РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Иркутский гарнизонный военный суд под председательством судьи Титенкова В.В., при секретаре судебного заседания Добрыниной Е.И., с участием административного истца и представителя заинтересованного лица ФИО5., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-97/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего: <...> ФИО1 об оспаривании действий Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области») в лице начальника учреждения, связанных с невыплатой административному истцу денежной компенсации за понесённые в служебной командировке расходы,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором сообщает, что проходит военную службу в <...> в должности <...><...>. В период с 1 июня 2016 года по 4 июня 2016 года он на основании приказа начальника Иркутского территориального гарнизона от 26 мая 2016 года № находился в служебной командировке в <...>, в связи с чем им были понесены расходы на приобретение авиабилета стоимостью <...>. и оплату проживания в гостинице в сумме <...>. Суточные за пребывание в данной служебной командировке ему также не были выплачены.
Автор административного искового заявления утверждает, что 26 августа 2016 года с целью возмещения денежных средств, затраченных им в связи с пребыванием в указанной служебной командировке, в довольствующий финансовый орган – ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» поступил авансовый отчёт ФИО1 на общую сумму <...> руб., с учетом расходов из расчета 300 руб. в сутки, который 16 ноября 2016 года начальником данного управления был возвращен без исполнения по причине превышения войсковой частью <...> предельных объёмов финансирования расходов на служебные командировки и переходом с 1 октября 2016 года этой воинской части на финансовое обеспечение Федерального бюджетного учреждения «<...>» МО РФ) за счёт субсидий.
ФИО1 сообщает, что 26 января 2017 года его авансовый отчёт с документами, подтверждающими понесённые им за время пребывания в командировке расходы, был направлен в ФБУ «<...>» МО РФ (войсковая часть <...>), однако в возмещении данных расходов 10 марта 2017 года начальником данного учреждения было отказано со ссылкой на то, что в период составления и утверждения авансового отчёта <...> войсковой части <...> состоял на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».
По итогам рассмотрения повторного обращения ФИО1 в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» о возмещении расходов, понесённых в связи с пребыванием в служебной командировке, 19 июня 2017 года начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» предложил ему для выплаты денежных средств, указанных в его авансовом отчёте, представить ходатайство начальника <...> гарнизона – командира войсковой части <...> о выплате ФИО1 денежного возмещения за счёт предельных объёмов финансирования на служебные командировки последней воинской части.
ФИО1 отмечает, что 1 августа 2017 года в <...>) поступило сообщение командира войсковой части <...> о том, что денежные средства на возмещение командировочных расходов военнослужащих, выполняющих служебные задачи в интересах <...> гарнизона, в объём выделенных для войсковой части <...> лимитов бюджетных средств не заложены.
Поскольку личные денежные средства, затраченные на оплату проживания в гостинице и проезда к месту военной службы из служебной командировки, а также суточные ему до настоящего времени не возмещены, считая свои права нарушенными, ФИО1 просит суд признать незаконными действия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», связанные с отказом в возмещении ему командировочных расходов за период с 1 июня 2016 года по 4 июня 2016 года, взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в его пользу указанные расходы в сумме <...>., а также сумму уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины в размере <...> руб.
В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, а также о правовых последствиях несообщения суду причин неявки в судебное разбирательство, не прибыли административный ответчик - начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», представитель которого ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, заинтересованные лица - начальник ФБУ «<...>» МО РФ <...> и начальник <...> гарнизона, просившие рассмотреть административное дело без их участия.
Оценив обстоятельства, изложенные в предыдущем абзаце, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), согласно которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что суд не признал явку кого-либо из лиц, участвующих в деле, обязательной, суд ходатайства, изложенные в предыдущем абзаце, удовлетворяет, рассматривает административное дело в отсутствии административного ответчика и заинтересованных лиц.
В судебном заседании ФИО1 административное исковое заявление поддерживает и просит его удовлетворить, поскольку, находясь в служебной командировке в <...> с 1 июня по 4 июня 2016 года, он выполнял не свои должностные обязанности – <...>, а специальные обязанности военной службы в интересах <...> гарнизона.
В отношении предполагаемого пропуска трёхмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд, ФИО1 заявляет, что с 19 июля 2016 года – даты составления им авансового отчёта за нахождение в служебной командировке и до 1 августа 2017 года начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ему фактически не отказывал в возмещении понесенных им в служебной командировке денежных расходов, выдвигая для получения денежных средств лишь условие о необходимости представления ходатайства начальника <...> гарнизона о необходимости производства данной денежной выплаты.
