объект составляется паспорт безопасности, который является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «для служебного пользования» если не присваивается ему гриф «секретности».
В соответствии с требованиями п.45 актуализация паспорта безопасности объекта осуществляется не реже одного раза в три года.
Согласно п.7 указанного постановления Правительства, для проведения категорирования объекта по решению руководителя органа в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию объекта, в отношении функционирующих объектов не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу указанных требований; при вводе в эксплуатацию нового объекта в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Прокуратурой района ранее была проведена аналогичная проверка исполнения законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов культуры, по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы администрации Малокарачаевского района было внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства.
Неисполнение правил и требований вышеперечисленного законодательства, оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объектов, поскольку согласно ст.3 ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.
До настоящего времени, отраженные в акте прокурорского реагирования нарушения, не устранены, что подтверждается объяснением начальника организационного отдела культуры и молодежной политики администрации района от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что нарушения, изложенные в представлении прокуратуры района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не устранены, в связи с большим объемом работ.
Согласно справки врио начальника ОВО по Малокарачаевскому району- филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по КЧР» - МКУДОД «Детская музыкальная школа № 3 с.Первомайское» присвоена 4 категория опасности.
Суду также представлено Задание первого заместителя прокурора республики от ДД.ММ.ГГГГ., на основании которого была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов культуры и спорта прокуратурой района совместно с сотрудниками ОВО по Малокарачаевскому району - филиала ФГКУ ВНГ России по КЧР».
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ г., главы администрации района, следует, что паспорт безопасности на переданные объекты разработаны и находятся в процессе согласования с соответствующими службами.
Согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. №№ следует, что в подведомственное подчинение отдела организационной работы культуры и молодежной политики администрации Малокарачаевского муниципального района в том числе передано и МКУДОД «Детская музыкальная школа №3 с.Первомайское».
В соответствии со статьей 3 и статьей 5 Закона о противодействии терроризму, юридические и физические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; б) выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию террористического акта; в) минимизации и (или) последствий проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) следует считать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей признается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (ст. 3 Закона о противодействии терроризму).
Таким образом, доводы административного истца, нашли свое подтверждение в судебном заседании, поскольку, в порядке статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» внесенное 04.10.2023г. прокуратурой района, представление, по результатам рассмотрения которого должных мер административным ответчиком не приняты, выявленные ранее нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований прокурора, как направленных на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, так как одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
При этом неисполнение правил и требований вышеперечисленного законодательства, оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объектов, поскольку согласно ст.3 ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Руководствуясь статьями 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Малокарачаевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района, КЧР о признании бездействий администрации Малокарачаевского муниципального района в части неприятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры незаконным и обязании администрации Малокарачаевского муниципального района провести обследование и категорирование МКУДОД «Детская музыкальная школа №3 с.Первомайское», разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорт безопасности учреждения культуры, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Малокарачаевского муниципального района в части неприятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры незаконным.
Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района провести обследование и категорирование МКУДОД «Детская музыкальная школа №3 с.Первомайское», расположенной по адресу: КЧР, <адрес>, разработать и согласовать в установленном законом порядке, паспорт безопасности учреждения культуры.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КЧР в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Малокарачаевский районный суд КЧР.