ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/19 от 17.05.2019 Брянского гарнизонного военного суда (Брянская область)

Дело № 2а-97/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2019 года город Брянск

Брянский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Милушечкина А.В., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный иск военнослужащего по контракту войсковой части <данные изъяты>Кожевникова В.В. об оспаривании решения ЗРУЖОЗРУЖО, связанного с отказом в выплате накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, -

установил:

Кожевников обратился в суд с иском, в котором указал, что согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ заместителя ЗРУЖО «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Управление) ему было отказано в реализации его права на использование денежных средств учтенных на его именном накопительном счете участника накопительно - ипотечной системы (далее – НИС).

В обоснование такого решения заместитель начальника управления сослался на то, в соответствии с пунктом 48 Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года №245, право на использование накоплений имеют участники НИС, достигшие 20-ти лет общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, и изъявившие желание воспользоваться накоплениями для жилищного обеспечения. При этом Кожевников к данной категории военнослужащих не относится, поскольку выслуга лет Кожевникова В.В. в льготном исчислении составляет 26 лет, однако 16 лет из них составляет служба в органах внутренних дел РФ. В связи с чем, право на использования накоплений, учтенных на его именном накопительном счете, отсутствует.

Полагая свои права нарушенными, административный истец просит суд:

- признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе ему в реализации его права на использование денежных средств учтенных на его накопительном счете участника НИС;

- обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации произвести ему выплату денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, в объеме всех накоплений на момент рассмотрения дела в суде.

Административный истец надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл и ходатайствовал о рассмотрении данного дела по его исковому заявлению в его отсутствие.

Административные соответчики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом в суд не прибыли по неизвестным суду причинам.

Находя возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца, административных соответчиков, исследовав представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 15 ст. 15 названного закона, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон о накопительно - ипотечной системе) являющимся участниками накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии ч. 1 ст. 4 Закона о накопительно - ипотечной системе реализация права на жилище участниками накопительно - ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно - ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

Из материалов дела видно, что Кожевников В.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части .

Как видно из выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Кожевников полагается заключившим первый контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года.

Из контракта о прохождении военной службы усматривается, что Кожевников с ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из уведомления о включении военнослужащего в реестр Кожевников является участником НИС, и дата возникновения у него основания для включения в реестр ДД.ММ.ГГГГ.

Из послужного списка государственного служащего усматривается, что Кожевников с 1995 по 2011 год проходил службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, на различных должностях.

Согласно ответу на судебный запрос <данные изъяты> войсковой части <данные изъяты>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, календарная выслуга лет в ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 08 лет 11 месяцев (периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), а выслуга лет в льготном исчислении в ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 09 лет 05 месяцев (период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. календарная выслуга лет с учетом службы в органах внутренних дел по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 11 месяцев (в МВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Кожевников обратился к командиру войсковой части о перечислении накоплений, учтенных на его именном накопительном счете, в размере всех накоплений, в связи с возникновением у него права на их использование.

Как видно, из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника управления, Кожевникову отказано в реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 48 Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года №245, право на использование накоплений имеют участники НИС, достигшие 20-ти лет общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, и изъявившие желание воспользоваться накоплениями для жилищного обеспечения. При этом, Кожевников к данной категории военнослужащих не относится.

В силу статьи 10 Закона о накопительно - ипотечной системе и пункта 48 Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года № 245, одним из оснований для возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более.

Согласно пункту 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

Таким образом, общая продолжительность военной службы исчисляется в календарном и льготном исчислении. Причем в приведенных нормативных правовых актах речь идет именно о военной службе.

При этом статьей 3 Положения установлено, что срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы. Началом военной службы считается: для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы; для граждан, поступивших на военную службу по контракту - день вступления в силу контракта.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (здесь и далее под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также военные факультеты (кафедры) при образовательных организациях высшего образования) в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Анализ вышеприведенных положений закона позволяет прийти к выводу, что для использования накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в расчет принимается только общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении - двадцать лет и более.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи и статьей 6 данного Федерального закона военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы, к которым, в частности, относится служба в органах внутренних дел и в органах уголовно-исполнительной системе, установленная Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Военная служба, как вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

В силу статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В соответствии с настоящими Федеральными законами сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системе присваиваются специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел и в уголовно-исполнительной системе.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что военная служба, являясь одним из видов федеральной государственной службы, отличается от правоохранительной службы в органах внутренних дел и в органах уголовно-исполнительной системы, а меры социальной поддержки в виде жилищного обеспечения установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» именно к отдельному виду федеральной государственной службы - военной службе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности принятого решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об отказе Кожевникову В.В. в выплате накоплений, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, без учета его службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в связи, с чем административный иск Кожевникова удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 180 и 227 КАС РФ, военный суд,-

решил:

в удовлетворении административного иска младшего сержанта Кожевников В.В. об оспаривании решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в выплате накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его объявления.

Председательствующий по делу А.В. Милушечкин