Дело № 2а-980/2019
УИД 33RS0014-01-2019-001060-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 мая 2019 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,
при секретаре Чеповской Ю.А.,
с участием представителя административного истца помощника Муромского городского прокурора Башаровой Л.В., представителя административного ответчика МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» Максимова А.А., представителя заинтересованного лица Управления ЖКХ администрации округа Муром Голева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» о понуждении к совершению действий,
установил:
Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» и просил обязать административного ответчика устранить указанные в заявлении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автодороге, расположенной по ...., а именно: устранить ямы глубиной 12 см., шириной 80 см., длиной 110 см., площадью 0,88 кв.м. (на пересечении ул. ....); глубиной 10 см., шириной 80 см., длиной 80 см., площадью 0,64 кв.м. (возле дома № 40); глубиной 11 см., шириной 120 см., длиной 80 см., площадью 0,96 кв.м. (возле дома № 40); глубиной 12 см., шириной 110 см., длиной 90 см., площадью 0,99 кв.м. (возле дома № 40).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка безопасности дорожного движения на автодороге, расположенной по ...., в ходе которой выявлены многочисленные дефекты дорожного покрытия (ямы, выбоины), превышающие нормативные показатели. Указанная дорога имеет социальную, экономическую и административную значимость (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности, деловой активности и уровня жизни населения, доступ к административным зданиям). Несоответствие автомобильной дороги требованиям ГОСТ и ТР ТС является нарушением требований безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Башарова Л.В. поддержала административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» Максимов А.А. не возражал против удовлетворения административных исковых требований. Пояснил, что в настоящее время ведутся переговоры с ООО «Владимиртеплогаз» о возможности замены участка трубы на указанной автодороге. Указанные работы планируются на начало августа 2019 года.
Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ администрации округа Муром Голев А.С. решение оставил на усмотрение суда. Поскольку инженерные коммуникации на данном участке дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и планируется проведение работ по их замене, просил суд установить срок исполнения решения - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор Башарова Л.В. не возражала против установления срока исполнения решения суда.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Муромский», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 5 и 6 ст. 3, ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к дорожной деятельности отнесены: деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Положениями статей 2, 6, 13 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что безопасность дорожного движения - это степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Ее на дорогах местного значения должен обеспечивать орган местного самоуправления поселения, путем осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В силу положений ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм действующего законодательства следует, что обязанность в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 13.2 ТР ТС 014/2011. Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 827, автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности, в том числе на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см. и глубине - 5 см.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Главы округа Муром от 13.05.2015 года № 1118 создано Муниципальное бюджетное учреждение округа Муром «Парковое хозяйство».
Согласно п.п.1.1 постановления администрации округа Муром от 24.05.2017 года № 414 «О внесении изменений в постановление администрации округа Муром от 13.05.2015 года № 1118 «О создании Муниципального бюджетного учреждения округа Муром «Парковое хозяйство» МБУ округа Муром «Парковое хозяйство» переименовано в МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство».
В соответствии с указанным постановлением за МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» закреплены полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения в границах округа Муром в соответствии с законодательством РФ, а также с видами деятельности учреждения, за исключением органов местного самоуправления.
Таким образом, с 13.06.2017 года полномочия в сфере осуществления организации содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляет МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство».
Постановлением Главы округа Муром от 13.06.2017 года № 471 за МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» закреплена на праве оперативного управления дорога по ул. .....
Муромской городской прокуратурой проведена проверка безопасности дорожного движения на автодороге, расположенной по ул. ...., в ходе которой выявлены ямы глубиной 12 см., шириной 80 см., длиной 110 см., площадью 0,88 кв.м. (на пересечении ул. ....); глубиной 10 см., шириной 80 см., длиной 80 см., площадью 0,64 кв.м. (возле дома № 40); глубиной 11 см., шириной 120 см., длиной 80 см., площадью 0,96 кв.м. (возле дома № 40); глубиной 12 см., шириной 110 см., длиной 90 см., площадью 0,99 кв.м. (возле дома № 40), что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог.
Измерения производились при помощи Рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР заводской номер 314.
Поскольку указанная дорога имеет социальную, экономическую и административную значимость (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, повышение мобильности, деловой активности и уровня жизни населения), а несоответствие автомобильной дороги требованиям ГОСТ и ТР ТС является нарушением требований законодательства о безопасности дорожного движения, административный иск Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. При этом суд с учетом мнения сторон полагает возможным установить срок исполнения решения суда - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета округа Муром государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить указанные в заявлении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автодороге, расположенной по ул. ...., а именно:
устранить ямы глубиной 12 см., шириной 80 см., длиной 110 см., площадью 0,88 кв.м. (на пересечении ул. ....); глубиной 10 см., шириной 80 см., длиной 80 см., площадью 0,64 кв.м. (возле дома № 40); глубиной 11 см., шириной 120 см., длиной 80 см., площадью 0,96 кв.м. (возле дома № 40); глубиной 12 см., шириной 110 см., длиной 90 см., площадью 0,99 кв.м. (возле дома № 40).
Взыскать с МБУ округа Муром «Дорожное хозяйство» государственную пошлину в доход бюджета округа Муром в сумме 300 рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Муравьева