ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/2018 от 25.05.2018 Волгоградского гарнизонного военного суда (Волгоградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2018 г. г. Волгоград

Волгоградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Боховко В.А., при секретаре судебного заседания Поповой Е.И., с участием представителя административного истца – Погосяна В.О., представителя начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Волгоградской области» (далее - Управление финансового обеспечения) – Агафоновой А.Г. и представителя Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) (далее - Межрегиональное управление) – Лемешко Е.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению (далее – иск) командира войсковой части об оспаривании акта встречной проверки по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности этой воинской части за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, составленного контрольной группой Межрегионального управления,

у с т а н о в и л :

В своем иске командир войсковой части пояснил, что в период с 23 января по 13 февраля 2018 года контрольной группой Межрегионального управления проведена проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности этой воинской части, по результатам которой составлен акт от 13 февраля 2018 года № 4/3 с отражением в нём ряда нарушений, выявленных в ходе данной проверки, с которыми он не согласен.

Так, в разделе 3 данного акта указано, что командованием войсковой части не учтена в регистрах бухгалтерского учёта Управления финансового обеспечения выявленная в 2016 году начальником финансово-расчётного пункта г. Волжского Волгоградской области (далее – ФРП) этого же Управления переплата денежного довольствия в размере <данные изъяты> военнослужащей войсковой части З. за периоды с 6 марта 2014 года по 27 мая 2015 года и с 28 мая 2015 года по 27 ноября 2016 года, когда она находилась в отпусках по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и трёх лет, соответственно.

Кроме того, в данном акте указано, что в нарушение требований п. 2 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», <данные изъяты>, приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 года № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» и положений Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ после проведения административного расследования по факту излишней выплаты денежного довольствия З. за указанные природы времени, командиром войсковой части виновные лица по данному факту не установлены и

- приказ по результатам проведения этого расследования не издан,

- а сумма ущерба, образовавшаяся в связи с излишней выплатой З. денежного довольствия, в книгу учёта недостач этой воинской части не занесена, что привело к искажению данных бухгалтерского учёта и отчётности в отношении сведений о расчётах по ущербу (в том числе наличие неучтённых сумм ущерба) в размере <данные изъяты>, оставшихся после частичного возмещения З. общей суммы незаконно полученного ею денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года.

По мнению командира части, выводы контрольной группы Межрегионального управления, изложенные в 3 разделе указанного акта, являются необоснованными и не соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с разделом 2 «Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчёта денежного довольствия, заработной платы в Едином расчётном центре Министерства обороны РФ», утверждённого 27 июля 2011 года Министром обороны РФ, ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесёния в базу данных Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» (далее – ФКУ ЕРЦ) сведений о военнослужащих для выплаты им денежного довольствия и иных выплат возлагается на орган военного управления, ответственный за ввод информации в такую базу. Сведения о военнослужащих войсковой части в базу данных ФКУ ЕРЦ в 2014-2016 годах вносились и в настоящее время вносятся должностными лицами войсковой части - вышестоящего в порядке подчинённости органа военного управления. Административным расследованием, проведенным в апреле 2016 года в войсковой части , установлено, что необоснованная выплата З. денежного довольствия за периоды с 6 марта 2014 года по 27 мая 2015 года и с 28 мая 2015 года по 27 ноября 2016 года, когда он находилась в отпусках по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора и трёх лет, соответственно, произошла вследствие несовременного внесения должностными лицами войсковой части через программное изделие «Алушта» в базу данных ФКУ ЕРЦ сведений о нахождении З. в этих отпусках, хотя командованием войсковой части такие сведения в войсковую часть были направлены своевременно. Поскольку проведённым в воинской части административным расследованием не установлены должностные лица войсковой части , виновные в излишней выплате З. денежного довольствия, содержащиеся в оспариваемом акте контрольной группы выводы о непринятии командованием войсковой части мер по установлению лиц, виновных в данной переплате, и не издании командиром части приказа по результатам проведения административного расследования являются необоснованными. Нормативными правовыми актами, на которые имеются ссылки в оспариваемом акте встречной проверки, не предусмотрена обязанность командира части по изданию приказа после проведения административного расследования по факту причинения материального ущерба в случае, когда этим расследованием не установлены должностные лица этой воинской части, виновные в причинении ущерба.

