Дело№2а-97/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года село Лешуконское
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Здрецова А.Н.,
при секретаре Новиковой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (<...>) по административному иску прокурора Лешуконского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Лешуконское», администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании выявить причины и устранить дефекты многоквартирного жилого дома,
установил:
прокурор Лешуконского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации МО «Лешуконское», администрации МО «Лешуконский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности и несению бремени содержания имущества, являющегося муниципальной собственностью - многоквартирного жилого <адрес> корпус <адрес><адрес>, незаконным, а также обязать администрацию МО «Лешуконское», администрацию МО «Лешуконский муниципальный район» в срок до 30.04.2018 года принять меры по установлению причин дефектов многоквартирного жилого <адрес> и по их устранению.
В ходе проверки прокуратурой Лешуконского района Архангельской области было выявлено бездействие администрации МО «Лешуконское», администрации МО «Лешуконский муниципальный район» в осуществлении муниципального жилищного контроля.
Установлено, что администрация МО «Лешуконский муниципальный район» 27.12.2013 года заключила гражданско-правовой договор №02 с ООО «Арт-Дизайн» на приобретение 6 квартир. Согласно п. 7.1 раздела 7 «Гарантии качества» договора №02, срок гарантии должен составлять 5 лет с момента подписания сторонами акта приема-передачи квартиры, но не менее срока, установленного строительной (подрядной) организацией.
Согласно муниципальному контракту №06/15 от 29.12.2015 года между покупателем - администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» и продавцом ООО «Арт-Дизайн» о приобретении 6 жилых помещений - квартир на сумму 9 032 622 руб. 50 коп. и акту приема - передачи от 20.12.2015 года продавцом передано покупателю 6 квартир на мансардном этаже многоквартирного <адрес>.
Согласно пункту 7.1 раздела 7 «Гарантии качества» муниципального контракта №06/15 от 29.12.2015 года, срок гарантии на строительные материалы и системы инженерного обеспечения должен составлять 5 лет с момента подписания сторонами акта приема-передачи квартиры.
Решением Совета депутатов МО «Лешуконское» от 28.12.2015 года №122 «О приеме имущества, передаваемого из собственности МО «Лешуконский муниципальный район» жилые помещения, состоящие из 12 квартир в <адрес>» переданы в муниципальную собственность МО «Лешуконское». Основанием для передачи имущества явилось распоряжение администрации МО «Лешуконский муниципальный район» от 25.09.2015 года №316.
Распоряжением администрации МО «Лешуконский муниципальный район» «О признании квартир, находящихся в казне МО «Лешуконский муниципальный район» «служебными» от 29.12.2015 года №450 квартиры №<адрес> отнесены к специализированному жилищному фонду и распределены специалистам, работающим в районе и нуждающимся в жилых помещениях.
Постановлениями администрации МО «Лешуконское» от 29.12.2015 года №№172, 173,175 жилые помещения - квартиры <адрес> переданы жителям села Лешуконское по договору социального найма, по постановлениям от 29.12.2015 года №№ 176, 177, 178 квартиры <адрес> отнесены к маневренному фонду и предоставлены жителям с. Лешуконское, оставшимся без жилых помещений в следствие пожара.
Проверкой установлено, что администрация МО «Лешуконское», получившая в собственность указанный многоквартирный жилой дом, и администрация МО «Лешуконский муниципальный район», располагая информацией об имеющихся недостатках <адрес> в <адрес> с 1.01.2016 года и по 30.03.2018 года мер к реализации полномочий, установленных законодательством, не исполняла, предусмотренных законом мер к фиксации или опровержению доводов жильцов дома не принимала, вопрос о понуждении продавца ООО «Арт-Дизайн» к исполнению предусмотренных договором №2 от 27.12.2013 года и муниципальным контрактом №06/15 от 29.12.2015 года гарантийных обязательств не решала. В результате этого нарушены жилищные права проживающих в данном доме лиц, под угрозу поставлены жизнь и здоровье, а также сохранность являющегося муниципальным имуществом дома в целом.
Таким образом, администрация МО «Лешуконское» и администрация МО «Лешуконский муниципальный район» уклонились от решения вопроса местного значения, связанного с обеспечением сохранности имущества, находящегося в муниципальной собственности - жилого <адрес>, и нарушила жилищные права граждан. Непринятие мер по решению вопросов местного значения нарушает охраняемые законом интересы жителей МО «Лешуконское» и МО «Лешуконский муниципальный район».