ФИО1 обращает внимание суда на то, что только после ознакомления в начале августа 2017 года с отказом начальника <...> гарнизона представить подобное ходатайство, он понял, что его права, связанные с обеспечением денежной компенсацией за понесенные в служебной командировке расходы, нарушены.
Представитель заинтересованного лица - начальника <...>ФИО6 административное исковое заявление признаёт, обращает внимание суда на то обстоятельство, что ФИО1 в апреле 2016 года находился в интересах <...> гарнизона в подобной служебной командировке и её оплата административным ответчиком была произведена без всякой задержки и в полном объёме.
Начальник ФБУ «<...>» МО РФ документом сообщает, что ФИО1 денежная компенсация за нахождение в служебной командировке должна быть выплачена ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», поскольку с 26 августа по 1 октября 2016 года <...> войсковой части <...> находился на финансовом обеспечении в указанном управлении.
В документе начальника <...> гарнизона приведено, что, хотя ФИО1 денежная компенсация за нахождение в служебной командировке не выплачена, однако административный истец, находясь в служебной командировке, выполнял соответствующие задачи в интересах <...> гарнизона, их выполнение не должно входить в план служебных командировок <...> войсковой части <...> на 2016 год.
Представитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ФИО7 в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на положения приказов Министра обороны РФ № 1055 от 2 мая 2012 года «О планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий» и №323 от 3 июня 2016 года, согласно которым расходы на служебные командировки военнослужащих являются лимитированными, оплата расходов на служебные командировки производится в пределах утвержденных руководителями органов военного управления объемов бюджетных ассигнований на командировочные расходы на календарный год, то есть в соответствии с планом служебных командировок на соответствующий год.
ФИО8 заявляет, что поскольку ни командованием <...> и войсковой части <...>, ни начальником <...> гарнизона, в нарушение этих положений при направлении административного истца в служебную командировку не был определен пункт соответствующего плана служебной командировки, в соответствии с которым подлежали выделению денежные средства из предельных объемов финансирования этого центра, решения о внесении изменений в планы служебных командировок, о перераспределении сложившейся экономии между подчиненными органами военного управления, в целях оплаты командировки ФИО1, указанными должностными лицами не принимались, основания для возмещения ФИО1 командировочных расходов у ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» отсутствовали.
Кроме того, ФИО9 отмечает, что в связи с переводом с 1 октября 2016 года <...> на финансовое обеспечение в финансово-экономический орган вышестоящей войсковой части <...> 16 ноября 2016 года авансовый отчет административного истца был возвращен без исполнения.
Заслушав объяснения административного истца и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела и объяснений Чекарева следует, что авансовый отчет в целях возмещения денежных средств, затраченных им на командировочные расходы, был представлен 26 августа 2016 года в орган, наделенный на тот момент полномочиями по выплате военнослужащим денежных средств в счет возмещения командировочных расходов, – ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области». Авансовый отчёт был возвращен ФИО1 без исполнения 16 ноября 2016 года с предложением: в связи с переходом войсковой части <...> в которой административный истец проходит военную службу, с 1 октября 2016 года на обеспечение за счёт субсидий в вышестоящую воинскую часть – ФБУ «<...>» МО РФ <...>, предъявить этот отчёт для оплаты в последнюю воинскую часть. По итогам нескольких обращений ФИО1 с 16 ноября 2016 года по 1 августа 2017 года через командира <...> к командованию ФБУ «<...>» МО РФ и начальнику ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», согласующихся с указаниями, содержащимися в ответах указанных должностных лиц, авансовый отчёт административного истца реализован не был. Получение 1 августа 2017 года сообщения начальника <...> гарнизона – командира войсковой части <...> о том, что возмещение командировочных расходов, понесённых административным истцом, за счёт выделенных для войсковой части <...> лимитов бюджетных средств, также произведено не будет, послужило основанием для вывода ФИО1 о том, что его право на получение указанной компенсации нарушено и не может быть восстановлено иным, кроме обращения в суд, способом.