В своём иске командир войсковой части также пояснил, что после выявления факта излишней выплаты З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года им приняты меры по возврату З. незаконно полученного денежного довольствия путём проведения с данной военнослужащей разъяснительной работы, по результатам которой последняя 14 октября 2016 года подала рапорт с просьбой об удержании руководством ФКУ ЕРЦ из начисляемого ей денежного довольствия денежных средств в счёт возврата незаконно полученного денежного довольствия за указанный период времени и по состоянию на 1 октября 2017 года невозвращённая часть излишне выплаченного З. денежного довольствия, как указано в оспариваемом акте, составила <данные изъяты>

Обращаясь в суд, истец просит признать незаконными раздел 3 акта контрольной группы от 13 февраля 2018 года № 4/3 в части, касающейся содержащихся в нём выводов о непринятии командиром войсковой части мер по учёту в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учёта и книге учёта недостач этой воинской части ущерба в сумме <данные изъяты>, причинённого в связи с необоснованной выплатой З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года, а также о не установлении виновных лиц в возникновении данного ущерба, что повлекло искажение данных бухгалтерского учёта и отчётности в отношении сведений о расчётах по ущербу (в том числе наличие неучтённых сумм ущерба) в указанном размере. Кроме того, истец просит признать незаконными изложенные в этом же акте третье и четвёртые предложения по устранению выявленных нарушений, согласно которым на командира войсковой части возложена обязанность издать приказ о выявленных проверкой финансовых нарушениях по факту излишне выплаченного З. денежного довольствия, после чего эту сумму в размере <данные изъяты>, оставшуюся после частичного возмещения ею общей суммы необоснованно полученного денежного довольствия, занести в книгу учёта недостач этой воинской части и в регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта.

С учетом обстоятельств дела и характера заявленных требований к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца на основании ст. 47 и ч. 1 ст. 221 КАС РФ привлечено Управление финансового обеспечения.

Начальник Управления финансового обеспечения в своём ходатайстве, направленном в суд, просил удовлетворить требования командира войсковой части , поддержав доводы последнего в обоснование заявленных требований. Он также пояснил, что поскольку командиром войсковой части не издавался приказ о признании излишне выплаченного З. денежного довольствия ущербом для воинской части, сведения о незаконно выплаченных последней руководством ФКУ ЕРЦ денежных суммах в книгу учёта недостач этой воинской части и регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта, основанием для внесения которых в указанные учётные документы является именно приказа командира части, не заносились. По смыслу п. 2 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» обязанность командир части обязан издать приказ лишь в случае установления должностных лиц этой воинской части, виновных в причинении ущерба. Поскольку после проведения административного расследования по факту причинения материального ущерба незаконной выплатой З. денежного довольствия вины должностных лиц войсковой части не установлено, необходимости в издании такого приказа у командира этой воинской части не имелось.

В судебном заседании представитель начальника Управления финансового обеспечения, действующая на основании доверенности, поддержала изложенные выше доводы своего доверителя. При этом она пояснила, что общая сумма денежных средств, незаконно выплаченных З. в счёт денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года не подлежит внесению в книгу учёта недостач этой воинской части, которая ведётся начальником 3 ФРП Управления финансового обеспечения и регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта, которые ведутся в данном Управлении, поскольку в указанные учётные документы вносятся суммы ущерба, причинённого имуществу войсковой части . В данном случае излишней выплатой денежных сумм З. ущерб причинён имуществу ФКУ ЕРЦ, в ведении которой находились эти денежные средства.

Представитель начальника Межрегионального управления требования командира части не признала. Она пояснила, что обязанность командира войсковой части по изданию приказа о признании излишне выплаченного З. денежного довольствия вытекает из требований п. 63 «Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 декабря 2015 года N 717, которым на командира части возложена обязанность по изданию приказа при выявления причинения ущерба государства, а не только отдельно взятой воинской части. Учитывая, что по результатам проведения в войсковой части установлено, что незаконная выплата З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года произошла не только по вине должностных лиц, ответственных за внесение сведений о последней в единую базу ФКУ ЕРЦ, но и по вине самой З., не сообщившей по команде о неосновательном получении денежного довольствия во время нахождения в отпусках по уходу за ребёнком, в связи с чем сумма ущерба, выразившаяся в незаконной выплате денежных средств, на основании приказа командира части подлежит внесению как в книгу учёта недостач этой воинской части, так и регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта, которые ведутся в Управлении финансового обеспечения. Необходимость внесения данной суммы ущерба в названнеы учётные документы вытекает из пояснений 1 и 2 к Форме N 53 по ОКУД 6002701 «Книга учета недостач», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2008 года N 139, пунктов 4 и 5 «Порядка организации взаимодействия распорядителей (получателей) средств федерального бюджета Министерства обороны РФ и ФКУ ЕРЦ при осуществлении расчётов по удержаниям и выплат по оплате труда», утверждённого заместителем Министра обороны РФ от 1 апреля 2014 года.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно разделу 3 акта встречной проверки от 13 февраля 2018 года № 4/3, проведённой в войсковой части в период с 18 января по 13 февраля 2018 года, в 2016 году сотрудниками ФРП Управления финансового обеспечения выявлена незаконная выплаты денежного довольствии военнослужащей З. за время нахождения её в отпусках по уходу за ребёнком с 6 марта 2014 года по 27 мая 2015 года и с 28 мая 2015 года по 27 ноября 2016 года до достижения им возраста полутора и трёх лет, соответственно.

