Дело № 2а-97/2022 УИД 76RS0017-01-2021-001907-96 | Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «17» февраля 2022 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Окуневой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности,
установил:
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 65-71), свидетельству о заключении брака (л.д.12) ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1250 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:635), который приобретен на основании договора купли-продажи от17.12.2016 (л.д. 16).
16.07.2018 ФИО1 выдан градостроительный план в отношении ЗУ:635 (л.д. 17-22), согласно которому ЗУ:635 расположен в территориальной зоне СХ-1 «зона сельскохозяйственных угодий», для которой в соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) градостроительный регламент не устанавливается. На ЗУ:635 отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства.
08.07.2021 ФИО1 обратилась в Администрацию ЯМР с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту – Уведомление о планируемом строительстве - л.д. 93-99).
13.07.2021 управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО вынесено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке №08-23-1298-2021 (далее по тексту - Уведомление о несоответствии – л.д. 24-25). В нем указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, так как в соответствии с Генеральным планом Кузнечихинского сельского поселения и Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО ЗУ:635 расположен в зоне СХ-1 «зона сельскохозяйственных угодий», в данной зоне градостроительный регламент не установлен, строительство объектов капитального строительства не предусмотрено.
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (с учетом уточнения состава ответчиков в ходе судебного разбирательства). В заявлении указала, что 07.12.2018 в соответствии с выпиской из протокола заседания градостроительной комиссии ЯМР принято решение о внесении изменений в генеральный план Кузнечихинского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта ЗУ:635. Уведомление о несоответствии вынесено на основании старых карт границ населенного пункта <адрес>, без учета изменений. В нарушение ст. ст. 83, 84 ЗК РФ, ст. 32, п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту – Закон №218-ФЗ) ответчиком не выполнены свои обязанности по внесению в ЕГРН изменений в части площади и границ <адрес>, что привело к нарушению прав истца.
На основании изложенного, просила:
- обязать Администрацию ЯМР исполнить решение градостроительной комиссии от 07.12.2018 о внесении изменений в градостроительный план Кузнечихинского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта <адрес> ЗУ:635;
- признать отказ управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР о выдаче разрешения на строительство жилого дома на ЗУ:635 незаконным,
- обязать управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР выдать разрешение на строительство жилого дома на ЗУ:635.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала. Поясняла, что ЗУ:635 приобретался ею для строительства, предназначен для строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН. На соседних земельных участках построены дома. Картам, которые представлены ответчиком, истец не доверяет.
В судебное заседание административный ответчик представителя не направил. Представил отзыв, согласно которому иск не подлежит удовлетворению. В нем указано, что ЗУ:635 находится за пределами <адрес>, что подтверждается Генеральным планом Кузнечихинского сельского поселения и Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания с соблюдением требований градостроительных регламентов. Уведомление о несоответствии является законным. Требования истца в части возложения обязанности внести изменения в Генеральный план Кузнечихинского сельского поселения ЯМР удовлетворению не подлежат, так как направлены на возложение обязанности по принятию нормативного акта, что является вопросом местного значения муниципального района, относятся к полномочиям муниципального совета ЯМР. В соответствии со ст. 10 ЗК РФ Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, соответственно, судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который не допускает вмешательство суда в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие нормативного правового акта. Кроме того, в соответствии с договором №10-21ПР от 03.08.2021 Администрацией ЯМР осуществляется подготовка нового Генерального плана Кузнечихинского сельского поселения, срок окончания работ – 31.05.2022. В соответствии с проектом Генерального плана ЗУ:635 подлежит включению в границы <адрес>. Ответчиком также заключен муниципальный контракт по описанию границ территориальных зон Кузнечихинского сельского поселения ЯМР (обязательного приложения к Правилам землепользования и застройки) от 02.07.2021 №01713000002210000540001, срок выполнения – не позднее 14.05.2022. После утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования истец вправе повторно обратиться за выдачей уведомления.
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Ярославской области. Извещалось надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 9 ст.1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно ч.ч. 1, 3, 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. В силу п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Из п. 2.2. градостроительных планов ЗУ:635, выданных 16.07.2018 (л.д. 17-22), 29.09.2021 (л.д. 108-112) следует, что градостроительный регламент ЗУ:635 установлен в соответствии с решением Муниципального Совета Кузнечихинского сельского поселения ЯМР от 15.09.2009 №43 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области» (л.д.164). ЗУ:635 расположен в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», для которой градостроительный регламент не устанавливается (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
Из карты (схемы) функциональных зон, административных границ, границ территорий и земель (утверждаемая часть указанного генерального плана) (л.д. 165), карты (схемы) градостроительного зонирования <адрес> (л.д. 166), в сопоставлении с данными публичной кадастровой карты (л.д. 133, 136) следует, что ЗУ:635 находится в настоящее время в территориальной зоне СХ-1 «зона сельскохозяйственных угодий», расположен за границей населенного пункта <адрес>. В то же время в соответствии с картой (схемой) градостроительного зонирования <адрес> (л.д. 166) данный участок в соответствии с планируемыми границами населенного пункта (красный пунктир) и проектируемыми границами территориальных зон (обозначенных прозрачным желтым цветом), как предполагается, будет находиться в границах населенного пункта, в территориальной зоне Ж-3. Однако, в настоящее время ЗУ:635 находится в территориальной зоне СХ-1. Генеральный план, Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР в указанной части не оспорены. Доказательств нахождения ЗУ:635 в иной территориальной зоне, в границах населенного пункта <адрес> не представлено.
