ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-97/2022 от 10.02.2022 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 г. город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л.

при секретаре Берестовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №<...> по административному иску военного прокурора Балтийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор города Балтийска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о продаже медали СССР "За оборону Кавказа", размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее по тексту – "сеть "Интернет") на странице сайта с URL-адресом: "https://violity.<...>dokumentom". Своё требование военный прокурор обосновал тем, что в результате мониторинга сети "Интернет" выявлена интернет-страница с URL-адресом: "https://violity.<...>dokumentom", представляющая собой лот интернет-магазина по продаже медали СССР "За оборону Кавказа", соответствующей Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22.12.1942, с её изображениями и ценой. Эта медаль относится к государственным наградам СССР, отчуждение которых запрещено законодательством. За сбыт государственных наград установлена уголовная ответственность в статье 324 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отображение электронного текста интернет-страницы доступно для использования, копирования, хранения и передачи по линиям связи сети "Интернет" без каких-либо ограничений. Наличие в свободном доступе на указанной интернет-странице информации о незаконной продаже государственной награды СССР нарушает ограничения, установленные Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, что даёт военному прокурору право обратиться в суд с административным иском в соответствии с частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – "КАС РФ").

В судебном заседании представитель административного истца Миронов С.А. настаивал на удовлетворении административного иска и полностью поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что на момент судебного разбирательства рассматриваемый указатель страницы сайта в сети "Интернет" не включён в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Ввиду неустановления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления военным прокурором Балтийского гарнизона, настоящее административное дело рассмотрено без участия административного ответчика.

Представитель Роскомнадзора в письменных объяснениях просил провести судебное разбирательство в отсутствие уполномоченного представителя Роскомнадзора.

Заслушав объяснения представителя административного истца и исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Как следует из части 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Статьёй 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбыт государственных наград.В соответствии со статьёй 16 Общего положения об орденах, медалях и почётных званиях СССР, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-Х, учреждена медаль СССР "За оборону Кавказа".

Образец и описание медали СССР "За оборону Кавказа" утверждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.12.1942.

В силу части второй статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов" государственные награды, связанные с событиями Великой Отечественной Войны, не могут быть объектами отчуждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099, предусмотрено, что незаконный сбыт государственных наград СССР, влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ приведённых выше норм материального права в их системной взаимосвязи позволяет суду сделать вывод о наличии в Российской Федерации законодательного запрета на распространение посредством сети "Интернет" информации о сбыте государственных наград СССР.

Из материалов административного дела (л.д. 8–11) следует, что в сети "Интернет" на странице сайта с URL-адресом: "https://violity.<...>-dokumentom" размещена информация о продаже медали "За оборону Кавказа", относящейся к государственным наградам СССР.

Поскольку подобная информация, распространяемая без ограничения посредством сети "Интернет", указывает на наличие признаков преступления, предусмотренного статьёй 324 Уголовного кодекса Российской Федерации, она должна быть признана информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Нахождение таких сведений в сети "Интернет" в свободном доступе, несомненно, способствует совершению преступления против порядка управления и тем самым подрывает основы конституционного строя, нарушает права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее по тексту – "Реестр").

Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в Реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (часть 3 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

На момент принятия настоящего решения указатель страницы сайта с URL-адресом: "https://violity.<...>dokumentom" не включён в Реестр.

С учётом всех установленных обстоятельств, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации о продаже медали СССР "За оборону Кавказа", размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице сайта с URL-адресом: "https://violity.<...>dokumentom" и удовлетворяет административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию о продаже медали СССР "За оборону Кавказа", размещённую посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице сайта с URL-адресом "https://violity.<...>dokumentom".

Настоящее решение является основанием для включения вышеназванного указателя страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области Л.Л. Чолий

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 г. на четырёх страницах.