Из материалов административного расследования, проведенного в апреле 2016 года в войсковой части , в частности, письма начальника 3 отделения ФРП Управления финансового обеспечения, объяснения З., выписок из приказов командира войсковой части (по строевой части) от 26 сентября 2013 года № 109, от 7 ноября 2013 года № 2, от 17 февраля 2014 года № 30, от 3 марта 2014 года № 40 и от 28 мая 2015 года № 98, рапорта командира войсковой части , адресованного начальнику инженерных войск Вооружённых Сил РФ (войсковая часть ), выписки из приказа командира войсковой части от 20 июля 2015 года № 7 (по строевой части), ответа заместителя руководителя ФКУ ЕРЦ, адресованного 23 июня 2016 года командиру войсковой части , следует, что незаконная выплата З. денежного довольствия с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года, когда он находилась в отпусках по уходу за ребёнком, произошла вследствие несовременного внесения должностными лицами войсковой части через программное изделие «Алушта» в базу данных ФКУ ЕРЦ сведений о нахождении З. в этих отпусках. Из этих же документов усматривается, что командованием войсковой части сведения о предоставлении З. отпусков по уходу за ребёнком в войсковую часть были направлены своевременно.

Заключением по материалам административного расследования также установлено, что одной из причин незаконной выплаты З. денежного довольствия за указанный период времени, наряду с нераспорядительностью должностных лиц войсковой части , несовременно внесших в базу данных ФКУ ЕРЦ сведений о нахождении З. в отпусках по уходу за ребёнком, явилась недисциплинированность последней, которая, получая денежное довольствие во время нахождения в данных отпусках, несмотря на то, что в силу требований п. 160 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, права на получения денежного довольствия во время нахождения в отпусках по уходу за ребёнком она не имела, не сообщила об этом командованию войсковой части . В результате этого руководство ФКУ ЕРЦ, на которое возложены функции по выплате военнослужащим денежного довольствия, был причинён материальный ущерб в размере <данные изъяты>, который по состоянию на 1 октября 2017 года в связи с добровольным возмещением З. части незаконного полученных денежных средств в счёт денежного довольствия составил <данные изъяты>

Изложенное указывает на необоснованность выводов контрольной группы Межрегионального управления, изложенных в 3 разделе оспариваемого акта, о том, что командованием войсковой части не установлены виновные лица по факту незаконной выплаты З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года.

Вместе с тем, утверждение истца, не согласившегося с выводами контрольной группы о необходимости издания приказа по результатам административного расследования, проведённого в войсковой части по факту получения З. денежного довольствия во время нахождения в отпусках по уходу за ребёнком, на том основании, что ведомственными нормативными актами Министерства обороны РФ не предусмотрена обязанность по изданию командиром воинской части такого приказа в случае не установления административным расследованием вины должностных лиц воинской части в причинении ущерба, суд признаёт ошибочным.

В соответствии с п. 63 «Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 декабря 2015 года N 717, по материалам административного расследования командир (начальник) воинской части в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования принимает решение и объявляет его в приказе, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении лица (лиц), совершившего правонарушение.

Учитывая, что по результатам проведения в войсковой части вышеуказанного административного расследования установлен не только факт причинения материального ущерба государства в лице ФКУ ЕРЦ, но и вина в его причинении военнослужащей войсковой части З., не сообщившей по команде о неосновательном получении денежного довольствия во время нахождения в отпусках по уходу за ребёнком, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельства является обязательным издание командиром этой воинской части приказа для принятия мер по возмещению причинённого ущерба для защиты прав и интересов государства и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также мер воздействия в отношении З., личная недисциплинированность которой привела к причинению такого ущерба. В связи с этим требования истца в части, касающейся признания незаконным изложенного в оспариваемом акте указания контрольной группы о возложении на командира войсковой части обязанности издать приказ о выявленных проверкой финансовых нарушениях по факту излишне выплаченного З. денежного довольствия, удовлетворению не подлежат.

