ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-978/20 от 22.07.2020 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г. Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Асланукова М.А., при секретаре судебного заседания Каракотовой М.И., с участием представителя административного истца ( ответчика по встречному иску) - МИ ФНС № 3 по КЧР- Эдиевой М.С., действующей на основании доверенности, административного ответчика ( истца по встречному иску)- Халкечева Б.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-978/20 по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике к Халкечеву Борису Исмаиловичу о взыскании обязательных платежей и санкций и по встречному административному иску Халкечева Бориса Исмаиловича к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике об обязании произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов,

установил:

МИ ФНС № 3 по КЧР обратилась в Черкесский городской суд с административным иском к Халкечеву Б.И. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 21040,80руб.

Из административного искового заявления следует, что Халкечев Б.И. состоит на учете в МИ ФНС № 3 по КЧР, имел статус адвоката. По сведения Адвокатской палаты зарегистрирован в статусе адвоката распоряжением № 272-Р от 22.10.2010г., прекращен статус адвоката 27.07.2019г. распоряжением № 213-Р, является плательщиком страховых взносов. На день предъявления административного иска, должником в бюджет не уплачена сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на недоимку 20992,00руб. была начислена пеня в размере 48,80руб.

Халкечев Б.И. обратился с встречным административным иском, полагая, что на период действия ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009, т.е. до 2017 г. задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд медицинского страхования не имеет. Более того, до 01.01.2017 произошла переплата на сумму 66814,81руб. в том числе 55858,24руб. по страховым взносам в Пенсионный фонд и 10956,57руб. в Фонд медицинского страхования. Из справки № 1259036 от 13.06.2019 следует, что у него имеется задолженность по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование), начиная с 01.01.2017 в размере 44095,00руб., которую он не оспаривает.

В судебном заседании представитель административного истца ( ответчика по встречному иску) - МИ ФНС № 3 по КЧР- Эдиева М.С. поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить административный иск в полном объеме по основания, изложенным в административном исковом заявлении. В удовлетворении встречного иска просила отказать, поскольку у административного истца нет возможности произвести зачет оплаченной суммы по страховым взносам в счет погашения недоимки.

Административный ответчик ( истец по встречному иску) Халкечев Б.И. не признал исковые требования, предъявленные к нему МИФНС № 3 по КЧР, просил в удовлетворении иска отказать. Представил письменные возражения на иск. Поддержал свои встречные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным во встречном административном исковом заявлении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.

В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3).

В соответствии с положениями статей 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, регулирует, в том числе отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. При этом согласно пункту 3 статьи 9 НУ РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В соответствии со статьей 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ).

Как установлено в судебном заседании МИ ФНС № 3 по КЧР обратилась в Черкесский городской суд КЧР с иском к Халкечеву Б.И., просит взыскать с Халкечева Б.И. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за период с января 2017 налог в размере 17550руб и пеню в размере 40,80руб. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2017 год в суме 3442руб., пеня 8 руб.

Наличие указанных сумм достоверно подтверждается расшифровкой задолженности налогоплательщика – физического лица, а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации по состоянию на январь 2019 года.

Согласно сведениям Адвокатской палаты КЧР зарегистрирован в качестве адвоката 22.10.2010г., 27.07.2019г. статус адвоката Халкечева Б.И. прекращен.

В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговый период, за который взыскивается налог с административного ответчика согласно представленного расчета задолженности 2017 год.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Исполнение обязанности по уплате налогов согласно ст.72 НК РФ обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с п.1 ст.75 Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно частям 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ (части 2, 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ). Взыскание страховых взносов производится в силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов. Согласно части 3 указанной статьи до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Требование №321787 по состоянию на 18.01.2018 об уплате задолженности по страховым взносам на сумму 21040,80руб. получено административным ответчиком (административным истцом по встречному иску) 05.03.2019.

Определение об отмене судебного приказа вынесено 30.07.2019. С настоящим иском в суд МИ ФНС №3 по КЧР обратилась 29.01.2020, то есть, в установленные законом сроки.

На момент рассмотрения дела задолженность по налогам и пени административного ответчика(административного истца по встречному иску) составляет 21040,80руб., что подтверждается расчетом, представленным истцом.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Частью 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Согласно ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.

Проверяя представленный административным истцом расчет задолженности, суд учитывает, что данный расчет административным ответчиком оспорен не был. Данный расчет выполнен арифметически верно и выступает в качестве подтверждения размера задолженности ответчика по обязательным платежам. Доказательств об уплате налогов за спорные периоды и доказательств необоснованности произведенного расчета ответчиком суду не представлено.

Неисполнение требования явилось основанием для обращения в суд с иском для принудительного взыскания задолженности.

При установленных обстоятельствах и принимая во внимание, что административный истец своевременно обратился в суд с иском о взыскании задолженности по налогам и пени, суд считает требование административного истца о взыскании с должника указанного вида налога и пени, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В удовлетворении встречного иска Халкечева Бориса Исмаиловича следует отказать в силу вышеуказанных обстоятельств, а также по следующим основаниям. В силу ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней. Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств, как между бюджетами, так и внутри данного бюджета. С учетом того, что налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности налога не исполненной. Положения пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, устанавливающие основания для признания обязанности по уплате налога неисполненной, корреспондируют с пунктом 7 указанной статьи, предусматривающим процедуру уточнения платежа. Этой нормой урегулирован механизм возврата суммы платежа (налога, сбора и иного платежа, администрируемого налоговым органом) в случае некорректного оформления налогоплательщиками платежных поручений. Согласно ей, при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

В обоснование встречного иска Халкечев Б.И. указал, что в период действия Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009, то есть, до 01.01.2017 у него произошла переплата по страховым взносам на пенсионный фонд в размере 55858,24руб. и 10956,57руб. - в фонд медицинского страхования. На его обращение в налоговый орган о зачете излишне оплаченных сумм за отчетные периоды до 01.01.2017 в счет погашения недоимки, ему отказано по мотивам отсутствия предусмотренных законом оснований. Как указано в п. 1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Согласно п. 5 указанной статьи, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В силу данной нормы Кодекса, сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на погашение недоимки по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога, в связи с чем, оснований для удовлетворения встречного иска у суда не имеется.

В соответствии с ч.3 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

По данному административному делу МИФНС России №3 по КЧР освобождена от уплаты государственной пошлины.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Учитывая вышеизложенное, государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования г. Черкесска.

Руководствуясь ст. 175-180, 292-294 КАС РФ,

решил:

административный иск Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике к Халкечеву Борису Исмаиловичу о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с Халкечева Бориса Исмаиловича 21040,80руб. в счет уплаты задолженности по страховым взносам:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017): налог в размере 17550руб., пеня в размере 40.80руб.;

-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 3442руб., пеня в размере 8 руб.

Реквизиты для перечисления сумм задолженности:

Получатель – Управление Федерального Казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (Межрайонная ИФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике), ИНН0914000772, КПП 091401001; банк получателя ГРКЦ НБ КЧР Банка России по г. Черкесск, БИК 049133001, счет 401018108034900100006.

В удовлетворении встречного административного иска Халкечева Бориса Исмаиловича к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике об обязании произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов - отказать.

Взыскать с Халкечева Бориса Исмаиловича в бюджет муниципального образования города Черкесска государственную пошлину в размере 400рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, начиная с 05.08.2020.

Судья Черкесского городского суда М.А. Асланукова

1версия для печатиДело № 2а-978/2020 ~ М-261/2020 (Решение)