ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/20 от 14.04.2020 Белинского районного суда (Пензенская область)

Дело №2а-97/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2020 года г. Белинский

Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В.,

с участием помощника прокурора Белинского района Булаева Н.С.,

при секретаре Любимкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Козловского сельского совета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и принятии мер по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белинского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Козловского сельского совета Белинского района Пензенской области указав, что прокуратурой Белинского района проведена проверка соблюдения законодательства о порядке использования муниципального имущества в администрации Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области, в ходе которой установлено следующее. Пункт 3 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с частью 1 статьи 51 указанного Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решением Комитета местного самоуправления Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области от 12.03.2014 года № 430-98/1 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Козловского сельсовета. Согласно пункту 22 указанного Положения, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев предоставления указанных прав на такое имущество, установленных законом. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что муниципальное образование Козловский сельсовет Белинского района Пензенской области имеет в муниципальной собственности: - артезианскую скважину глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенную по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорную башню объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенную по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорную башню объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенную по адресу: <адрес>; - водопроводную сеть <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводную сеть <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводную сеть протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ). С момента государственной регистрации права собственности на данное недвижимое имущество по настоящее время указанные артезианские скважины, водопроводы, водонапорные башни фактически у какой-либо организации на обслуживании не находятся, администрация Козловского сельсовета бездействует в проведении процедуры проведения конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора на передачу указанного муниципального имущества. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Отсутствие обслуживающей объекты холодного водоснабжения организации на территории Козловского сельсовета Белинского района напрямую создает угрозу жизни и здоровью граждан в части ненадлежащего контроля качества питьевой воды, отсутствия должным образом установленных тарифов на оказание услуг по холодному водоснабжению, несвоевременного ремонта объектов водоснабжения, что в свою очередь существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Козловского сельсовета, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просят признать незаконным бездействие администрации Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении муниципального имущества: - артезианской скважины глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес>; - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ), и обязать административного ответчика - администрацию Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области - принять меры по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества: - артезианской скважины глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес>; - водопроводной сети <адрес> протяженностью 4000 м., инв. , лит. 1, адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ).

В судебном заседании помощник прокурора Белинского района Булаев Н.С. поддержал заявленные требования, а также подробно пояснил изложенные в нем обстоятельства, а также пояснил, что не принятие со стороны администрации мер по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного муниципального имущества напрямую затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования. Просил признать незаконным бездействие администрации Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении муниципального имущества: - артезианской скважины глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес>; - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ); и обязать администрацию Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области - принять меры по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества: - артезианской скважины глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес>; - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ).

Представитель административного ответчика - администрации Козловского сельского совета Белинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, а согласно письменного заявления просили рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд, выслушав помощника прокурора Белинского района Булаева Н.С., исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Белинского района в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.

Пункт 3 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 указанного Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Комитета местного самоуправления Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области от 12.03.2014 года № 430-98/1 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Козловского сельсовета.

Согласно пункту 22 указанного Положения, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев предоставления указанных прав на такое имущество, установленных законом.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно акта проверки от 19 марта 2020 года установлено, что муниципальное образование Козловский сельсовет Белинского района Пензенской области имеет в муниципальной собственности: - артезианскую скважину глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенную по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорную башню объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенную по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорную башню объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенную по адресу: <адрес>; - водопроводную сеть <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводную сеть <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводную сеть протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ); и с момента государственной регистрации права собственности на данное недвижимое имущество по настоящее время указанные артезианские скважины, водопроводы, водонапорные башни фактически у какой-либо организации на обслуживании не находятся.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что не заключение административным ответчиком договора концессии и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на указанные объекты холодного водоснабжения и как следствие отсутствие обслуживающей объекты холодного водоснабжения организации на территории Козловского сельского совета Белинского района не позволяет контролировать качество питьевой воды на территории сельского поселения, а также установить тарифы на оказание услуг по холодному водоснабжению и своевременно осуществлять ремонт объектов водоснабжения, что в свою очередь существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Козловского сельского совета Белинского района Пензенской области, в связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора.

Руководствуясь ст.ст.180,188, 227 и 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Белинского района Пензенской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к АдминистрацииКозловского сельского совета Белинского района Пензенской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении муниципального имущества: - артезианской скважины глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес>; - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ).

Обязать Администрацию Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области принять меры по проведению конкурса или аукциона на право заключения договора концессии, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества: - артезианской скважины глубиной <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 09.07.2018 ); - водонапорной башни объемом <данные изъяты> куб.м., кад. , расположенной по адресу: <адрес>; - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., инв. , адрес объекта: <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2014); - водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., кадастровый , адрес объекта: <адрес> (выписка из ЕГРН от 27.11.2017 ).

В суд и прокурору должно быть сообщено в письменной форме Администрацией Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области об исполнении данного решения суда не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 20 апреля 2020 года.

Судья: Саунин Н.В.