ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-979/19 от 07.11.2019 Сергиевского районного суда (Самарская область)

63RS0028-01-2019-001125-18

№2а-979/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск 07 ноября 2019 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе: председательствующей судьи Шишовой Л.А.,

при секретаре Карягиной М.А.,

с участием: административного истца – главы городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкина В.В.,

административного ответчика – представителей начальника отдела старшего судебного пристава ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Резяпкина А.Н. - заместителя начальника ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Андреева А.И. и судебного пристава исполнителя ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Аверьяновой В.В.,

рассмотрев в открытом, судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкина В. В. к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Глава городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкин В.В. обратился в суд с административным иском к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Административный истец - Глава городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкин В.В. в судебном заседании административный иск поддержал и пояснил, что с июня 2018 года он приступил к исполнению обязанностей главы городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области. По решению арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным бездействие администрации городского поселения Суходол по неисполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства-территории городского поселения Суходол и городское поселение было обязано устранить в течение 6 месяцев допущенное бездействие путем предоставления карты (плана) объекта землеустройства-территории городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области. Было собрание о выделении денежных средств по данному вопросу. На собрании представителей было озвучено данное решение и решено отложить этот вопрос до поступления денежных средств. В мае 2019 года было заключено соглашение с Минстроем, заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 979572 руб. При поступлении указанных сумм будет заключен контракт. Решение Арбитражного суда не исполнено, но работы ведутся, определены границы ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Резяпкиным А.Н. он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. С указанным постановлением он не согласен, считает действия судебного пристава незаконными, т.к. он приступил к выполнению обязанностей в июне 2018 года, а решением арбитражного суда вынесено еще до его работы. С заявлением в Арбитражный суд об отсрочке исполнения данного решения он не обращался. О решении арбитражного суда он узнал, проработав в должности главы полгода. Для исполнения решения суда, требуются значительные финансовые затраты. Работы ведутся, но отложены ввиду дефицита денежных средств в бюджете городского поселения. Считает, что бездействие со стороны главы поселения отсутствует.

Заместитель начальника ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Андреев А.И. - административные исковые требования не признал, и пояснил, что в Сергиевском ОСП на принудительном исполнении находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Самарской области по делу № А55-1283/2016, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Суходол муниципального района Сергиевский по неисполнению требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а так же требований к формату таких документов в электронной форме, выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области карты(плана) объекта землеустройства - территории сельского поселения Суходол, обязать Администрацию сельского поселения Суходол в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное бездействие путем предоставления карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения Суходол в ФГБУ Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Самарской области, в отношении должника: администрации городского поселения Суходол в пользу взыскателя: Прокуратуры Самарской области. В соответствии с п.1 ст. 13 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» требования, предъявляемые к исполнительным документам, не были нарушены. В соответствии с п.1 ст.21 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» сроки предъявления исполнительных документов к исполнению не были нарушены. В соответствии с п. 1 ст.31 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не установлено. В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный, для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Начиная ДД.ММ.ГГГГ должнику неоднократно вручались требования об исполнении решения суда, а также предупреждения по ст.315 УК РФ. Последнее требование и предупреждение по ст.315 УКРФ должнику были вручены ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на данное требование ДД.ММ.ГГГГ главой администрации городского поселения Суходол Сапрыкиным В.В. было предоставлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано: «В виду дефицита денежных средств в бюджете городского поселения Суходол на сегодняшний день, отложить решение вопроса «О выделении денежных средств в бюджет городского поселения Суходол на финансирование кадастровых работ для предоставления документов, содержащих графическое описание местоположения границ указанных территорий и зон..». В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 года 229- ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Для исполнения обязанностей возложенных на должника - Администрацию решением суда, должник должен был предпринять все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта в разумный срок, однако доказательств того, что должником предпринимались какие-либо реальные, действенные, исчерпывающие меры не установлено. С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, непринятием администрацией городского поселения Суходол своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, а также требований судебного пристава- исполнителя в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Аверьяновой В.В. был составлен протокол по ст.17.15. ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица, а именно главы городского поселения Суходол Сапрыкина В.В. и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя не установлено. Просит отказать в административных исковых требованиях.

Судебный пристав - исполнитель ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области - Аверьянова В.В., административные исковые требования не признала, и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области на основании исполнительного листа по решению арбитражного суда № А55-1283/2016 от ДД.ММ.ГГГГ. Были выставлены требования. Решение не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации. Представителям администрации неоднократно вручались требования об исполнении решения. Ответ был один – нет денег. В сентябре 2019 года был предоставлен ответ, в котором указано, что решение исполнено не будет. Идут просто отписки о том, что заключен контракт, которые они не предоставляют. Был составлен протокол об административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкина В.В., вручен ему. С протоколом он был согласен. Должником по указанному исполнительному производству является администрация городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области. С рассрочкой, отсрочкой и приостановлением исполнительного производства административный истец не обращался. Требования выставляли администрации три раза. Ответ один - дефицит денежных средств.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, в заявленных требованиях отказать.

Заинтересованное лицо – Первый заместитель прокурора области – заместитель прокурора Самарской области Шевцов А.Ю. просил исключить его из числа лиц, участвующих в деле, поскольку какие-либо действия (бездействия) или решения органов прокуратуры административный истец не обжалует, в административном иске не приводит и не просит признать их незаконными.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд считает, что административное исковое заявление является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Решением арбитражного суда №А55-1283/2016 от ДД.ММ.ГГГГ бездействия администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области были признаны незаконными по неисполнению требований Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства-территории городского поселения Суходол и городское поселение было обязано устранить в течение 6 месяцев допущенное бездействие путем предоставления карты (плана) объекта землеустройства-территории городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ, на основании указанного выше решения, взыскателю - прокуратуре Самарской области был выдан исполнительный лист ФС в отношении должника администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области (л.д. 67-69).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Беловой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области (л.д. 70-71).

