ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-981/2021 от 18.05.2021 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-981/2021

Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2021-001676-63

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Заволжск Ивановской области 18 мая 2021 г.

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи И. Н. Беляковой

при секретаре Н. Е. Кудряшовой

с участием представителя административных истцов Буреева С. П.,

административного ответчика администрации городского округа Кинешма Николаевой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области административное исковое заявление Котовой Светланы Евгеньевны, общества с ограниченной ответственностью «Мастер плюс» к администрации городского округа Кинешма о признании незаконным отказа в переносе периода проведения капитального ремонта, признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Мастер плюс» (далее - ООО «Мастер плюс»), Котова Светлана Евгеньевна обратились в суд с административным иском к администрации городского округа Кинешма, в котором просили признать незаконным отказ администрации городского округа Кинешмы в переносе периода проведения капитального ремонта подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 2032 года на 2021 год, а также признать незаконным бездействие администрации городского округа Кинешмы, выразившееся в неприятии комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма по определению перечня многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период на основании протокола комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма, исходя из критериев определения первоочерёдного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных приложением к порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. № 484-п.

В обоснование иска указано, что Котова С. Е. является собственником квартиры в вышеуказанном многоквартирном доме (далее – МКД), а ООО «Мастер плюс» - управляющей организацией в отношении этого МКД. В связи с предписанием Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Ивгосжилинспекция) обязывающего ООО «Мастер плюс» установить причины и методы ремонта опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении МКД, а также произвести их ремонт, ООО «Мастер плюс» получило заключение специалиста, подтверждающее, что для выполнения этого предписания требуется проведение капитального ремонта. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД Ивановской области (далее – Региональная программа) такой ремонт предусмотрен в 2032 году. Общее собрание собственников помещений МКД приняло решение перенести период проведения капитального ремонта подвальных помещений своего МКД с 2032 года на 2021 год. С данным решением ООО «Мастер плюс» 15 января 2021 г. обратилось в администрацию городского округа Кинешма (далее – городская администрация) по вопросу внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ивановской области. Письмом от 4 марта 2021 г. № 34-521 городская администрация сообщила, что комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД городского округа Кинешма (далее – комиссия ОМС) принято решение о невозможности переноса установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в <адрес> в <адрес> в связи с отсутствием решений общих собраний собственников помещений в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, о переносе установленной региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет). Административные истцы считают, что таким образом городская администрация фактически отказывается перенести срок проведения капитального ремонта подвальных помещений МКД по адресу: <адрес> 2032 года на 2021 год и бездействует при рассмотрении данного вопроса по существу. Административные истцы полагают этот отказ незаконным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа, которое приведено в письме городской администрации, при этом в данном случае имеется угроза безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности общего имущества МКД и имущества граждан, имеется предписание контролирующего органа, заявления и жалобы жителей.

В судебное заседание административный истец Котова С. Е. не явилась, направив своего представителя, который также представляет интересы ООО «Мастер плюс».

В судебном заседании представитель административных истцов изменил заявленные исковые требования и просил:

признать незаконным отказ администрации городского округа Кинешма в переносе периода проведения капитального ремонта подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 2032 года на 2021 год;

признать незаконным бездействие администрации городского округа Кинешма, выразившееся в не направлении в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области принятого Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма решения по определению перечня многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма от 19 февраля 2021 г. № 4, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных приложением к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п.

Представитель административных истцов в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании, не оспаривая того обстоятельства, что дому 2 по <адрес> требуется безотлагательный ремонт, возражала против удовлетворения предъявленных требований, полагая, что в данном случае собственники помещений в МКД должны провести капитальный ремонт за счёт собственных средств или обращаться в Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Дополнительно объяснила, что единственным препятствием для принятия решения о необходимости переноса срока капитального ремонта <адрес> на 2021 год является отсутствие данных о решениях общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, о переносе установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет).

Не оспаривая того обстоятельства, что среди критериев, установленных приложением к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п, отсутствует такое основание для отказа как отсутствие решений общих собраний собственников помещений в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, о переносе установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет), полагала данное обстоятельство важным условием для принятия соответствующего решения о переносе срока капитального ремонта на более ранний период.

