ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-982/2022 от 03.06.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-982/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Степенко О.В.

при секретаре Рудневе А.И.

с участием представителя административного истца по доверенности Фонова А.В.

представителей административного ответчика по доверенности Лотфуллиной В.В., Кустова М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» к главному управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, и.о. начальника главного управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубареву Дмитрию Александровичу об отмене решения, принятого по итогам рассмотрения жалоб, признании незаконными действий (бездействий) исполняющего обязанности начальника, признании недействительным решения о проведении внеплановой выездной проверки, признании недействительным акта внеплановой выездной проверки, признании недействительны предписания об устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Римбунан Хиджау МДФ» обратились в суд с административным иском к Главному управлению Регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, исполняющему обязанности начальника Главного управления Регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубареву Дмитрию Александровичу об отмене решения, принятого по итогам рассмотрения жалоб, признании незаконными действий (бездействий) исполняющего обязанности начальника, признании недействительным решения о проведении внеплановой выездной проверки, признании недействительным акта внеплановой выездной проверки, признании недействительны предписания об устранении выявленных нарушений. В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с решением и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022 №7/04-Э (КНМ ) в рамках регионального государственного экологического контроля проведена внеплановая проверка ООО «РимбунанХиджау МДФ» исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 26.11.2011 5/04-э. Срок проведения проверки установлен Управлением с 07.02.2022, 09 час. 00 мин. по 18.02.2022, 18 час. 00 мин. Уполномоченным лицом Управления для проведения выездной проверки назначена ФИО1 - заместитель начальника отдела экологического надзора управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственйого контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог Главного управления, государственный инспектор Хабаровского края в области охраны окружающей среды.

Предписанием вменялось обязанность устранения Предприятием нарушений обязательных требований, установленных ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Пунктом 3 ч. 3 ст. 46 Федерального закона РФ от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее-Закон №248-ФЗ) установлена обязанность размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции. Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора (далее-Перечень), установлен распоряжением Управления от 18.10.21 №5727-р. Указанный Перечень размещен на официальном сайте Управления. Согласно вышеизложенного, обязательные требования, установленные ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является предметом проверки регионального государственного экологического контроля. Решение и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022г. №7/04-Э на проведение внеплановой проверки исполнения Предписания об устранении нарушения обязательных требований, установленных ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» принято с превышением полномочий. Руководствуясь ст.ст. 39, 40 Закона № 248-ФЗ 01.03.2022 в Управление Предприятие подало досудебную жалобу (вход. № 5785-04.1-16) на решение и.о. начальника Управления, на основании ч.1, пп.1,6,9,12 ч.2 ст.91 Закона №248-ФЗ просило решение и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022г. №7/04- Э, КНМ отменить. По результатам проведенной выездной проверки 22.02.2022 на электронную почту Предприятия от Управления поступили следующие документы: Акт внеплановой проверки от 18.02.2022, КНМ (далее - Акт) и протокол осмотра от 08.02.2022, КНМ , с просьбой подписать данные документы и направить сканы документов обратно в адрес Управления, что подтверждается скриншотом электронной почты Предприятия о получении Акта и протокола осмотра. Актом Предприятию вменяются нарушения обязательных требований, установленные ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Частью 2 статьи 87 Закона № 248-ФЗ определено, что результатом проверки является акт проверки. Акт проверки Предприятие получило спустя 3 дня после окончания проверки. Решение о продлении проверки Управлением не принималось, уведомления о проведении экспертиз не поступали. Что является нарушением прав Предприятия, т.к. оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.87 Закон №248-ФЗ). В нарушение решения и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022г. №7/04-Э (КНМ ) фактически проверка осуществлялась с 07.02.2022 по 22.02.2022 с нарушением сроков проверки, что в соответствии с п.8 ч.2 ст.91 Закона №248-ФЗ является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки. Также, инспектором нарушено право Предприятия или его представителя на ознакомление с содержанием Акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленного ч. 1ст. 88 Закона №248-ФЗ. В Акте Инспектор превысил должностные полномочия, вменяя Предприятию нарушение обязательных требований ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 Ха 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данная норма не является предметом регионального государственного экологического надзора Управления. Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора (далее-Перечень), установлен распоряжением Управления от 18.10.21 Хо5727-р, размещенном на официальном сайте Управления, в соответствии с п.З ч.З ст.46 Закона Хо248-Ф. Протокол осмотра от 08.02.2022г. направлен Предприятию на подписание 22.02.2022. Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 76 Закона № 248 - ФЗ осмотр должен осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и по результатам осмотра Инспектором составляется протокол осмотра. Составление протокола осмотра, выходящее за пределы сроков проведения мероприятия, установленных п.1 ч.9 Решения и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022г. №7/04-Э, привело к нарушению прав Предприятия, установленных пп. 1 -5 ст. 36 Закона №248-ФЗ. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 39, 40 Закона №248-ФЗ 01.03.2022 в Управление Предприятие подало досудебную жалобу (вход. № 5786-04.1-16) и на основании ч.1, пп.1, 6, 8, 9, 10, 12 ч.2 ст.91 Закона №248-ФЗ просило отменить результаты внеплановой проверки Управления от 18.02.2022 (КНМ ). 02.03.2022 по результатам проведенной проверки Инспектором на электронный адрес Предприятия направлено предписание об устранении выявленных нарушений №7/04-э.