На основании изложенного, учитывая, что федеральным законодательством сроки возмещения военнослужащим командировочных расходов не определены, суд приходит к выводу о том, что трёхмесячный срок для обращения с заявлением в суд начал течь со 2 августа 2017 года и, поскольку в суд с настоящим административным иском ФИО1 обратился 18 октября 2017 года, пропущен административным истцом не был.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что расходы, связанные с проживанием в гостиницах и перевозкой военнослужащих при их направлении в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года №43 (ред. от 29.12.2016) «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» руководители федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) – главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее – военнослужащие и сотрудники), определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам в пределах, не превышающих 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники.
Пунктами 118, 120, 122 и 123 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее – Порядок), установлено, что военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы: возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. Днем выезда в командировку считается день отправления транспорта из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда – день прибытия транспорта в указанный пункт.
Обязанность Министерства обороны и иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» по возмещению военнослужащим, направленным в служебные командировки, расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, регламентирована постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 года №354 (ред. от 29.12.2016) «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
Пунктом 2 Приказа Министра обороны РФ от 8 июня 2000 года №300 (ред. от 19.10.2001) «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» установлены категории проезда, в соответствии с которыми военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и полковников, подполковников, капитанов 1 и 2 ранга, заместителям Министра обороны РФ, главнокомандующим видами Вооруженных Сил РФ, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно - десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах следующих норм: железнодорожным транспортом – в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; морским транспортом - в каютах III категории судов транспортных линий; речным транспортом – на местах II категории судов транспортных линий; воздушным транспортом – самолетами в салонах экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом – в мягких автобусах.
В соответствии с п. 124 Порядка военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года №467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета», которым установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) военнослужащим, за исключением высших офицеров или звания высшего начальствующего состава или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (лицами высшего начальствующего состава), а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В силу п.2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом МО РФ от 2 мая 2012 года № 1055, служебной командировкой признается направление военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 на основании приказа начальника <...> гарнизона от 26 мая 2016 года № и изданного в его исполнение приказа начальника ФБУ «<...>» МО РФ от 30 мая 2016 года №, в соответствии с приказанием начальника <...> от 20 мая 2016 года № был направлен в служебную командировку сроком на 6 суток, с 1 июня по 6 июня 2016 года, в <...> для сопровождения и охраны документов, составляющих государственную тайну и имеющих соответствующий гриф секретности. ФИО1 были выданы воинские перевозочные документы по маршруту: аэропорт <...> – аэропорт <...> и обратно.
Из отметок врио начальника <...> и начальника <...> в командировочном удостоверении от 26 мая 2016 года №, а также из справки врио начальника <...> от 26 сентября 2016 года № усматривается, что, ФИО1 фактически находился в служебной командировке с 1 июня по 4 июня 2016 года. ВПД № по маршруту: аэропорт <...> – аэропорт <...> им использован не был. Бесплатным питанием и проживанием за счет средств федерального бюджета в месте пребывания в командировке, <...>, он не обеспечивался, что подтверждается отметками в данном командировочном удостоверении и наличием гербовых печатей.
Даты убытия ФИО1 в служебную командировку из аэропорта г. <...> в аэропорт г. <...> 1 июня 2016 года и из аэропорта г. <...> обратно 3 июня 2016 года, с прибытием в аэропорт г. <...> после 00 часов 4 июня в салоне экономического класса отражены, помимо указанного командировочного удостоверения, в электронных билетах ЗАО «Авиакомпания «Ангара» № и № и посадочных талонах к ним от 1 июня 2016 года и от 3 июня 2016 года, соответственно.
Оценивая фактические обстоятельства, установленные исследованными в суде доказательствами, суд приходит к выводу, что пребывание административного истца в период с 1 июня по 4 июня 2016 года в служебной командировке в г. <...> отвечает всем установленным признакам служебной командировки, указанным в п. 2 вышеуказанной Инструкции, поскольку по распоряжению вышестоящего командира – начальника ФБУ «<...>» МО РФ, содержащемуся в его приказе № от 30 мая 2016 года, ФИО1 был направлен на определенный срок из г. <...> в г. <...> для выполнения вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой он продолжал проходить военную службу, конкретного служебного задания – охраны носителей сведений, составляющих государственную тайну, выполнение этого задания не было связано с исполнением своих должностных обязанностей.