Действительно в соответствии с выпиской из ЕГРН ЗУ:635 имеет категорию земель – земли населенных пунктов и разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Однако данное обстоятельство само по себе не допускает строительство на ЗУ:635. ЗУ:635 надлежит считать не соответствующим градостроительному регламенту.
В соответствии с п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования... Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В настоящее время вид разрешенного использования ЗУ:635 («для ведения личного подсобного хозяйства», в границах населенного пункта) не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны СХ-1. Градостроительный регламент для территориальной зоны СХ-1 «зона сельскохозяйственных угодий» не установлен. Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В силу ч. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Суд приходит к выводу, что Уведомление о несоответствии вынесено законно и обоснованно – на основании п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, согласно которому «уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве». Следовательно, требования о признании отказа управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР в выдаче разрешения на строительство жилого дома на ЗУ:635 незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на ЗУ:635, которые, по своей сути, являются требованиями о признании незаконным Уведомления о несоответствии и возложении обязанности выдать уведомление о соответствии, удовлетворению не подлежат.
Требования о возложении на Администрацию ЯМР обязанности исполнить решение градостроительной комиссии от 07.12.2018 о внесении изменений в градостроительный план Кузнечихинского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта <адрес> ЗУ:635 также не подлежит удовлетворению.
В выписке из протокола заседания градостроительной комиссии ЯМР от 07.12.2018 указано, что ЗУ:635 по картам территориального планирования отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Решено внести изменения в генеральный план Кузнечихинского сельского поселения ЯМР в части включения в границы населенного пункта <адрес> земельных участков, в том числе ЗУ:635.
Однако до настоящего времени изменения в генеральный план не внесены. Само по себе решение градостроительной комиссии не является изменением генерального плана.
31.12.2017 принят Федеральный закон от N 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ч. 2 ст. 7 указанного закона предусматривает, что органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2023 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи). Согласно ч. 3 ст. 27 указанного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года.
В настоящий момент сведения о границах населенного пункта <адрес>, о границах территориальных зон в ЕГРН не внесены, что подтверждается, в частности, выпиской из ЕГРН (л.д.94). Однако это не свидетельствует о том, что границы населенного пункта не установлены (в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия Генерального плана), и что границы территориальных зон не определены. Более того, из материалов дела не следует, что ответчиком допущено бездействие, нарушающее права истца: срок подготовки сведений о границах населенного пункта, о границах территориальных зон, срок внесения сведений в ЕГРН не истекли. Ответчиком заключен муниципальный контракт от 02.07.2021 (л.д. 115-122), согласно которому работы по установлению и описанию границ территориальных зон Кузнечихинского сельского поселения ЯМР в целях внесения сведений в ЕГРН должны быть выполнены не позднее 14 мая 2022. Ответчиком также заключен Договор №10-21пр от 03.08.2021, согласно которому подрядчик должен выполнить работы по подготовке проекта генерального плана Кузнечихинского сельского поселения ЯМР до 31.05.2022. Таким образом, со стороны Администрации ЯМР не допущено незаконного бездействия в части выполнения мероприятий по внесению изменений в сведения о границах населенного пункта <адрес> и границ территориальных зон. Иных сроков внесения изменений в Генеральный план ГрК РФ не содержит.
Суд также соглашается с доводами Администрации ЯМР о том, что генеральный план является нормативным актом. Внесение изменений в Генеральный план, что фактически просит сделать истец, не относятся ни к компетенции суда, ни к непосредственной компетенции Администрации ЯМР. Суд не вправе подменять в своей деятельности органы, к исключительной компетенции которых относится внесение изменений в Генеральный план.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Из п. 20 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что вопросы внесения изменений в генеральный план относятся к компетенции Ярославского муниципального района. В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 13 Устава Ярославского муниципального района Ярославской области (принят решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 22.10.2020 N 66) органы местного самоуправления Ярославского муниципального района решают на территориях сельских поселений, входящих в состав Ярославского муниципального района, следующие вопросы местного значения, не отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законом Ярославской области к вопросам местного значения сельских поселений: 9) утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений документации по планировке территории … В силу пп. 30 п. 2 ст. 34 Устава Ярославского муниципального района Ярославской области к полномочиям Муниципального Совета Ярославского муниципального района также относятся: 30) утверждение схемы территориального планирования Ярославского муниципального района, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Ярославского муниципального района.
Учитывая изложенное, права истца не нарушены, защите не подлежат. Ответчиком не допущено незаконных решений/бездействия, нарушающих права истца.
Доводы о том, что на соседних участках осуществлено строительство объектов недвижимости, суд не рассматривает, так как они не относимы к предмету спора – возможности осуществления строительства непосредственно на ЗУ:635.
Руководствуясь ст. ст. 174- 178, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.