16RS0037-01-2020-002994-72 Дело № 2а-982/2020 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Кутнаевой Р.Р., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лиценцу Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района по Республике Татарстан о признании незаконным уведомления исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан № от 4 февраля 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, у с т а н о в и л: Административный истец ФИО1 обратилась к административному ответчику исполнительному комитету Бугульминского муниципального района по Республике Татарстан (далее ИК БМР РТ) с административным иском о признании незаконным уведомления исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан № от 4 февраля 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее уведомление о несоответствии). В обоснование административного иска указано, что ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом Бугульминского нотариального округа Республики Татарстан ФИО2, реестр № от 10 апреля 2018 года и договора от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенного государственным нотариусом Бугульминской государственной нотариальной конторы ФИО3, реестр №, зарегистрированного в БТИ г. Бугульмы Республики Татарстан 4 октября 1993 года, регистрационный № в кн. <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> и земельный участок под ним с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м. В связи с реконструкцией жилого дома на указанном земельном участке ФИО1 обратилась в Архитектурный отдел ИК БМР РТ, где от нее, помимо прочих документов, потребовали согласование реконструкции жилого дома с ОАО «Сетевая компания», в связи с тем, что часть принадлежащего ей земельного участка попадает в охранную зону линии электропередач <данные изъяты> и в охранную зону линии электропередач <данные изъяты>. После выезда на место ответственного исполнителя ОАО «Сетевая компания», <данные изъяты>ФИО9 и составления акта проверки № от 30 декабря 2019 года ею получено решение № от 30 декабря 2019 года об отказе в согласовании осуществления действий в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, а именно реконструкции жилого дома (в порядке пристроя к ранее учтенному жилому дому), «поскольку строительство пристроя осуществлено вне охранной зоны <данные изъяты>, <данные изъяты>. Приложив указанное решение вместе с другими документами к уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома (далее уведомление о планируемом строительстве), ФИО1 подала данные документы в ИК БМР РТ ДД.ММ.ГГГГ года, после чего получила уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ года за №, обоснованное тем, что «Сведения на земельный участок с кадастровым номером №, указанные в уведомлении в пункте 3.3. (схема) не соотвествуют пункту 4 статьи 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бугульма, утвержденных решением № 2 одиннадцатой сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан III созыва от 28 марта 2017 года. На основании решения об отказе с согласовании осуществления действий в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства № от 30 декабря 2019 года ОАО «Сетевая компания» разрешает строительство пристроя, но отказывает в согласовании реконструкции индивидуального жилого дома. Согласно действующему законодательству уведомление подается на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, который согласно поданному уведмлению не предназначен для раздела на самостотельные объекты недвижимости». Административный истец считает указанное уведомление о несоответствии от 4 февраля 2020 года за № незаконным, поскольку реконструкция жилого дома осуществляется вне охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, что подтверждается решением начальника БРЭС Бугульминские электрические сети ОАО «Сетевая компания» ФИО4 № от 30 декабря 2019 года, тем самым указанное в уведомлении административного ответчика несоответствие пункту 4 статьи 42 Правил землепользования и застройки как событие отсутствует в реальности. Кроме того, в нарушение части 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный ответчик не указал в своем уведомлении о несоответствии предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве. Таким образом, ФИО1 полагает, что у административного ответчика отсутствовали предусмотренные частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для направления ей оспариваемого уведомления о несоответствии. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец ФИО1 просила признать уведомление исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан № от 4 февраля 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> ненаправленным в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием указанного уведомления о несоответствии закону. В судебном заседании представитель административного истца требования заявленного административного иска поддержал. Представитель административного ответчика ИК БМР РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлены письменные возражения на административное исковое заявление, содержащие также просьбу о рассмотрении дела в его отсуствие. Представитель заинтересованного лица ОАО «Сетевая компания» в лице филиала Бугульминские электрические сети в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению сторон о наличии спора в суде. Суд не обязывал сторон по делу и заинтересованное лицо явкой в судебное заседание. Заслушав представителя административного истца, проанализировав представленные доказательства, проверив порядок принятия оспариваемого решения, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м и земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> 30 января 2020 года ФИО1 в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подала в ИК БМР РТ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке адресу: <адрес>. В данном уведомлении заявителем были указаны сведения о планируемых параметрах строительства. 