27.02.2017г. выставлено требование Администрации городского поселения Суходол, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное бездействие путем представления карты(плана)объекта землеустройства территории городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области (л.д. 72).

ДД.ММ.ГГГГ на требование дан ответ главой администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Малышевым А.Н., в котором указано, что произведен анализ выполнения необходимых мероприятий, определен необходимый объём денежных средств, по мере решения финансовых вопросов, будут выполняться работы по подготовке и направлению карты (плана) объекта землеустройства территории городского повеления Суходол (л.д. 73).

Судебным приставом-исполнителем 24.05.2017г. повторно выставлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное бездействие (л.д. 74). ДД.ММ.ГГГГ получен аналогичный ответ (л.д. 75).

В связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения, решение не исполнено ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Беловой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора за неисполнения решения суда и постановлено взыскать с должника 50 000руб. (л.д. 76).

19.07.2017г. Судебным приставом-исполнителем вновь выставлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное бездействие (л.д. 77). ДД.ММ.ГГГГ получен ответ , что подготавливается иск с целью отмены вынесенного решения (л.д.78).

Судебным приставом-исполнителем повторно выставлено требование в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования устранить допущенное бездействие (л.д. 79).

27.02.2019г. выставлено требования об исполнении решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ на требование дан ответ главы администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкина В.В., в котором указано, что произведен анализ выполнения необходимых мероприятий, определен необходимый объём денежных средств, по мере решения финансовых вопросов, будут выполняться работы по подготовке и направлению карты (плана) объекта землеустройства территории городского повеления Суходол (л.д. 80).

16.07.2019г Судебным приставом-исполнителем вновь выставлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное бездействие (л.д. 81) и вынесено предупреждение об административной ответственности за неисполнение решения суда (л.д. 82).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. на требование главой городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкиным В.В. дан ответ, что в соответствии с протоколом заседания собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ принято решение в виду дефицита денежных средств в бюджете городского поселения отложить решение вопроса на финансирование данных работ, в случае поступления дополнительных финансовых средств в бюджет вернуться к рассмотрению данной повестки дня повторно (л.д. 83).

12.09.2019г.Судебным приставом-исполнителем повторно вынесено предупреждение об административной ответственности за неисполнение решения суда (л.д. 84) и заново выставлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное бездействие (л.д. 85).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. на требование главой городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкиным В.В. дан аналогичный ответ, что в соответствии с протоколом заседания собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ принято решение в виду дефицита денежных средств в бюджете городского поселения отложить решение вопроса на финансирование данных работ, в случае поступления дополнительных финансовых средств в бюджет вернуться к рассмотрению данной повестки дня повторно (л.д. 86).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Резяпкиным А.Н. должностное лицо - глава городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкин В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.15-17).

Согласно статье 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» возлагаются на судебных приставов.

В процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статьи 12, 13 Закона N 118-ФЗ).

Согласно статье 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании предъявленного исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Все требования закона ответчиком по исполнению решения суда по исполнительному листу были соблюдены, истцу неоднократно выставлялись требования об исполнении, представлялись разумные сроки для исполнения. Истец в должности главы городского поселения с июня 2018г. Но со стороны истца каких-либо действий по исполнению решения суда сделано не было.

Доводы административного истца о том, что он неправомерно привлечен к административной ответственности, т.к. для исполнения решения суда требуются значительные финансовые затраты, но ввиду дефицита денежных средств в бюджете городского поселения работы отложены, суд считает несостоятельными, поскольку должник должен был предпринять все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта в разумный срок, однако доказательств того, что должником предпринимались какие-либо реальные, действенные, исчерпывающие меры, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования, не установлено. Лишь в мае 2019г. заключено соглашение о проведении земляных работ., контракт заключен 09.09.2019г.В настоящее время не исполнен.

При таком положении доводы административного иска фактически направлены на то, чтобы создать препятствия для исполнения решения арбитражного суда №А55-1283/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, что не может служить основанием для его удовлетворения.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из правового анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При этом суд полагает, что при рассмотрении дела полностью нашло свое подтверждение, что обжалуемое постановление и действия судебного пристава-исполнителя приняты (совершены) в рамках предоставленной последнему законом компетенции, порядок их принятия (совершения) соблюден, основания для этого имелись, их существо не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В суде установлено, что решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2016г. до настоящего времени не исполнено по вине истца.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий и постановлений судебного пристава-исполнителя (несоответствие закону и нарушение прав административного истца) при рассмотрении настоящего административного дела не была установлена, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Данное обстоятельство является основанием для отказа в административном иске при обжаловании постановления начальника отдела – старшим судебным приставом ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Резяпкина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - главы городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкина В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, ст.ст.30,33 Закона «Об исполнительном производстве», руководствуясь ст.ст. 218,219,175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В административном исковом заявлении главы городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Сапрыкина В. В. к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Резяпкину А.Н. о признании действий судебного пристава ОСП Сергиевского района УФССП по Самарской области Резяпкина А. Н. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ Главы городского поселения Суходол Сапрыкина В. В. в виде штрафа в размере 10000руб незаконными, об отмене постановления от 16.09.2019г., по делу об административном правонарушении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2019года.

Председательствующий судья Л.А. Шишова