Не отрицала, что протокол комиссии ОМС от 25 февраля 2021 г., содержащий вывод о необходимости переноса срока капитального ремонта <адрес> на 2021 год не был направлен в Департамент жилищного хозяйства Ивановской области.

Полагала, что при том объёме работ по капитальному ремонту, который требуется в вышеуказанном доме, предоставленных региональным оператором денежных средств будет недостаточно и собственникам помещений МКД потребуется доплачивать свои денежные средства, тогда как некоторые собственники до сих пор должны региональному оператору за капитальный ремонт инженерных сетей, проведённый в их доме в 2015 году.

Представитель административного ответчика высказала мнение об отсутствии бездействия со стороны городской администрации, поскольку в 2020 году ею была проведена вся предусмотренная законом процедура, в результате которой администрация пришла к выводу о необходимости капитального ремонта в <адрес> соответствующее решение, но Департамент вернул обращение администрации в связи с отсутствием сведений о домах, желающих перенести капитальный ремонт своих МКД на более поздний период.

Заинтересованные лица: Служба государственной жилищной инспекции <адрес>, некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", будучи извещёнными о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, об отложении слушания по делу не просили, каких-либо возражений против удовлетворения заявленных требований не представили.

С учётом положений, содержащихся в ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также мнения участников судебного разбирательства, явившихся в судебное заседание, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав и оценив письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что Котова С. Е. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л. д. 22).

На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мастер плюс» является управляющей организацией вышеуказанного МКД (л. д. 29-30).

ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений в этом МКД было принято решение о переносе проведения капитального ремонта подвальных помещений МКД, установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>, с 2032 года на 2019 год.

Однако, как следует из объяснения представителя истцов, это решение не было реализовано по причине отказа администрации городского округа Кинешма внести изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес>, о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Данный отказ был обжалован в судебном порядке. Решением Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «Мастер плюс» и Котовой С. Е. были удовлетворены, признано незаконным решение администрации городского округа Кинешма, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в удовлетворении предложения по внесению изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес>, о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по адресу: <адрес>.

14 февраля 2020 г. собственники помещений в вышеуказанном МКД вновь приняли решение о переносе срока проведения капитального ремонта подвальных помещений МКД, установленного Региональной программой, с 2032 года на 2020 год.

19 марта 2020 г. рабочая группа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма, проведя осмотр подвального помещения вышеуказанного МКД, выявила повреждения и разрушения в подвальном помещении этого МКД, которые, в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования», свидетельствуют о наступлении аварийного состояния, при этом требуется проведение срочных работ по капитальному ремонту опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении (л. д. 32-33).

27 марта 2020 г. комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма приняла решение № 2, согласно которому главе городского округа Кинешма рекомендовано перенести на более ранний срок проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, формирующем фонд капительного ремонта на счёте регионального оператора, расположенном по адресу: г. Кинешма, ул. Соревнования, д. 2 (л. д. 35).

24 апреля 2020 г. комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД городского округа Кинешма на основании вышеуказанного решения комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, утверждённых постановлением <адрес> от 15 октября 2015 г. N 484-п, отнесла <адрес> в <адрес> к перечню домов, срок проведения капитального ремонта подвальных помещений в котором подлежит переносу на более ранний период, а именно на 2020 год. Названное решение комиссии зафиксировано в протоколе № 1.

30 июня 2020 г. Ивгосжилинспекция, проведя выездную проверку в отношении ООО «Мастер плюс», вынесла предписание о необходимости в срок до 14 августа 2020 г. установить причины и методы ремонта опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении МКД с помощью специализированной организации, а также в срок до 15 сентября 2020 г. произвести их ремонт в соответствии с рекомендациями специализированной организации (л. д. 37-38).