4 февраля 2020 года ИК БМР РТ в адрес ФИО1 было направлено уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Согласно названному уведомлению ИК БМР РТ указало на недопустимость вышеуказанного строительства или реконструкции в связи с тем, что сведения на земельный участок с кадастровым номером №, указанные в уведомлении в пункте 3.3. (схема) не соотвествуют пункту 4 статьи 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бугульма, утвержденных решением № 2 одиннадцатой сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан III созыва от 28 марта 2017 года. На основании решения об отказе с согласовании осуществления действий в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства № от 30 декабря 2019 года ОАО «Сетевая компания» разрешает строительство пристроя, но отказывает в согласовании реконструкции индивидуального жилого дома. Согласно действующему законодательству уведомление подается на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, который согласно поданному уведмлению не предназначен для раздела на самостотельные объекты недвижимости. Обстоятельства, в связи с которыми административным ответчиком было направлено оспариваемое уведомление, в том числе, нахождение земельного участка истца в охранной зоне линии электропередач ВЛ-6 кВ ф. 43-08 и ВЛ-0,4 кВ Л.4 от ТП-210Г, не оспариваются истцом и подтверждаются имеющимися в деле документами, в том числе, письменными пояснениями представителя административного ответчика, схемой нарушения охранных зон от 12 декабря 2019 года. Проверяя доводы административного истца о незаконности оспариваемого уведомления, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям. Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса. Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, предусмотренные в пунктах 1 - 9 этой же части указанной статьи. В частности, уведомление должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (пункт 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предусмотренное в Форме уведомления Минстроем России при реализации его полномочий в установленной сфере деятельности схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по своему правовому содержанию взаимосвязано с пунктом 3 Формы уведомления «Сведения об объекте капитального строительства» и относится к числу сведений о планируемых параметрах (об отступах от границ земельного участка, о площади застройки). Формой уведомления не установлены специальные требования к названному схематичному изображению, исходя из этого, учитывая уведомительный характер деятельности по индивидуальному жилищному строительству, оно выполняется застройщиком произвольно и, по сути, должно представлять собой упрощенно-обобщенный вид (основные, главные черты) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на конкретном земельном участке. В соответствии с частью 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В силу пункта 2 части 10 приведенной нормы уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в том числе в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Таким образом, законом на административного истца возлагается обязанность при решении вопроса о возведении нового или реконструкции старого объекта капитального строительства руководствоваться нормами градостроительного законодательства и Правилами землепользования и застройки территории, на которой располагается объект, в частности, в соответствии с положениями действующей с 4 августа 2018 года части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации заблаговременно, до начала планируемого строительства или реконструкции направить уведомление. По общему правилу, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В данном случае, как следует из пояснений представителя административного истца и имеющихся в материалах дела сведений, пристрой к жилому дому ФИО1 уже возведен. Таким образом предъявление административным истцом настоящего административного иска направлено на узаконение существующей постройки в обход установленной законом процедуры. С учетом вышеизложенных обстоятельств суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого уведомления, в том числе и в части соблюдения административным ответчиком срока направления уведомления. Согласно статьям 18, 19, 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации принятие документов территориального планирования, к которым относятся Правила землепользования и застройки входит в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации муниципальную услугу по направлению уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенных на территории муниципального образования город Бугульма, предоставляет ИК БМР РТ в лице отдела архитектуры и градостроительства. Данная муниципальная услуга предоставляется в рамках градостроительного законодательства и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Бугульма, утвержденными решением № 2 одиннадцатой сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 28 марта 2017 года и другими нормативными правовыми актами. Понятие реконструкции дано в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Строительство пристроя к жилому дому, о котором указано в административном иске, является реконструкцией жилого дома. На основании пункта 1.2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с указанными в подпунктах 2 - 4 пункта 1 данной статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Согласно пункту 4.3 статьи 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бугульма, утвержденных решением № 2 одиннадцатой сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан III созыва от 28 марта 2017 года в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства допускается физическими и юридическими лицами с письменного разрешения о согласовании сетевых организаций. В связи с этим установление Правилами землепользования и застройки муниципального образования ограничений в части запрета на совершение действий в охранной зоне не противоречит градостроительному законодательству и соответственно указание данного основания в части несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства соответствует закону. Ввиду прямого запрета нормами действующего законодательства строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, уполномоченный орган в лице ИК БМР РТ правомерно направил административному истцу оспариваемое уведомление. Таким образом, оспариваемое решение органа местного самоуправления, принятое в рамках его компетенции, основано на нормах действующего законодательства и не противоречит его положениям. Кроме того, как уже отмечено судом, административным истцом не соблюден предварительный уведомительный порядок о планируемой реконструкции или строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренный частью 14 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, административные исковые требования административного истца ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: Административные исковые требования ФИО1 ФИО10 к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района по Республике Татарстан о признании ненаправленным в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и признании незаконным уведомления исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Бугульминский городской суд Республики Татарстан. Судья: подпись Копия верна: Судья: Кутнаева Р.Р. Решение вступило в законную силу «____»______________2020 года. Судья: Кутнаева Р.Р. Дата изготовления мотивированного решения – 20 июля 2020 года |