Предприятием 11.03.2022 (вход. № 6785-04,1-16), в рамках досудебного обжалования. Административному ответчику подана жалоба на то, что обязательные требования, установленные ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», исполнения которых требует административный ответчик в Предписании от 02.03.2022 № 7/04-э, не являются предметом проверки регионального государственного экологического контроля, поэтому на основании ч.1, пп.1 и 6 ч.2 ст. 91 Закона 248-ФЗ, Предприятие просило данное предписание отменить.

А также в соответствии с ч. 6, ч. 9 ст. 40 Закона 248-ФЗ ходатайствовало перед административным ответчиком о приостановке исполнения Предписания об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 № 7/04-э (КНМ ) на время рассмотрения жалоб от 02.03.2022 вход. №№ 5785-04.1-16, 5786-04.1-16.

В рамках внесудебной защиты прав и законных интересов Предприятия в форме урегулирования споров в досудебном обжаловании решения и действия (бездействия) контрольных (надзорных) органов на итоги проведенной Управлением проверки поданы следующие жалобы;

01.03.2022 - жалоба на решение и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022г. №7/04-Э;

01.03.2022 - жалоба на Акт внеплановой проверки Управления от 18.02.2022;

11.03.2022 - жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений от

№7/04-э (КНМ ).

По результатам рассмотрения 3(трех) жалоб 05.04.2022 представителем Предприятия получена копия одного решения от 28.03.2022 б/н и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. (далее - Решение). Оригинал решения поступил 11.04.2022 в адрес Предприятия. Согласно Решению Управления от 28.03.2022 б/н на жалобы на решение и.о. начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022г. №7/04- Э, акт внеплановой проверки от 18.02.2022, предписание об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 №7/04-э (КНМ ) оставлены без удовлетворения. С отказом в удовлетворении законных требований об отмене решения о проведении проверки, результатов проверки и выданном предписании от 02.03.2022 Предприятию, не согласны по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 65 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предметом для регионального государственного экологического контроля (надзора) являются соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая в том числе требования установленные Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». "

Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 22.10.2020 № 1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разращений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», перечни подлежат утверждению руководителями (заместителями руководителей).

Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического надзора (далее-Перечень), утвержден распоряжением Управления от 18.10.21 №5727-р и не содержит обязательных требований, установленные ст. 13.4 Федерального закона РФ От 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом обязательные требования, установленные ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ, не являются предметом проверки Управления.