Полагая, что администрация городского округа Кинешма бездействует в вопросе непринятия комиссией ОМС решения по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола № 1 заседания комиссии ОМС от 24 апреля 2020 г., а также в вопросе не направления уведомления о решении, принятом по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола комиссии ОМС ООО «Мастер плюс» и Котова С. Е. обжаловали указанное бездействие в суд. Одновременно были обжалованы отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в переносе периода проведения капитального ремонта подвальных помещений вышеуказанного МКД с 2032 года на 2020 год, а также бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области по внесению изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, в связи с переносом проведения капитального ремонта подвальных помещений вышеуказанного МКД с 2032 года на 2020 год.

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 3 сентября 2020 г. исковые требования ООО «Мастер плюс» и Котовой С. Е. к администрации городского округа Кинешма были удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации городского округа Кинешма, выразившееся в непринятии комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа Кинешма, решения по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола N 1 заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма от 24 апреля 2020 г. и не уведомлении заявителей о решении комиссии ОМС, принятого по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола комиссии ОМС от 24 апреля 2020 года. На администрацию городского округа Кинешма возложена обязанность принять решение по результатам рассмотрения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области протокола комиссии ОМС от 24 апреля 2020 г. и уведомить лиц, обратившихся с заявлением в орган местного самоуправления. В удовлетворении исковых требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области было отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 10 декабря 2020 г. вышеуказанное решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 3 сентября 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации городского округа Кинешма – без удовлетворения.

27 декабря 2020 г. по инициативе ООО «Мастер плюс» было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по <адрес> в <адрес>, которое приняло решение перенести проведение капитального ремонта подвальных помещений своего МКД, установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ивановской области, с 2032 года на 2021 год (л. д. 40-41).

15 января 2021 г. ООО «Мастер плюс» обратилось к главе администрации городского округа Кинешма, сообщив, что, по заключению специализированной организации ООО «Росконсалтинг», указанные в предписании Ивгосжилинспекции ремонтно-строительные работы в МКД по <адрес> относятся к капитальному ремонту, а, согласно решению комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма, проведение этого капитального ремонта, предусмотренного Региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД Ивановской области на 2032 год, необходимо перенести на более ранний период. Решение собственников помещений МКД на этот счёт имеется, поэтому ООО «Мастер плюс» просит принять предусмотренные законодательством меры для внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ивановской области (л. д. 43-44).

16 февраля 2021 г. рабочая группа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма, проведя осмотр подвального помещения МКД по <адрес>, выявила повреждения и разрушения в подвальном помещении этого МКД, которые, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», свидетельствуют о наступлении аварийного состояния, при этом требуется проведение срочных ремонтных работ опорных столбов, несущих стен и перекрытий в подвальном помещении.

19 февраля 2021 г. комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма приняла решение № 4 о необходимости первоочередного проведения капитального ремонта подвальных помещений в МКД по адресу: <адрес>.

25 февраля 2021 г. состоялось заседание комиссии ОМС, которая на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма от 19 февраля 2021 г. № 4, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, утверждённых постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п, отнесла <адрес> в <адрес> к перечню домов, срок проведения капитального ремонта подвальных помещений в котором подлежит переносу на более ранний период, а именно на 2021 год. Названное решение комиссии зафиксировано в протоколе № 1.

Вместе с тем, ссылаясь на информацию, полученную из некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", об отсутствии данных о решениях общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, о переносе установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет) комиссия ОМС в том же протоколе отразила решение о невозможности переноса установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в МКД по адресу: <адрес> на более ранний период в связи с вышеизложенным обстоятельством.

Письмом от 4 марта 2021 г. № 34-521 администрация городского округа Кинешма сообщила ООО «Мастер плюс» о вышеуказанном решении комиссии ОМС (л. д. 46).

Административные истцы полагают незаконным решение, изложенное в вышеуказанном письме, а также в п.п. 2 и 3 протокола заседания комиссии ОМС № 1 от 25 февраля 2021 г., поскольку перечень критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлен в приложении к настоящему Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому Постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п, является исчерпывающим и не содержит основания, по которому администрация им отказала. При этом проведённые обследовании <адрес> указывают на наличие угрозы жизни и здоровью граждан, которое сохраняется в течение трёх лет.

