ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-979/2016 от 12.04.2016 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,

при секретаре Хайруллиной Г.Г.,

с участием административного истца ФИО2 и представителя административного истца по доверенности ФИО3

представителя административного ответчика по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> ( УФМС России по <адрес>) об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к УФМС России по <адрес> об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, указав на то, что по результатам рассмотрения заявления, приложенных к нему документов и проведения опроса свидетелей, опознания, уполномоченным органом УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято заключение, которым установлена личность ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, тождественность его персональных данных. Кроме того, в п. 3 заключения было указано: «В соответствии со ст. 2 ФЗ-115 от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признать ФИО2 гражданином Республики Армения», копия данного заключения была вручена ФИО2

Поскольку нормы ст. 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» возлагает на органы миграционного учета только полномочия по определению личности, ФИО1,Ш., не согласившись с выводами сотрудников УФМС России по <адрес> в <адрес> о его правовом статусе обратился в УФМС России по <адрес> с заявлением об исключении п. 3 заключения об установлении личности от ДД.ММ.ГГГГ и выдаче нового заключения об установлении личности.

ДД.ММ.ГГГГ из УФМС России по <адрес> поступило письмо за исх. № З/МЗгр-4 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе внесения изменений в заключение об установлении личности и выдаче нового заключения об установлении личности ФИО2

Административный истец полагает, что отказ УФМС России по <адрес> за исх. /МЗгр-4 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушающим права и интересы ФИО2

Порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, регламентирован ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно ч. 1 которого установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

В силу ч. 2 данной статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в РФ. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе (ч. 12).

В силу ч. 14 данной статьи форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждена Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства" (приложение ), исходя из которой по результатам рассмотрения заявления излагается аргументированное мнение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Так, исходя из содержания ст. 10.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в рамках процедуры установления личности разрешаются и фиксируются в заключении выводы уполномоченного органа непосредственно по вопросу личности иностранного гражданина либо лица без гражданства. Необходимости установления в рамках данной процедуры иных фактов, в том числе относительно гражданства данного лица, положения как ФЗ № 115-ФЗ, так и Приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства" не предусматривают.

У ФИО2 за время проживания на территории Российской Федерации возникла устойчивая правовая связь с государством, уплачивает налоги и иные платежи в установленном законом порядке как гражданин Российской Федерации.

Так, в 1998 году он со своей семьей прибыл в РФ и с этого времени постоянно стал проживать по адресу: <адрес>, СНТ ФИО5, уч. 196. С 1999 г. по 2010 г. обучался в МОУ СОШ , о чем свидетельствует справка за исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец полагает, что отказ УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении п. 3 заключения об установлении личности от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку выводы сотрудников УФМС России по <адрес> о правовом статусе ФИО2 вышли за пределы вопросов, подлежащих определению в рамках процедуры установления личности.

Просил суд признать незаконным отказ УФМС России по <адрес> № З/МЗгр-4 от ДД.ММ.ГГГГ об исключении пункта 3 заключения об установлении личности ФИО2 в части вывода об установлении гражданства Республики Армения и выдаче нового заключения об установлении личности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать УФМС России по <адрес> устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании административный истец и представитель административного истца поддержали заявленное административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика возражала в удовлетворении административных исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела( дело об установлении личности УФМС) суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.

Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятии решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данному делу таких оснований не имеется.

Порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, регламентирован статьей 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В пункте 1 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

В силу ч. 2 указанной статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии.

К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

В соответствии с п.п.2 ч.4 ст. 10.1 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в целях установления личности иностранного гражданина вправе проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям.

На основании ч. 12 ст. 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

Во исполнение требований пункта 14 ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина.

В установочной части формы бланка заявления указываются: результаты проверок личности по учетам ФМС России, органов внутренних дел Российской Федерации и при необходимости других государственных органов, государственной дактилоскопической регистрации, опроса свидетелей, опознания, фактического проживания иностранного гражданина или лица без гражданства.

В мотивированной части заключения об установлении личности предусмотрено изложение аргументированного мнения по результатам рассмотрения заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, т.е. по результатам проверок может быть установлена личность, как иностранному гражданину, так и лицу без гражданства.

Заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства определяет правовой статус лица на территории Российской Федерации, т.е. определяет, является ли данное лицо гражданином иностранного государства или лицом без гражданства.

Правовой статус фиксирует фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

В зависимости от того, является ли лицо гражданином иностранного государства либо

лицом без гражданства, зависит дальнейшая процедура его легализации на территории Российской Федерации.

В соответствии с указанием ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № КР-1/2/2-7037 ДСП при проведении процедуры установления личности необходимо определять гражданскую принадлежность данного лица, либо государство его бывшего постоянного проживания, или государство исхода по совокупности представленных документов или по результатам проверок по учетам ФМС России и по запросам, согласно имеющимся соглашениям.

Запросы в компетентные в области миграции органы иностранных государств по вопросу установления личности и гражданства иностранного государства, направлять самостоятельно при наличии согласия на обработку персональных данных только в том случае, если иным способом установить данные обстоятельства не представляется возможным (п.3).

При отсутствии доказательств наличия у лица без гражданства иностранного государства или государства постоянного проживания, либо в случае неполучения таких доказательств в течение трех месяцев с начала процедуры установления личности, следует рассматривать данное лицо как лицо без гражданства на территории Российской Федерации.

При подтверждении наличия у лица гражданства иностранного государства необходимо определить срок, необходимый для получения им в полномочном органе данного государства документа, удостоверяющего личность, и добровольного выезда из Российской Федерации, с последующим осуществлением контроля выезда (пункт 6).

ДД.ММ.ГГГГ.ФИО2 обратился в отдел У ФМС России по <адрес> в <адрес> с заявлением УФМС России по <адрес> с заявлением об установлении его личности и гражданской принадлежности.

Мотивами, побудившими его обратиться с данным заявлением, ФИО2 указал желание постоянно проживать и трудиться на территории России.

В п.4 заявления «Гражданство какого иностранного государства имеете в настоящее время (имели прежде)» ФИО2 указал «гражданство не определено».

При подаче заявления ФИО2 дал согласие на обработку персональных данных, указанных в заявлении.

В соответствии с пп.2 ч.4 ст. 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес> была проведена проверка в отношении ФИО2

Согласно заявлению ФИО2, он приехал в 1998 году вместе с семьей на постоянное место жительство в <адрес> из Республики Армения по свидетельству о рождении 7-СЛ 482221, выданному Отделом ЗАГС<адрес>ДД.ММ.ГГГГ В период с сентября 1999 года по апрель 2010 года обучался в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе городского округа Самара. С 1998 года по настоящее время ФИО2 проживает без регистрации в <адрес>, в настоящее время по адресу: <адрес>, СНТ ФИО5, уч. 196.

Родители ФИО1: отец ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Армения; мать ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданкой Республики Армения.

ФИО1 представлена справка Консульского отдела Посольства Республики Армения о том, что по данным Государственного регистра населения Паспортно-визового Управления Полиции Республики Армения паспортизированным, прописанным, выписанным не проходит, паспортом гражданина Республики Армения не документировался (справка от ДД.ММ.ГГГГ).

По сведениям Информационного Центра ГУ МВД России по <адрес>, ГИАЦ МВД России ФИО2 не значится. По учетам АС ЦБД УИГ и АИС «Российский паспорт» не значится. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> ФИО2 зарегистрированным не значится.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 направлен запрос в Паспортно-визовое Управление Полиции Республики Армения.

ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес> из Паспортно-визового Управления Полиции Республики Армения поступил ответ о том, что ФИО2 согласно статье 16 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения», является гражданином Республики Армения (справка от ДД.ММ.ГГГГ).( лист 25 дела об установлении личности).

Согласно статье 16 данного закона ребенок в возрасте до 14 лет родителей, приобретших гражданство Республики Армения, приобретает гражданство Республики Армения.

Если гражданство Республики Армения приобретает один из родителей, а другой является иностранным гражданином или лицом без гражданства, то их ребенок в возрасте до 14 лет приобретает гражданство Республики Армения, если имеется согласие родителей или если ребенок проживает в <адрес> и имеется согласие родителя, являющегося гражданином Республики Армения.

Согласно ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которым гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (т.е. на ДД.ММ.ГГГГ), если в течение одного года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации и не имеющие гражданства другого государства.