Акт выездной проверки в нарушение ч. 3 ст.87 Закона №248-ФЗ (оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия), ч. 6 ст.86 Закона №248-ФЗ (в случае, если последний день срока приводится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день) и ч. 6 ст. 21 Закона №248-ФЗ (документы, направляемые контролируемым лицам в электронном виде, подписываются электронной подписью) Закона №248-ФЗ направлен в адрес Предприятия электронной почтой 21.02.2022, таким образом, сроки проведения проверки составили с 07.02.2022 по 22.02.2022, что подтверждается страницей абз.4 стр. 6 Решения.

В ходе проверки Управлением была запрошена информация об образовании отходов в период с 26.11.2021 по 31.01.2022, не относящаяся к предмету проверки, так как Предписание вынесено по результатам проверки от 26.11.2021 и предписывает убрать навалы, образованные до 26.11.2021 и которая не могла повлиять на результаты проверки и составление Акта (абз. 5 стр. 6 Решения).

В нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) Управлением выдано Предприятию Предписание об устранении выявленных нарушений Управления от 02.03.2022 № 7/04-э (КНМ ), которое является необоснованным и исполнение которого практически невозможно: статья 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ, устанавливает обязательные требования к местам (площадкам) накопления отходов и не является предметом проверки Управления; Актом и данным предписанием не установлен объем отходов лесопиления Предприятия, который необходимый устранить Предприятию; срок исполнения установлен с нарушениями законодательства (абз. 17 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Несоблюдение Управлением при организации и осуществлении регионального государственного экологического контроля принципов законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность Предприятия, нарушения ограничений и запретов, связанные с исполнением полномочий Инспектора, установленных пунктами 1, 5, 10 статьи 37.5 Закона №248-ФЗ привело к существенному нарушению прав Предприятия, в связи с чем просили удовлетворить заявленные административные требования.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Фонов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, суду пояснил о вышеизложенном.

Административный ответчик и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарев Д.А. участия в судебном заседании не принимал, о дате и времени проведения судебного заседания уведомлялся в установленном законом порядке.

Представители административного ответчика главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края по доверенности Лотфуллина В.В., Кустов М.О. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в соответствии с которыми Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в соответствии с Положением о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, главное управление на территории Хабаровского края осуществляет региональной государственный экологический контроль (надзор). В главное управление от комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края поступила информация (письмо от 06.08.2021 вх. № 19965) о нарушении природоохранного законодательства заводом по производству древесноволокнистых плит ООО "Римбунан Хиджау МДФ", в частности, на территории завода имеются кучи опилок высотой до 14 метров, которые расположены на площади 6,0 га, отходы не защищены навесом от осадков и ветра, происходит их рассеивание, что существенно осложняет пожарную обстановку и негативно отражается на состоянии окружающей среды, ведет к возникновению угрозы безопасности в экологической сфере. С целью осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) в связи с поступлением названной информации главным управлением в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в период с 23.08.2022 по 03.09.2021 в отношении ООО "Римбунан Хиджау МДФ" проведена внеплановая выездная проверка, согласованная Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой. Выявленные нарушения ООО "Римбунан Хиджау МДФ" отражены в акте проверки главного управления от 03.09.2021 № П2021- 04-0015 с указанием на действующие нормы законодательства, включая пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ. В связи с установлением по результатам данной проверки угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, для прекращения несанкционированных навалов отходов производства и потребления главным управлением Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений № П2021-04-0015 сроком до 03.11.2021, а именно провести следующие мероприятия: 1. Устранить навалы отходов лесопиления, расположенные в точках с координатами на территории завода по производству плит МДФ организации, расположенного по адресу: . 2. Разработать паспорта отходов I-IV классов опасности, отраженных в программе производственного экологического контроля. 3. Актуализировать данные учета в области обращения с отходами за 2020, 2021 гг., в том числе с включением в них сведений об объеме образованных отходов лесопиления, накапливаемых на навалах № 1,2,3. За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, должностным лицом главного управления в отношении ООО "Римбунан Хиджау МДФ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, с указанием на нарушение юридическим лицом норм действующего природоохранного законодательства, в том числе п.1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ. Судом района им. Лазо Хабаровского края 17.12.2021 ООО "Римбунан Хиджау МДФ" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Как указано в Положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2021 № 474-пр (далее - Положение № 474-пр), предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в числе прочих Федеральным законом № 7-ФЗ, Федеральным законом № 89-ФЗ, Федеральным законом от 04.05.1999 № 96- ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). В соответствии со статьей 3, частями 1, 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанные с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. При этом статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно программно-техническому обеспечению учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC), Завод по производству древесноволокнистых плит, эксплуатируемый ООО "Римбунан Хиджау МДФ", является объектом HBOC III категории (код объекта 08-0227-001997-П), подлежащим региональному государственному экологическому контролю (надзору). Таким образом, анализ вышеуказанных норм и требований показал, что соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные законодательными актами, является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) главного управления в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), т.е. указанные в Положении № 474-пр нормативные акты в полном объеме применимы в рамках регионального контроля (надзора). Отсутствие статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ в Перечне нормативных правовых актов, вопреки доводам административного истца, не является нарушением и превышением полномочий главным управлением (должностными лицами главного управления) в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), поскольку обязанность проверки соблюдения указанной нормы органом контроля предусмотрена статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ. Кроме того, согласно части 2 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.