Из авансового отчёта ФИО1 №, утвержденного начальником <...> 19 июля 2016 года, но поступившего, согласно сообщениям начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» № от 19 июня 2017 года и № от 31 октября 2017 года, в управление 26 августа 2016 года, видно, что ФИО1 в период пребывания в вышеуказанной служебной командировке были затрачены денежные средства в общей сумме <...> руб.: на приобретение авиабилета в сумме <...> руб.; на оплату проживания в гостинице ООО «Авеню» г. <...> в сумме <...> руб.; сумма подлежащих возмещению суточных расходов за 4 суток пребывания в служебной командировке составляет <...> руб.
Согласно квитанции № от 1 июня 2016 года и кассовым чекам от 1 июня 2016 года ФИО1 оплачено <...> руб. за проживание в период с 1 июня по 4 июня 2016 года в ООО «Авеню» г. <...>, которое в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № от 13 ноября 2017 года осуществляет деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, т.е. является гостиницей.
Из рапорта ФИО1, представленного 26 сентября 2016 года начальнику <...> в уточнение к авансовому отчету №, следует, что в указанных платёжных документах из-за позднего выезда неверно указана дата выезда из гостиницы, в связи с чем ФИО1 просит выплатить ему возмещение фактически затраченных денежных средств в размере <...>. за сутки в общей сумме <...> руб.
Согласно прайс-листу, утвержденному директором ООО «Авеню» 1 июня 2016 года, проживание в двухместном номере этой гостиницы составляет <...> руб., то есть по <...> руб. с одного человека.
На основании изложенного, учитывая установленный судом факт нахождения ФИО1 в период с 1 июня по 4 июня 2016 года в служебной командировке, поскольку проезд ФИО1 в служебную командировку до аэропорта г. <...> осуществлялся по воинским перевозочным документам, а обратно в аэропорт г. <...>, – за счёт личных денежных средств, самолетом в салоне экономического (низшего) класса, денежная сумма, затраченная ФИО1 на проживание в гостинице в г. <...> составляет не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера, кроме того, ФИО1, во время нахождения в служебной командировке, не получавший продовольственное обеспечение в форме организации питания за счёт средств федерального бюджета, имел право на возмещение суточных расходов за указанный период из расчета 300 рублей в сутки, то есть в общей сумме <...> руб., суд приходит к выводу о том, что административный истец имеет право на возмещение командировочных расходов в размере фактически понесённых им затрат.
Однако, как следует из сопроводительного письма к авансовому отчёту ФИО1 и приложенным к нему документам от 15 ноября 2016 года №, поступившего в <...> 16 ноября 2016 года, указанные документы были возвращены ФИО1 без исполнения в связи с переходом этого центра на финансовое обеспечение за счёт субсидий с 1 октября 2016 года для предъявления в ФБУ «<...>» МО РФ.
Согласно письму начальника ФБУ «<...>» МО РФ от 20 февраля 2017 года, адресованному начальнику <...>, оплата командировочных расходов ФИО1 за счет денежных средств федерального бюджета, выделенных для ФБУ «<...>» МО РФ, не возможна, поскольку в период составления и утверждения авансового отчёта аэрофототопографический центр состоял на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».
Из сообщений начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 19 июня 2017 года № и от 30 октября 2017 года № усматривается, что командировочные расходы административному истцу не были возмещены ввиду недостаточности финансирования расходов, так как по состоянию на дату предъявления авансового отчёта – 26 августа 2016 года остаток предельных объёмов финансирования расходов на служебные командировки военнослужащих аэрофототопографического центра (г. Иркутск) составлял <...> руб. При этом начальник управления рекомендовал ФИО1 вновь предъявить авансовый отчет в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» с приложением к нему ходатайства начальника <...> гарнизона – командира войсковой части <...>, приказ которого послужил основанием для направления административного истца в служебную командировку, о возмещении ФИО1 командировочных расходов за счёт предельных объёмов финансирования на командировочные расходы для войсковой части <...> на 2017 год.
Из копии выписки из плана служебных командировок на 2016 год <...>, утвержденного начальником <...> 30 ноября 2015 года, усматривается, что служебные командировки военнослужащих <...> для выполнения задач в интересах <...> гарнизона в данный план не внесены.
В справке от 31 октября 2017 года № начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» указал, что в связи с недостаточностью предельных объёмов финансирования <...>, поступивший в управление 26 августа 2016 года авансовый отчёт был принят не к бюджетному учёту, а на хранение до момента увеличения указанных предельных объёмов финансирования командировочных расходов, которые до 1 октября 2016 года, даты снятия центра с финансового обеспечения управления, не увеличивались.
