ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-980/20 от 18.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-980/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Сушковой А.В.,

с участием представителя административного истца Приваловой Т.В. по доверенности от 25.02.2020 года, сроком действия один год, представителя административного ответчика Чумаченко Т.А. по доверенности от 01.03.2020 года, сроком действия три года, представителя заинтересованного лица Чекмаревой Е.В. по доверенности от 11.11.2019 года, сроком действия один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Иващенко О.А. к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Администрация г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действий органа местного самоуправления,

установил:

обратившись в суд с административным исковым заявлением к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действий органа местного самоуправления, административный истец Иващенко О.А. указала в обоснование административного иска на то, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 61:44:0061235:23, площадью 587 кв. м, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>.

27.12.2018 года административный истец Иващенко О.А. обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с уведомлением о планируемом строительстве и реконструкции объекта и индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

По результатам рассмотрения указанного выше заявления истцом Иващенко О.А. получено уведомление № 69 от 28.12.2018 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта и индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В соответствии с полученным уведомлением от администрации района, Иващенко О.А. на принадлежащем ей земельном участке возвела индивидуальный жилой дом общей площадью 123,1 кв. м, этажность 2.

04.02.2020 года в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону административным истцом подано Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

12.02.2020 года административным истцом было получено уведомление № 5 о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В обоснование несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства административный ответчик указал на отсутствие противопожарной стены 1-го типа, что не соответствует уведомлению от 28.12.2018 года № 69.

В целях подтверждения соответствия возведенного объекта строительным и градостроительным нормам и требованиям истец Иващенко О.А. обратилась в ООО «АРХБЮРО» с заявлением о подготовке Технического заключения о соответствии строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим и пожарным нормам и правилам возведенного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

По результатам проведенного исследования ООО «АРХБЮРО» подготовлено Техническое заключение № 51-2019, согласно которому жилой дом возведен в соответствии с действующим законодательством, не затрагивает законные права и интересы собственников смежных земельных участков и объектов капитального строительства, не создает угрозу жизни и здоровью граждан; возведенный индивидуальный жилой дом не противоречит требованиям строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и градостроительных норм и правил.

По мнению административного истца Иващенко О.А., уведомление администрации района о несоответствии построенного объекта является незаконным, не соответствует положениям градостроительного законодательства, регламентирующим порядок регистрации строительных объектов, нарушает права истца на регистрацию объекта индивидуального жилищного строительства, созданного на законных основаниях.

Ссылаясь на указанные выше основания, а также на положения ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административный истец Иващенко О.А., с учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ административных исковых требований просит суд: признать незаконным и отменить уведомление администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № 5 от 12.02.2020 года о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и возложить на администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обязанность рассмотреть уведомление Иващенко О.А. об окончании строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 04.02.2020 года в установленном законом порядке и выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Привалова Т.В. по доверенности от 25.02.2020 года, сроком действия один год, административные исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные по содержанию приведенным в обоснование иска, просила административный иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Чумаченко Т.А. по доверенности от 01.03.2020 года, сроком действия три года, и представитель администрации г. Ростова-на-Дону Чекмарева Е.В. по доверенности от 11.11.2019 года, сроком действия один год, возражали против удовлетворения административного иска, дали объяснения аналогичные по содержанию приведенным в письменном отзыве на административный иск, просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.

Административный истец Иващенко О.А., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственным или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В данном деле судом установлено, что административному истцу Иващенко О.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 61:44:0061235:23, площадью 587 кв. м, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>.

27.12.2018 года административный истец Иващенко О.А. обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с уведомлением о планируемом строительстве и реконструкции объекта и индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

По результатам рассмотрения заявления указанного выше заявления Иващенко О.А. получено уведомление № 69 от 28.12.2018 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта и индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 22).

В соответствии с полученным уведомлением от администрации района, Иващенко О.А. на принадлежащем ей земельном участке возвела индивидуальный жилой дом общей площадью 123,1 кв. м, этажность 2, расположенный по адресу: <адрес>, что также подтверждается техническим паспортом, выполненным МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону по состоянию на 19.10.2019 года (л.д. 26-31).

04.02.2020 года в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону административным истцом подано Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 23-24).

12.02.2020 года административным истцом было получено уведомление № 5 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В обоснование несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства административный ответчик указал на отсутствие противопожарной стены 1-го типа согласно п. 5.4.10 СП 2.13130.2012, что не соответствует уведомлению от 28.12.2018 года № 69 (л.д. 25).

По смыслу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил и требований о назначении земельного участка.

В соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В данном случае уведомление о несоответствии построенного объекта мотивированно невыполнением противопожарной стены первого типа, согласно п. 5.4.10 СП 2.13130.2012.

В соответствии с положениями ст. 8 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:

1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утвержден и введен в действие с 29 июля 2013 г. Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее по тексту - Свод правил СП 4.13130).