Выездная проверка является контрольным (надзорным) мероприятием (статья 56 Федерального закона № 248-ФЗ). По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (часть 2 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ). Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ). Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия, (части 2, 3 статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ). Осмотр территории производился в присутствии представителей Общества ФИО6, ФИО7ФИО8, что подтверждается материалами проверки (протокол осмотра от 08.02.2022, видеоматериалами, доверенностями ФИО6, ФИО7ФИО8). Протокол осмотра составлен после осмотра, указание на составление протокола осмотра непосредственно в присутствии контролируемого лица нормами Федерального закона № 248-ФЗ не установлено. В соответствии с пунктом 13 Решения от 02.02.2022 в целях проведения выездной проверки ООО "Римбунан Хиджау МДФ" необходимо было представить требуемые документы. Запрашиваемые главным управлением документы Обществом предоставлены 16.02.2022 (вх. № 4405-04.1-20). Согласно акту проверки от 18.02.2022 № 7/04-э данное контрольное (надзорное) мероприятие окончено 18.02.2022 (в строгом соответствии с пунктом 12 Решения от 02.02.2022). 10-дневный срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества не нарушен. Полагали, что действиями главного управления права ООО «Римбунан Хиджау МДФ» не нарушены.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со подпунктом «а» п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ ("Об охране окружающей среды", предметом для регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

В соответствии с ч.1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст. 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:

1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;

3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;

4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;

5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;

11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно Положению о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2021 № 474-пр, предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в числе прочих Федеральным законом № 7-ФЗ, Федеральным законом № 89-ФЗ, Федеральным законом от 04.05.1999 № 96- ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края в отношении объектов, не неподлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

В соответствии со статьей 3, частями 1, 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанные с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решением и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубаревым Д.А. от 02.02.2022 № 7/04-э назначено проведение внеплановой выездной проверки в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в отношении деятельности ООО «Римбунан Хиджау МДФ», по адресу фактического места нахождения юридического лица: 682922, Хабаровский край, район им. Лазо, р.п. Хор, ул. Менделеева, д. 23.

01.03.2022 ООО «Римбунан Хиджау МДФ» обратилось с жалобой на решение и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022 № 7/04-э, ссылаясь на то, что оно принято с превышением полномочий.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от 18.02.2022 № 7/04-э, составленному в соответствии с решением и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 02.02.2022 № 7/04-э, акт получен представителями ООО «Римбунан Хиджау МДФ» 22.02.2022, о чем свидетельствует регистрационный номер входящей корреспонденции, а также указание представителей юридического лица.

01.03.2022 ООО «Римбунан Хиджау МДФ» обратилось с жалобой на акт внеплановой выездной проверки от 18.02.2022 № 7/04-э, ссылаясь на нарушение административным органом сроков проведения проверки (с 02.02.2022 по 21.02.2021), что является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки.

