Дело № 2а-97/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Велиевой Л.Я.,
с участием: прокурора – и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Бекренева В.С.,
представителей административного ответчика – председателя Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа Карпенко В.Г., действующего на основании решения Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 20 июня 2016 года №, заместителя председателя Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа Мойсто С.С., действующего на основании решения Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 16 мая 2016 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», к Собранию представителей Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северо-Эвенского района, действуя в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», обратился с административным иском к Собранию представителей Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд – с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года.
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что органом местного самоуправления - Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа в нарушение обязанности, предусмотренной статьей 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года, т.е. более трех месяцев подряд, не проведено в правомочном составе ни одного заседания.
Невыполнение административным ответчиком указанной обязанности влияет, по мнению прокурора, на своевременность принятия в интересах населения муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» решений по вопросам местного значения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь требованиями статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ссылаясь на положения статей 19-22 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», Регламент Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, утвержденный Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 17 февраля 2016 года № 78, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, выразившееся в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, а именно в период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года.
В судебном заседании прокурор заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что после предъявления настоящего иска в суд (после 29 июля 2019 года) административным ответчиком заседания в правомочном составе не проводились.
Представители административного ответчика административный иск не признали, просили суд в его удовлетворении отказать. Указали на отсутствие бездействия со стороны Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, поскольку его аппаратом были предприняты все необходимые организационные меры, направленные на проведение заседаний, назначенных на 11 июня 2019 года и на 04 июля 2019 года. Данные заседания не состоялись по причине отсутствия необходимого кворума. Отсутствие кворума, как полагали представители административного ответчика, вызвано объективными причинами, а именно проживанием двух депутатов в с. Гарманда, транспортное сообщение с которым является затруднительным, а также уходом депутатов по месту работы в очередные ежегодные отпуска. Обращали внимание, что Собрание представителей Северо-Эвенского городского округа в период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года функционировало в обычном режиме, проводились заседания рабочих комиссий по бюджету, местному самоуправлению. Полагали, что проведение административным ответчиком правомочного заседания 12 апреля 2019 года, т.е. один раз в квартал является достаточным для выполнения требований, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, данным законом не предусмотрена норма, определяющая конкретный порядок исчисления периодичности проведения правомочных заседаний. Также указали, что возможность обращения прокурора с административным исковым заявлением в интересах административно-территориального образования Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрена. Выразили несогласие с позицией администрации Северо-Эвенского городского округа, которая согласилась с исковыми требованиями прокурора. Так, полагали, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что отсутствие заседаний оказало какое-либо негативное влияние на работу администрации Северо-Эвенского городского округа, которая в соответствии с законом обладает большим собственным объемом полномочий по решению вопросов местного значения.
Заинтересованное лицо – администрация Северо-Эвенского городского округа с административными исковыми требованиями согласилась, выразив свою позицию в письменном отзыве, направленном в суд. Указала, что последним принятым Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа на заседании является решение от 12 апреля 2019 года №. В связи с отсутствием заседаний не рассмотрены такие проекты решений, подготовленные администрацией Северо-Эвенского городского округа, как «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», «Об исполнении бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» за 2018 год», «О внесении изменений в решение от 26 декабря 2018 года № «О бюджете муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» за 2019 год».
Представитель администрации Северо-Эвенского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела администрация Северо-Эвенского городского округа извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла, просила суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования прокурора просила удовлетворить. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения, лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 вышеуказанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно положениям части 1.1. статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Учитывая вышеизложенное, деятельность представительного органа местного самоуправления является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительный орган, участвовать в решении вопросов местного значения.
Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования, является закрепленная в статье 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.
В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель установил в части 2.1. статьи 73 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ меру ответственности – возможность роспуска представительного органа муниципального образования.
Согласно положениям статей 19, 20 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» в структуру органов местного самоуправления входит Собрание представителей Северо-Эвенского городского округа, которое является представительным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, состоит из 15 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Заседание Собрания представителей не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 17 февраля 2016 года № утвержден Регламент Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа (далее – Регламент).
В соответствии со статьей 9 Регламента основной формой работы Собрания представителей являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца. Заседание Собрания представителей не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Если на заседании присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов Собрания представителей, то заседание переносится на другое время, а отсутствующим депутатам в письменном виде (либо телефонограммой) сообщается о месте и времени проведения заседания, которые определяются председателем Собрания представителей с учетом времени для доставки указанного сообщения.
Судом установлено, что в состав Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа избрано 15 депутатов, что подтверждается решением Избирательной комиссии Северо-Эвенского городского округа от 14 сентября 2015 года №: Б.О.А., Г.Л.В., К.Н.М., М.М.Г., Р.С.С., Б.М.Р., Г.И.В., Д.Р.П., ФИО4, О.Л.А., А.А.В., К.В.Н., ФИО5, Ф.Г.В., Х.Ю.В.
Решениями Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22 марта 2017 года №, от 31 мая 2017 года №, от 03 июля 2017 года №, от 28 сентября 2018 года № досрочно прекращены полномочия депутатов М.М.Г., Х.Ю.В., Д.Р.П., Р.С.С.
Таким образом, кворум для признания заседания депутатов правомочным с учетом требований федерального и муниципального законодательства составляет 8 человек.
Последнее правомочное заседание депутатов Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа состоялось 12 апреля 2019 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Последующие очередные заседания, назначенные на 11 июня 2019 года и на 04 июля 2019 года, о которых депутаты в количестве 8 и 9 соответственно были извещены в предусмотренном Регламентом порядке, не состоялись по причине отсутствия необходимого кворума. Причины неявки депутатов связаны с затрудненным транспортным сообщением с селом Гарманда, в котором проживают двое депутатов (Б.О.А. и Б.М.Р.), а также пребыванием депутатов в очередных ежегодных отпусках, предоставляемых по месту работы. Данные обстоятельства представители административного ответчика в судебном заседании не оспаривали.
Оценивая уважительность причин неявки депутатов на заседание, суд приходит к выводу о том, что они носили прогнозируемый характер, не являлись чрезвычайными и при правильной организации работы не должны были препятствовать нормальной деятельности представительного органа – Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено, материалы дела таких сведений не содержат.
Таким образом, в период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа заседания в правомочном заседании не проводились.
Поскольку факт бездействия Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, выразившийся в не проведении правомочных заседаний в период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года, т.е. более трех месяцев подряд, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, привело к созданию препятствий в осуществлении ими права на участие в решении вопросов местного значения посредством проведения представительным органом правомочных заседаний, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии бездействия со стороны Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа и принятии достаточных мер по организации и проведению заседаний, не может быть принят во внимание, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность представительного органа муниципального образования проводить заседания в правомочном составе не реже одного раза в три месяца.
При этом каких-либо положений об обязанности проведения вышеуказанного заседания один раз в квартал, как об этом указывали представители административного ответчика, статья 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не содержит.
Вопреки доводам представителей административного ответчика прокурор в соответствии с положениями статьи 39 КАС РФ наделен правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Северо-Эвенского района к Собранию представителей Северо-Эвенского городского округа в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», к Собранию представителей Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, выразившееся в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд – с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок составления мотивированного решения суда – 01 сентября 2019 года.
Председательствующий Е.А. Леонтьева