В свою очередь командир войсковой части <...> в ответе от 11 июля 2017 года № на запрос начальника <...> от 3 июля 2017 года № сообщил, что в объём бюджетных ассигнований на оплату в 2017 году командировочных расходов для войсковой части <...>, утверждённый командующим РВСН, денежные средства на оплату служебных командировок военнослужащих, выполняющих задачи в интересах <...> гарнизона, не закладывались. Поэтому командировочные расходы военнослужащих <...>, направляемых в командировки в интересах <...> гарнизона, должны возмещаться за счёт выделенных для <...> денежных средств путём подачи заявки в вышестоящий орган военного управления на увеличение финансирования служебных командировок.
Согласно сообщению врио командира войсковой части <...> от 31 октября 2017 года до издания начальником <...> гарнизона приказа № от 26 мая 2016 года возможность обеспечения военнослужащего, направляемого в командировку, денежным авансом на командировочные расходы с начальниками ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и <...> ФБУ «<...>» МО РФ не согласовывалась, план мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы план служебных командировок не содержит.
Поскольку вопрос о возмещении ФИО1 командировочных расходов не рассмотрен ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» до настоящего времени, суд приходит к выводу о том, что действия начальника данного учреждения не соответствуют вышеуказанным нормативным предписаниям о своевременной и полной выплате ФИО1 денежной компенсации и нарушает гарантированное Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» право административного истца на возмещение командировочных расходов, в связи с чем признаёт нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, административное исковое заявление удовлетворяет, возлагает обязанность выплаты <...> руб. на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», эту денежную сумму взыскивает с данного учреждения в пользу ФИО1.
Что касается доводов представителя административного ответчика о том, что поскольку объёмы финансирования на служебные командировки являются строго лимитированными, и оплата расходов на служебные командировки осуществляется согласно плану служебных командировок на соответствующий год и в пределах утвержденных руководителям органов военного управления и воинских частей объемов бюджетных ассигнований командировочных расходов на календарный год, то командировочные расходы административного истца за период с 1 июня по 4 июня 2016 года ввиду того, что начальником <...> войсковой части <...> не определен пункт плана данной служебной командировки, возмещению данным учреждением не подлежат, суд находит их несостоятельными исходя из следующего.
В соответствии с пп. 4, 6-9 Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2016 года № 323, расходы на служебные командировки в Министерстве обороны являются лимитированными. Планирование и осуществление служебных командировок производится в пределах утвержденных руководителям органов военного управления объемом бюджетных ассигнований на командировочные расходы на календарный год, планы служебных командировок утверждаются до 10 ноября текущего года, и выписки из утвержденных планов служебных командировок в течении 10 дней после их утверждения доводятся главными штабами видов Вооруженных Сил, центральными органами военного управления до подчиненных им воинских частей личный состав которых привлекается к проводимым ими мероприятиям. После получения выписок из утвержденных планов служебных командировок командиры воинских частей в трехдневный срок представляют их копии в органы финансового обеспечения по месту зачисления на финансовое обеспечение личного состава, внесение изменений в утвержденные планы служебных командировок осуществляется в порядке, определенном пп. 5–8 настоящей Инструкции, в том числе в случае принятия соответствующими должностными лицами решений на проведение отдельных мероприятий, не предусмотренных планами служебных командировок.
Согласно пп. 16, 17 Инструкции, в целях обеспечения мероприятий, не запланированных к проведению в текущем году и осуществляемых по решениям заместителей Министра обороны РФ, ими формируется нераспределенный резерв объемов ассигнований на служебные командировки, который используется при внесении соответствующих изменений в утвержденные планы служебных командировок. Вместе с тем, органы финансового обеспечения при поступлении выписок из планов служебных командировок осуществляют расчет потребности в бюджетных ассигнованиях и до 1 декабря текущего года направляют в головные управления финансового обеспечения бюджетную заявку на выделение лимитов бюджетных обязательств на командировочные расходы на календарный год. Кроме того, финансовые органы до 10 декабря текущего года представляют в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ сводную бюджетную заявку на выделение лимитов бюджетных обязательств на командировочные расходы на календарный год.
В соответствии с п. 19, 20 Инструкции, финансовые органы до 1 марта текущего года сообщают в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ и руководителям органов военного управления об объеме кредиторской задолженности на служебные командировки по состоянию на 1 января текущего года. В свою очередь Департамент организует доведение лимитов бюджетных обязательств для погашения кредиторской задолженности по расходам на служебные командировки до органов финансового обеспечения.