10.03.2022 ООО «Римбунан Хиджау МДФ» обратилось с жалобой на предписание об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 № 7/04-э (устранить навалы отходов лесопиления, расположенные на территории завода по производству ООО «Римбунан Хиджау МДФ», с указанием точек координат, поскольку обязательные требования, установленные ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не являются предметом проверки регионального государственного экологического контроля, ходатайствовали о приостановке исполнения Предписания об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 № 7/04-э на время рассмотрения жалоб.

Решением и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 28.03.2022 жалобы ООО «Римбунан Хиджау МДФ» на решение и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 02.02.2022 № 7/04-э, акт внеплановой проверки от 18.02.2022, предписание об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 № 7/04э и материалы выездной проверки оставлены без удовлетворения.

Ответом и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. от 14.03.2022 в приостановлении исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 № 7/04э отказано.

Рассматривая заявленные требования суд приходит к выводу, что соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные законодательными актами, является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) главного управления в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), т.е. указанные в Положении № 474-пр нормативные акты в полном объеме применимы в рамках регионального контроля (надзора). Отсутствие статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ в Перечне нормативных правовых актов, вопреки доводам административного истца, не является нарушением и превышением полномочий главным управлением (должностными лицами главного управления) в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), поскольку обязанность проверки соблюдения указанной нормы органом контроля предусмотрена статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ.

Выездная проверка является контрольным (надзорным) мероприятием (статья 56 Федерального закона № 248-ФЗ). По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (часть 2 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ). Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ). Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия, (части 2, 3 статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ).

Материалами дела подтверждается, что осмотр территории производился в присутствии представителей ООО «Римбунан Хиджау МДФ» ФИО6, ФИО7ФИО8, что подтверждается материалами проверки (протокол осмотра от 08.02.2022, доверенностями ФИО6, ФИО7ФИО8). Протокол осмотра составлен после осмотра, указание на составление протокола осмотра непосредственно в присутствии контролируемого лица нормами Федерального закона № 248-ФЗ не установлено. В соответствии с пунктом 13 Решения от 02.02.2022 в целях проведения выездной проверки ООО "Римбунан Хиджау МДФ" необходимо было представить требуемые документы. Запрашиваемые главным управлением документы Обществом предоставлены 16.02.2022 (вх. № 4405-04.1-20).

Согласно акту проверки от 18.02.2022 № 7/04-э данное контрольное (надзорное) мероприятие окончено 18.02.2022 в соответствии с пунктом 12 Решения от 02.02.2022. 10-дневный срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении административного истца не нарушен. Акт проверки от 18.02.2022 № 7/04-э отправлен ООО «Римбунан Хиджау «МДФ» по электронной почте с досылкой по Почте России в следующий рабочий день после завершения выездной проверки (21.02.2022), что согласуется с положениями части 2 статьи 88 Федерального закона № 248-ФЗ. Акт проверки от 18.02.2022 № 7/04-э получен обществом 22.02.2022, сто стороны в судебном заседании не оспаривали. Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Римбунан Хиджау МДФ» проведена с нарушением срока.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права административного истца действиями административного ответчика не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных административных требований суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» к главному управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, и.о. начальника главного управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубареву Дмитрию Александровичу об отмене решения от 28.03.2022, принятого по итогам рассмотрения жалобы на решение от 02.02.2022 № 7/04-э, акт внеплановой проверки от 18.02.2022, предписание об устранении выявленных нарушений от 02.03.2022 № 7/04-э (КНМ ), признании незаконными действий (бездействия) и.о. начальника главного управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Зубарева Д.А. в отношении ООО «Римбунан Хиджао МДФ», признании недействительным решения от 02.02.2022 № 7/04-э, КНМ о проведении внеплановой выездной проверки, признании недействительным результатов контрольного (надзорного) мероприятия Главного управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края – акта внеплановой выездной проверки от 18.02.2022 № 7/04-э, КНМ , признании недействительным решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия – предписания об устранении выявленных нарушений от 18.02.2022 № 7/04-э, КНМ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 10.06.2022.

Судья О.В. Степенко

Копия верна: О.В. Степенко