Между тем, в соответствии со ст. 25 данного Закона, в редакции действовавшей, до ДД.ММ.ГГГГ, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей.

В силу приведенных положений Закона, гражданство детей в возрасте до 14 лет определялось гражданством их родителей.

Кроме того, ФИО2 родился на территории Республики Армения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».

При этом, согласно ст. 10 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» от ДД.ММ.ГГГГ, гражданами Республики Армения признаются граждане бывшей Армянской ССР, постоянно проживающие в <адрес>, которые до вступления в силу Конституции не приобрели гражданства другого государства или отказались от него в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона, лица без гражданства или граждане других республик бывшего СССР, не являющиеся иностранными гражданами, до вступления в силу настоящего Закона, постоянно проживающие в <адрес>; граждане бывшей Армянской ССР, проживающие после ДД.ММ.ГГГГ за пределами Республики Армения, которые не приобрели гражданства другого государства, а также граждане бывшей Армянской ССР армяне по происхождению, - проживавшие до этого за пределами Армении и не приобретшие гражданства другого государства и до вступления в силу настоящего Закона состоявшие на консульском учете.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» в отношении ФИО2 проведена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Личность ФИО2 установлена на основании протокола опознания по фотографии и протокола опроса свидетелей. Опознание проводилось в присутствии свидетелей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Исаджаняна О,А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено заключение об установлении личности иностранного гражданина ФИО1 и установлении гражданства Армения в соответствии со статьей 2 Федерального закона , так как имеются доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Гражданство административного истца установлено органом миграционного учета с учетом добытых в ходе проверки сведений, вывод основан на результатах такой проверки.

Согласно ст.4 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные права, свободы и законные интересы.

Правовой статус лица, обратившегося за установлением личности, был установлен органом УФМС России по <адрес> в <адрес>.

Указанное решение ( заключение) административным истцом не обжаловалось.

Между тем, решение УФМС России по <адрес> отказавшего в удовлетворении жалобы об исключении пункта 3 в заключении об установлении личности в части вывода об установлении гражданства, по смыслу ст.4 КАС РФ не нарушает права и законные интересы ФИО2, поскольку вывод об установлении гражданства сделан в ином ненормативном правовом акте.

Тогда как в компетенцию Управления ФМС России по <адрес>, рассматривающего жалобу заявителя, входит возможность по своему усмотрению с учетом добытых сведений принять решение по жалобе.

Проведенная УФМС проверка и ее результаты исключают необходимость самому лицу запрашивать информацию о наличии или отсутствии гражданства Республики Армения.

У органа миграционного учета имелись основания для такого заключения в части установления гражданства.

Ссылка административного истца на устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, обучение его в школе на территории <адрес>, не являются основанием для вывода об отсутствии у ФИО2 гражданства Республики Армения и наличия гражданства Российской Федерации.

Ссылка ФИО2 на то, что он оплачивает налоги как гражданин Российской Федерации, не соответствует действительности, так как он не является гражданином Российской Федерации, незаконно находится на территории Российской Федерации (без регистрации) и не имеет действительного документа, удостоверяющего личность.

УФМС России по <адрес> был направлен запрос в Паспортно-визовое Управление Полиции Республики Армения по вопросу установления гражданства иностранного государства, согласно ответу которого административный истец является гражданином Республики Армения.

Ссылка административного истца на справку из Посольства Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной, поскольку отсутствие паспорта гражданина Республики Армения, а также регистрации на территории Республики Армения( сведения, указанные в справке) не являются доказательствами отсутствия гражданства Республики Армения.

Копию заключения ФИО2 получил лично, о чем свидетельствует его подпись в деле об установлении личности.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с обращением в УФМС России по <адрес> о внесении изменений в заключение об установлении личности.

ДД.ММ.ГГГГ/МЗ-гр-4 УФМС России по <адрес> был дан ответ ФИО2 об отказе внесения изменений в заключение об установлении личности, так как это не предусмотрено действующим законодательством, и об отсутствии нарушения нормативных правовых актов при вынесении заключения об установлении личности, а также законных прав и интересов.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований ФИО2 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы <адрес>

(УФМС России по <адрес>) об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> в части исключения пункта три заключения об установлении личности отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья: Кривицкая О.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.