Более того, органы финансового обеспечения ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ и головные управления финансового обеспечения отчет об использовании лимитов бюджетных обязательств на командировочные расходы воинских частей, стоящих на финансовом обеспечении.
Согласно ст.26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих в числе выполнения иных требований беспрекословно выполнять приказы командиров по принципу единоначалия. Те же требования, ответственность за нарушение которых предусмотрена, в том числе и уголовным законодательством, изложены в статье 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит, что п. 3 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 года № 1055 (ред. от 3.06.2016), прямо установлено, что руководители центральных органов военного управления, начальники финансовых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации несут дисциплинарную, административную и иную ответственность за нарушение установленных сроков, порядка формирования, полноту и достоверность представления плановых показателей по определению расходов на служебные командировки, наградной фонд и фонд единовременных денежных пособий, в связи с чем незапланированность служебной командировки, в которой находился административный истец, свидетельствует о нераспорядительности и несогласованности действий соответствующих должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации.
Данные обстоятельства сами по себе не могут каким – либо образом служить основанием для нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на возмещение затраченных за время нахождения в служебной командировке личных денежных средств.
В отношении довода административного ответчика о том, что ввиду того, что <...> 1 октября 2016 года снят с финансового обеспечения ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», возмещение командировочных расходов, понесённых ФИО1 за нахождение в служебной командировке в период с 1 июня по 4 июня 2016 года, подлежит взысканию с <...>, суд находит его ошибочным по следующим основаниям.
Законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, командировочных расходов, сроки возмещения командировочных расходов не определены.
Частью 4 ст. 2 КАС РФ предусмотрено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В связи с этим суд считает необходимым, при отсутствии в законодательстве сроков для возмещения командировочных расходов военнослужащим, применить норму, регулирующую сходные правоотношения, а именно – п.4 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, согласно которому денежное довольствие военнослужащим за месяц должно выплачиваться не позднее 10 по 20 числа следующего месяца.
Согласно Положению о федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Иркутской области», утвержденному Министром обороны РФ 12 сентября 2011 года, данное управление обязано, в том числе своевременно и в полном объеме обеспечивать начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием и другими установленными выплатами путём зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Министерстве обороны порядком, осуществлять взаимодействие с Департаментом финансового планирования Министерства обороны РФ и Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ по определению потребности в бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств для осуществления расходов по обеспечению обслуживаемых воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, по получению бюджетных ассигнований для обеспечения обслуживаемых воинских частей в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, а также планирование расходов и составление сводной бюджетной сметы Учреждения по обслуживаемым воинским частям.
Как усматривается из копии договора на обслуживание № от 1 января 2014 года, с даты его заключения ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» осуществлялось финансово-экономическое обеспечение <...>, включенного в число обслуживаемых данным учреждением воинских частей до момента его снятия с этого обеспечения в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.
При этом согласно условиям данного договора основным направлением деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» являлось планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления, в том числе, выплаты командировочных расходов и своевременное обеспечение личного состава обслуживаемой воинской части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утверждённой аэрофототопографическим центром, заработной платой и другими установленными выплатами в установленном Минобороны России порядке.
Из справки начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 30 октября 2017 года № следует, что <...> был снят с финансового обеспечения в управлении с 1 октября 2016 года.
Поэтому административный ответчик в целях исполнения возложенных на него МО РФ обязанностей был обязан до 1 октября 2016 года выплатить ФИО1 денежную компенсацию за его нахождение в служебной командировке. Наличие на счету <...> денежных средств в размере 260 руб. не позволяло административному ответчику нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку административный иск удовлетворен, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 и 228 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление <...> ФИО1 об оспаривании действий Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в лице начальника учреждения, связанных с отказом в выплате административному истцу денежных средств в счёт возмещения понесенных командировочных расходов, удовлетворить.
Признать действия начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области», связанные с невыплатой ФИО1 денежного возмещения командировочных расходов за время нахождения в служебной командировке с 1 июня 2016 года по 4 июня 2016 года, незаконными и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1
Обязать начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав административного истца, с этой целью взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу ФИО1 <...> (<...>) рублей 00 копеек.
Начальнику Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу необходимо сообщить о его исполнении в Иркутский гарнизонный военный суд и ФИО1
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу ФИО1 сумму уплаченной государственной пошлины в размере <...> (<...>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Титенков