Согласно положениям пунктов 1.1, 1.2 Свода правил СП 4.13130, настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м и здания и сооружения других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м, а также на объекты специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок), за исключением атомных электростанций и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Как следует из представленного в материалы дела технического заключения ООО «АРХБЮРО», к основным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту – ИЖС) в соответствии с формой уведомления, утвержденной Министерством строительства и ЖКХ РФ от 19.09.2018 года, являются: количество надземных этажей; высота; сведения об отступах от границ земельных участков; площадь застройки.

Указанные выше параметры построенного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, не превышают предельные параметры, указанные в градостроительном плане земельного участка и в ст. 34 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, принятых Решением № 87 от 26.04.2011 г. Ростовской-на-Дону городской Думы.

Вид разрешенного использования построенного объекта капитального строительства соответствует виду разрешенного использования объекта ИЖС, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.

Параметры ИЖС по адресу: <адрес> соответствуют требованиям градостроительных регламентов, вступивших в силу с 01.03.2019 года, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 № 605 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону». В соответствии с положениями ст. 56 указанных Правил, земельный участок по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне реформирования жилой застройки «ЗР-4».

Построенный индивидуальный жилой дом возведен в соответствии с Градостроительным кодексом, в соответствии с действовавшими на момент получения разрешения на строительство и действующими на текущий момент градостроительными регламентами, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону.

Размещение жилого дома на участке не влияет на условия инсоляции и освещения жилых строений, находящихся на соседних участках. С запада жилой дом находится на расстоянии 1,0 м от границы соседнего участка и 8,0 м от соседнего жилого дома, с севера – 1,3 м от границы и ориентировочно 23 м от соседнего жилого дома, с востока – 3,5 м - 4,0 м от границы и ориентировочно 17 м от соседнего дома, с юга – 33,5 м от границы с <адрес>.

Земельный участок ограничен: с запада, севера, востока территориями, застроенными одно-двухэтажными жилыми домами, с юга – <адрес>, вход на земельный участок осуществляется с улицы кузнечной.

Подъезд пожарного автотранспорта предусмотрен с <адрес> и соответствует требованиям СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты»: пункт 8.3 допускает предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям высотой до 27 метров (высота обследуемого дома 10м); п. 8.17 предусматривает, что планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3-х этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстоянии не более 50 метров (расстояние от <адрес> до жилого дома 33,5 м).

Принимая параметры исследуемого объекта специалист обоснованно принял во внимание положения п. 5.3.2 указанного выше СП 4.13130.2013, согласно которым противопожарные расстояния между жилыми зданиями при организованной малоэтажной застройке, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 2.

В соответствии с Таблицей № 2 расстояние между жилыми зданиями при степени огнестойкости I, II, III и классом конструктивной пожарной опасности С0 составляет 6 метров; расстояние между жилыми зданиями при степени огнестойкости I, II и классом конструктивной пожарной опасности С1 составляем 8 метров.

Расстояние между обследуемым жилым домом и соседними домами: с запада – 8 м, с севера – 23,0 м, с востока – 17 м.

Обследуемый жилой дом возведен на железобетонном фундаменте, имеет железобетонные панели перекрытий, несущие стены из керамического кирпича (в полтора кирпича), кирпичные перегородки, кровлю из металлочерепицы по деревянным стропилам, обработанным противопожарными составами, окна - из металлопластика. По указанным характеристикам обследуемый жилой дом следует отнести к третьей степени огнестойкости и к классу конструктивной пожарной опасности С1.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 6.3 Актуализированной редакции СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», к домам высотой до 2-х этажей включительно, требования по огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются.

По приведенным мотивам специалист пришел к выводу, что противопожарные расстояния между обследуемым жилым домом и домами на соседних участках соответствуют требованиям СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".

По результатам обследования возведенного индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, экспертом установлено, что указанный жилой дом возведен в соответствии с действующим законодательством, не затрагивает законные права и интересы собственников смежных земельных участков и объектов капитального строительства и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возведенный индивидуальный жилой дом не противоречит требованиям строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и градостроительных норм и правил.

Указанное техническое заключение ООО «Архбюро» по форме и содержанию соответствует положениям ст. 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, указанное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на выводы проведенного исследования.

Изложенные в заключении ООО «Архбюро» выводы представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуты.

Установив обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о недоказанности в данном деле наличия у административного ответчика законных оснований для вынесения оспариваемого уведомления, предусмотренного частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, перечень которых является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Администрацией района не было выявлено несоответствие документов, представленных к уведомлению об окончании строительства, которое первоначально было направлено в установленный срок и с приложением всех необходимых документов, предусмотренных частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела обстоятельства в совокупности с приведенными выше положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Иващенко О.А. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Иващенко О.А. к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Администрация г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действий органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить уведомление администрации железнодорожного района г. Ростова-на-Дону о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 5 от 12.02.2020 года.

Обязать администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону рассмотреть уведомление Иващенко О.А. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 04.02.2020 года в установленном законом порядке и согласовать окончание строительства индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Мотивированный текст решения изготовлен 30.06.2020