Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-979/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Зябинского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Зябинского сельского поселения о возложении обязанности разместить в сети Интернет информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства установлено, что Администрацией Зябинского сельского поселения на портале ССТУ.РФ не размещена информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям за июнь, июль, август 2020 года. В связи с этим в адрес главы Зябинского муниципального образования внесено представление от 28.10.2020 № 7-27-2020 об устранении нарушений требований закона. Согласно информации, представленной Администрацией Зябинского сельского поселения от 27.11.2020 № 295-п, администрацией проводится работа по подключению к закрытой части портала ССТУ.РФ, ежемесячные отчеты за июнь, июль, август 2020 года не размещены по техническим причинам. Отсутствие информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, на портале ССТУ.РФ препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Прокурор, действуя в защиту Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию Зябинского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на портале ССТУ.РФ в раздел «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за июнь, июль, август 2020 года.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Сучкова А.С., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Административный ответчик Администрация Зябинского сельского поселения, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила. Глава Зябинского муниципального образования ФИО1, действующая на основании прав по должности, представила заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика, указав о том, что административные исковые требования прокурора Братского района администрация признает в полном объеме.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Усилению контроля за результатами рассмотрения обращений граждан и организаций способствует также Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращения граждан и организаций".
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прогнозирования развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации, администрации Президента Российской Федерации предписано обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам (далее - обращения граждан и организаций), мониторинг и анализ результатов рассмотрения общественных инициатив граждан Российской Федерации, размещенных на интернет-ресурсе "Российская общественная инициатива" (далее - общественные инициативы), а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции: ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.
Таким образом, законодательство обязывает органы государственной власти и местного самоуправления не только ответственно работать с обращениями граждан, отвечать по существу жалоб и предложений, но и отчитываться о количестве решенных и нерешенных обращений ежемесячно перед Администрацией Президента Российской Федерации, проводить анализ и учет обращений.
С целью реализации указанных задач в системах электронного документооборота государственных и муниципальных органов, где осуществляется поэтапная обработка обращений граждан, должны быть подготовлены аналитические отчеты по установленной форме для их последующей передачи и размещения на закрытом информационном ресурсе ссту.рф (Сетевой справочный телефонный узел), в его специальном разделе "Результаты рассмотрения обращений" (РРО).
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно информационному письму Правительства Иркутской области от 20.08.2020 № 02-23-587/2020 следует, что администрацией Зябинского сельского поселения не размещена информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за июнь 2020 года.
Представлением прокурора Братского района Иркутской области в адрес главы Зябинского муниципального образования от 28.10.2020 № 07-27-2020 предписано в течение 30 дней принять меры к устранению выявленных нарушений закона.
Согласно информации, предоставленной прокурору администрацией Зябинского сельского поселения от 27.11.2020 № 295-п, администрацией проводится работа по подключению к закрытой части портала ССТУ.РФ, ежемесячные отчеты июнь, июль, август 2020 года не были размещены по техническим причинам.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Братского района установлено, что администрацией Зябинского сельского поселения по состоянию на 03.12.2020 не размещена информация о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за июнь, июль, август 2020 года, что отражено в справке от 03.12.2020., составленной помощником прокурора Братского района Каминским А.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами и административным ответчиком Администрацией Зябинского сельского поселения не оспариваются. Письменным заявлением в суд от 24.12.2020 № 314 административный ответчик исковые требования признал в полном объеме; заявление приобщено к материалам дела. Суд считает возможным принять признание иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценив в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Зябинского сельского поселения при осуществлении полномочий органов местного самоуправления не выполняются требования закона в сфере работы с обращениями граждан и организаций.
При этом суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что отсутствие информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, на портале ССТУ.РФ препятствует прогнозированию развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что в свою очередь, нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
На основании изложенного суд находит административные исковые требования прокурора Братского района Иркутской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от Администрации Зябинского сельского поселения признание исковых требований прокурора Братского района Иркутской области.
Административное исковое заявление прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Зябинского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на портале ССТУ.РФ в разделе «Результаты рассмотрения обращений» информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, за июнь, июль, август 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021.