В судебном заседании заместитель прокурора Лешуконского района Архангельской области Хайдарова Л.З. административное исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представители административного ответчика - администрации МО «Лешуконский муниципальный район» ФИО1, ФИО2 в судебном заседании поддержали представленный суду отзыв, пояснили, что администрация МО «Лешуконский муниципальный район» с административным иском прокурора Лешуконского района не согласна, поскольку администрация МО «Лешуконский муниципальный район» от исполнения своих полномочий не уклонялась, информация о протечках в кровле указанного дома была постоянно на контроле с 2016 года. Меры по принуждению ООО «Арт-Дизайн» к устранению дефектов кровли администрацией принимались. Работы по устранению дефектов кровли ООО «Арт-Дизайн» гарантировались. После каждой жалобы со стороны жильцов указанного дома представителя администрации района выходили на место, фиксировали заявленные дефекты, принимали меры к их устранению, в том числе и предъявляли требования к ООО «Арт-Дизайн». Срок для устранения дефектов до 30.04.2018 года не реален для исполнения. Ремонт участков кровли возможен только в условиях положительных температур, то есть в июне 2018 года, в связи с чем просили установить срок исполнения решения суда - 30 июня 2018 года.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Лешуконское» ФИО3 в судебном заседании участия не принял, извещен своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав заместителя прокурора Лешуконского района, представителей административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Полномочия органов муниципального жилищного контроля и их должностных лиц установлены ч. 5 и 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 3 Закона Архангельской области от 24.09.2012 N 543-33-ОЗ "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Архангельской области с органами муниципального жилищного контроля" установлено, что органами муниципального жилищного контроля являются на территории сельского поселения Архангельской области - местная администрация муниципального района Архангельской области или уполномоченный орган местной администрации муниципального района Архангельской области, в состав которого входит соответствующее сельское поселение Архангельской области (а в случае, установленном статьей 4 настоящего закона, - местная администрация сельского поселения Архангельской области). Статьей 5 данного областного закона обязанности по организации и осуществлению муниципального жилищного контроля возложены на органы муниципального жилищного контроля с предоставлением им перечисленных в указанной статье полномочий, в том числе по обращению в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Пунктом 3 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, включены в перечень вопросов местного значения поселения. Муниципальное имущество, в соответствии со ст. 49 указанного Федерального закона, является составной частью экономической основы местного самоуправления. Вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Бремя содержания имущества, согласно ст. 210 ГК РФ, несет собственник данного имущества.
Как следует из материалов дела, в районной газете «ЗВЕЗДА» №52 от 28.12.2017 года опубликована статья «В новом доме старые проблемы», в которой изложены жилищные проблемы жильцов, вселившихся в декабре 2015 года и проживающих в <адрес> в <адрес>. Согласно данной статье, в квартирах данного дома: имеются многочисленные протечки, приводящие в негодность элементы обустройства, отделку стен, полов, потолков; выявлены множественные факты неисправности электрооборудования; в квартирах неприятный запах, повышенная влажность и сырость; имеются трещины на стыках потолков.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав законных интересов лиц в результате такого решения.
Как следует из материалов дела, администрацией МО «Лешуконское» в рамках осуществления муниципального жилищного контроля проверки не проводились.
Администрацией МО «Лешуконское» осуществлен выход в <адрес> в <адрес> в январе 2018 года, основанием послужила публикация в газете «ЗВЕЗДА». По результатам данной проверки было проведено совещание в администрации МО «Лешуконский муниципальный район», на котором было принято решение обратиться в ООО «Арт-Дизайн». Администрацией МО «Лешуконское» никаких действий предпринято не было, обследование жилых помещений с привлечением специалистов не инициировалось.
Судом установлено, что администрацией МО «Лешуконский муниципальный район» неоднократно направлялись письма ООО «Арт-Дизайн», в которых администрация предъявляла к ООО «Арт-Дизайн» требования по устранению нарушений в доме по вышеуказанному адресу (10.10.2017 года, 13.12.2017 года).
Однако, как следует из материалов дела, а также из объяснений представителей административного ответчика администрации МО «Лешуконский муниципальный район», административными ответчиками не были предприняты меры по обращению в Арбитражный суд в связи с непроведением ООО «Арт-Дизайн» необходимого ремонта в указанном многоквартирном доме, находящемся на гарантийном обслуживании у ООО «Арт-Дизайн». Несмотря на неоднократные письменные ответы ООО «Арт-Дизайн», в которых указанное юридическое лицо заверяет администрацию, что необходимые ремонтные работы будут проведены, никаких мер ООО «Арт-Дизайн» не предпринимает, проблемы жильцов указанного многоквартирного дома до настоящего времени не разрешены.
Таким образом, требования прокурора Лешуконского района к администрации муниципального образования «Лешуконское», администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании выявить причины и устранить дефекты многоквартирного жилого дома являются законными и обоснованными.
В соответствии с п. 2 ч.6 ст.180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для выявления причин и устранения дефектов многоквартирного жилого дома, суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит представитель административного ответчика, а именно до 30 июня 2018 года, оценивая его как разумный для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясьст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Лешуконского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Лешуконское», администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании выявить причины и устранить дефекты многоквартирного жилого дома удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Лешуконское», администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности и несению бремени содержания имущества, являющегося муниципальной собственностью - многоквартирного жилого <адрес> незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Лешуконское», администрацию муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» в срок до 30 июня 2018 года принять меры по установлению причин дефектов многоквартирного жилого <адрес> и по их устранению.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд (<...>) в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий А.Н. Здрецов