У суда нет оснований не согласиться с данным доводом в силу нижеследующего.

В ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии Жилищным кодексом.

В соответствии с ч. 3 той же статьи, очерёдность проведения капитального ремонта определяется исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, с учётом требований Жилищного кодекса по первоочередному порядку проведения капитального ремонта в домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведён на дату утверждения или актуализации региональной программы.

В соответствии с частями 5 и 7 той же статьи, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объёма государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Жилищным кодексом предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний.

В развитие приведённых положений федерального законодательства и в целях регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, Ивановской областной Думой принят Закон Ивановской области от 27 июня 2013 г. N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области".

В частях 1 и 3 названного Закона предусмотрено, что очерёдность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев определения очерёдности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. коими являются:

1) технические критерии:

- техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт;

- продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

- наличие проектной документации в случае, если её подготовка необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

- наличие энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования многоквартирного дома в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) организационные критерии:

- наличие документов, подтверждающих проведение работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков;

3) финансовый критерий, выражающийся в доле финансирования капитального ремонта собственниками помещений.

Постановлением Правительства Ивановской области от 30 апреля 2014 г. N 164-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, из которой следует, что плановый период проведения капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> определён следующим образом: 2015 год - капитальный ремонт инженерных сетей; 2032 год - капитальный ремонт подвальных помещений; 2041 год - капитальный ремонт крыши.

Постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п утверждён Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области (далее – Порядок № 484-п).

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 484-п перенос установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более ранний период возможен: если многоквартирный дом формирует фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора; в пределах суммы денежных средств, которая высвободилась в результате исключения из Региональной программы многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в связи с переносом установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет) по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на год, в котором был запланирован ремонт многоквартирного дома, срок проведения которого перенесён на более поздний период.

Рассмотрение вопроса о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, на более ранний период проводится по инициативе органа местного самоуправления, а также на основании заявлений органа государственного жилищного надзора, представителей собственников помещений в многоквартирном доме, поданных в орган местного самоуправления. Форма и порядок подачи заявлений определяются органом местного самоуправления (п. 2.2 Порядка № 484-п).

Как установлено в п. 2.3 Порядка № 484-п в целях определения технического состояния общего имущества многоквартирного дома и его соответствия требованиям действующих строительных норм и правил при определении необходимости (отсутствия необходимости) первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме заявления направляются органом местного самоуправления на рассмотрение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (далее - Комиссия по ЧС) в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

При принятии решения Комиссией по ЧС о необходимости первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме орган местного самоуправления направляет протокол Комиссии по ЧС в течение 5 рабочих дней со дня получения протокола на рассмотрение Комиссии ОМС (п. 2.5 Порядка № 484-п).

Пункт 2.6 названного Порядка предусматривает, что комиссия ОМС на основании протокола Комиссии по ЧС, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных приложением к настоящему Порядку, в течение 30 дней после получения протокола Комиссии по ЧС определяет перечень многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период.

Исходя из критериев устанавливается рейтинг домов. Дома, получившие наибольшее количество баллов, подлежат первоочередному включению в Региональную программу на год, в котором был запланирован ремонт многоквартирных домов, срок проведения которого перенесён на более поздний период. Источник получения информации по критериям, установленным приложением к настоящему Порядку, определяется органом местного самоуправления.

Судом установлено, что в результате проведения вышеуказанных процедур комиссия ОМС приняла решение, оформленное в виде протокола № 1 от 25 февраля 2021 г., в котором, придя к выводу о необходимости отнесения <адрес> в <адрес> к перечню домов, срок проведения капитального ремонта подвальных помещений в котором подлежит переносу на более ранний период, а именно на 2021 год, одновременно пришла к выводу о невозможности переноса установленного Региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в указанном МКД на более ранний период в связи с отсутствием данных о решениях общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, о переносе установленного Региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества на более поздний период (не менее чем на 5 лет).