Согласно пояснениям 1 и 2 к Форме N 53 по ОКУД 6002701 «Книга учета недостач», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2008 года N 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», указанная книга служит для учета всех выявленных в воинской части недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества (кроме недостач материальных запасов в пределах норм естественной убыли), других противоправных действий (бездействия) с ними, незаконных расходов денежных средств, переплат и неположенных выплат денежного довольствия (заработной платы), выявленных ревизиями и проверками, а также уплаченных штрафов, пеней, неустоек и других видов причиненного ущерба. Книга учета недостач ведется начальником финансового органа и предъявляется на просмотр инспектирующим войсковое хозяйство комиссиям и должностным лицам.

Из изложенного следует, что в книге учета недостач отражается ущерб, причинённый именно имуществу воинской части. Поскольку в результате незаконной выплаты З. денежного довольствия за периоды с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года ущерб причинён ФКУ ЕРЦ, правовых оснований для занесения данного ущерба в книгу учета недостач войсковой части не имеется. В связи с этим выводы контрольной группы Межрегионального управления в оспариваемом акте о непринятии командиром войсковой части мер по занесению в книгу учёта недостач этой воинской части суммы ущерба, образовавшегося в результате излишней выплаты З. денежного довольствия и возложении на командира части в третьем предложении по устранению выявленных нарушений обязанности занести в указанную книгу данный ущерб, не основаны на требованиях действующего законодательства. В связи с изложенным в этой части рассматриваемый иск подлежит удовлетворению.

По этим же основаниям являются необоснованными изложенные в 3 разделе оспариваемого акта выводы контрольной группы о необходимости занесения вышеуказанного материального ущерба в регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта Управления финансового обеспечения, поскольку в данных регистрах, как и в книге учета недостач, отражается ущерб, причинённый воинской части, а не другим органам военного управления, а также о возложении на командира войсковой части в четвёртом предложении по устранению выявленных нарушений этого акта обязанности принять решение по неучтённой в этих регистрах сумме данного ущерба.

Руководствуясь ст. 177, 178-180 и 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление командира войсковой части об оспаривании акта встречной проверки по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности этой воинской части за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, составленного контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу), удовлетворить частично.

Признать незаконным раздел 3 акта контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) от 13 февраля 2018 года № 4/3 в части, касающейся содержащихся в нём выводов о непринятии командиром войсковой части мер по учёту в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учёта и занесению в книгу учёта недостач этой воинской части ущерба, причинённого ФКУ ЕРЦ в связи необоснованной выплатой военнослужащей этой воинской части З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года, а также по установлению лиц, виновных в возникновении данного ущерба.

Признать незаконными изложенные в этом же акте третье и четвёртые предложения по устранению выявленных нарушений в части, касающейся возложения на командира войсковой части обязанности принять меры по занесению в книгу учёта недостач этой воинской части и в регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта суммы ущерба, причинённого ФКУ ЕРЦ в связи незаконной выплатой З. довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года.

Обязать руководителя Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) исключить из раздел 3 акта контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) от 13 февраля 2018 года № 4/3 выводы о непринятии командиром войсковой части мер по учёту в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учёта и занесению в книгу учёта недостач этой воинской части ущерба, причинённого ФКУ ЕРЦ в связи незаконной выплатой З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года, а также по установлению лиц, виновных в возникновении данного ущерба.

Обязать руководителя Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) исключить из третьего и четвёртого предложений по устранению выявленных нарушений данного акта указания о возложении на командира войсковой части обязанности принять меры по занесению в книгу учёта недостач этой воинской части и регистры бухгалтерского (бюджетного) учёта суммы ущерба, причинённого ФКУ ЕРЦ в связи незаконной выплатой З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года.

Отказать в удовлетворении требований командира войсковой части о признании незаконными раздела 3 акта контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) от 13 февраля 2018 года № 4/3 и третьего предложения по устранению выявленных нарушений данного акта в части, касающейся выводов о необходимости командиру войсковой части издать приказ по факту ущерба, причинённого ФКУ ЕРЦ в связи необоснованной выплатой З. денежного довольствия за период с 6 марта 2014 года по 27 ноября 2016 года.

Об исполнении настоящего решения руководителю Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Южному военному округу) необходимо сообщить в Волгоградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Волгоградский гарнизонный военный суд.

Председательствующий по делу В.А. Боховко