Между тем, суд соглашается с доводом административных истцов о том, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в переносе срока капитального ремонта общего имущества в указанном МКД на более ранний период, поскольку это противоречит установленным законодательством критериям определения первоочерёдности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Так утверждённый Постановлением Правительства Ивановской области от 31 декабря 2013 г. N 579-п Порядок внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования Ивановской области рассматривает обращение в течение 30 календарных дней с даты его поступления и принимает мотивированное решение об удовлетворении предложения по внесению изменений либо об отказе в его удовлетворении и направляет заявителю соответствующее уведомление с указанием оснований отказа, установленных пунктом 12 настоящего Порядка. Основаниями для отказа в удовлетворении обращения являются: отсутствие оснований для внесения изменений в региональную программу; отсутствие документов, обосновывающих необходимость внесения изменений в региональную программу; направление обращения неуполномоченным лицом.

Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Ивановской области, утверждённого тем же Постановлением Правительства Ивановской области от 31 декабря 2013 г. N 579-п обязанность по обобщению и анализу информации о техническом состоянии многоквартирных домов, а также использовании её при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, возложена на орган местного самоуправления муниципального образования Ивановской области.

Между тем, принимая во внимание то обстоятельство, что исходя из критериев определения первоочерёдности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД <адрес> набрал 98 баллов из 100, что говорит о крайней степени нуждаемости дома в срочном капитальном ремонте его подвальных помещений, суд приходит к выводу о недостаточности проделанной администрацией городского округа Кинешма работы в целях решения вопроса о переносе срока капитального ремонта вышеуказанного МКД на более ранний период, в связи с чем считает заявленное требование о признании бездействия административного ответчика незаконным подлежащим удовлетворению.

При этом суд отмечает, что администрация не лишена права запросить информацию в управляющих компаниях о возможности переноса капитального ремонта каких-либо МКД на более поздний период, равно как не лишена права инициировать общие собрания собственников помещений в МКД, где имеется муниципальное жильё, с целью обсуждения вопроса о возможности переноса капитального ремонта на более поздние сроки.

Однако администрация таким правом не воспользовалась, ссылаясь на отсутствие обязанности по проведению такой работы.

Вместе с тем, протокол № 1 от 25 февраля 2021 г. комиссии ОМС, в первом пункте которого содержится принятое на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма от 19 февраля 2021 г. № 4 и исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, утверждённых постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п, решение об отнесении <адрес> в <адрес> к перечню домов, срок проведения капитального ремонта подвальных помещений в котором подлежит переносу на более ранний период, а именно на 2021 год, администрацией городского округа Кинешма не направлено в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, тем самым нарушен п. 2.7 Порядка № 484-п.

Указанное обстоятельство было подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании, в связи чем требование административных истцов о признании незаконным бездействия администрации городского округа Кинешма, выразившегося в не направлении в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области принятого комиссией ОМС решения по определению перечня многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период, также подлежит удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

С учётом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, суд полагает возможным указать в резолютивной части решения на возложение на администрацию городского округа Кинешма обязанности по направлению в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области принятого комиссией ОМС решения по определению перечня многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма от 19 февраля 2021 г. № 4, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных приложением к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п.

На основании ст. 168 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Котовой Светланы Евгеньевны, общества с ограниченной ответственностью «Мастер плюс» к администрации городского округа Кинешма о признании незаконным отказа в переносе периода проведения капитального ремонта, признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации городского округа Кинешмы в переносе периода проведения капитального ремонта подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 2032 года на 2021 год.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа Кинешма, выразившееся в не направлении в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области принятого Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма решения по определению перечня многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма от 19 февраля 2021 г. № 4, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных приложением к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п.

Обязать администрацию городского округа Кинешма направить в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области принятое Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа Кинешма решение по определению перечня многоквартирных домов, срок капитального ремонта которых подлежит переносу на более ранний период на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации городского округа Кинешма от 19 февраля 2021 г. № 4, исходя из критериев определения первоочередного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных приложением к Порядку установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ивановской области, утверждённому постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2015 г. N 484-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья И. Н. Белякова

В окончательной форме решение изготовлено 1 июня 2021 г.