Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Музафаровой К.С. с участием ответчика Ларионова К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заедании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области к Ларионову Константину Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС № 7 по Оренбургской области обратились в суд с административным иском к Ларионову К.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени, указывая на то, что Ларионов К.Н. является плательщиком земельного налога и налога на имущество. Административный ответчик имеет в собственности жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; квартиру с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>. На основании сведений представленных МРЭО ГИБДД УВД по <адрес> за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства, которые являются объектами налогообложения, а именно <данные изъяты>№. Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № 68358172, № 772468 о необходимости уплаты налогов за 2012г., 2015г. В связи с наличием недоимки в адрес Ларионова К.Н. были направлены требования № 46166 по состоянию на 22 декабря 2016 года и 11984 по состоянию на 18.11.2013 года. В добровольном порядке Ларионов К.Н. не исполнил требования об уплате налога, в связи с чем, на сумму несвоевременно уплаченных налогов начислена пеня.
В связи с чем, просят суд взыскать с Ларионова К.Н. задолженность по транспортному налогу в размере 3 350 рублей, пени в размере 236,02 рублей; задолженность по налогу на имущество в сумме 129 рублей, пеню по налогу на имущество в сумме 35,14 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонная ИФНС № 7 по Оренбургской области не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, поскольку неявка лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик Ларионов К.Н. в судебном заседании исковые требования признал частично, в возражении указал, что не согласен с начислением транспортного налога на автомобиль <данные изъяты>, тип ТС – фургон, так как он начислен, как за грузовой автомобиль. Согласно общероссийскому классификатору основных фондов, данный автомобиль относится к классу легковых – 310.29.10.24. – средства автотранспортные для перевозки людей, прочие. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.п.1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 ст. 45). Принудительный порядок взыскания недоимки налога с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Частью 1 ст. 48 НК РФ регламентировано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, с учётом особенностей, установленных указанной статьёй. Заявление о взыскании подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов, не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока. Из статьи 75 НК РФ следует, что за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
В судебном заседании установлено, что действительно административный ответчик является плательщиком налога на имущество, транспортного налога, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база, для каждого налогоплательщика, являющегося физически лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами муниципальных образований (ст. 390,391 НК РФ).
В соответствии со ст.52 НК РФ налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В добровольном порядке ответчик не перечислил начисленные к уплате налог и пени, срок добровольной уплаты налога истёк. В связи с чем, требования истца о взыскании задолженности по земельному налогу подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 1 закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (Закона) № 2003–1 от 09 декабря 1991г (в редакции от 22 августа 2004г.) плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объекты налогообложения указаны в ст. 2 вышеуказанного Закона. В силу ст.5 Закона указано, что налог исчисляется налоговым органом на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортно налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Закон Оренбургской области «О транспортно налоге» № 322/66-III – ОЗ от 16 ноября 2002г. (далее Закон Оренбургской области) определил ставки налога и срок его уплаты.
Согласно ст.6 Закона Оренбургской области налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах. Налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 0,0 рублей.
В силу п.1 ст.360 НК РФ отчётным налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщика, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании сведений представленных МРЭО ГИБДД УВД по Оренбургской области за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство, которое является объектом налогообложения.
Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974г. N 5938-VIII (далее - Конвенция) устанавливает категории транспортных средств: A. мотоциклы; B. автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; C. автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг; D. автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; E. составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Ответчик Ларионов К.Н. ссылается, на то, что согласно классификатору его автомобиль - <данные изъяты> не является грузовым. Поскольку на это не указано в свидетельстве о регистрации. Не является он грузовым и по факту. Пояснил, что паспорт транспортного средства утерян.
Согласно названной законодательной норме ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других характеристик в размерах, определяемых этой статьей НК РФ.
В соответствии со ст.358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом являются, в том числе, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Транспортные средство, ИЖ 271501014 зарегистрировано в органах ГИБДД как фургон (свидетельство о регистрации транспортного средства ИЖ 271501014). Таким образом, ни при регистрации транспортного средства органами РЭО, ни при исчислении транспортного налога (соответственно) не установлен тип этого ТС как грузовой.
Не является данный автомобиль грузовым и по техническим характеристикам автомобиля. Так, <данные изъяты> - технические характеристики (двух модификаций): Двигатель: рядный, четырехцилиндровый, мощность – 67 л.с. (или 75 л.с.), Габариты – 4130 х 1590 х 1825. Грузоподъемность – от 400 кг. до 550 кг.. Вес машины в снаряженном состоянии – от 965 до 1015 (или 1100) кг. Масса автомобиля (полная) – 1615 (или 1665) кг. То есть имеет габариты, мощность, грузоподъемность, соответствующую именно легковому автомобилю. Во всех иных модификациях грузоподъемность, полная масса автомобиля, мощность оставались неизменными (не более указанных). Согласно имеющейся в свободном доступе информации автомобиль ИЖ-2715 является легковой рабочей машиной, и согласно этой же информации в свободном доступе не классифицировался как грузовой автомобиль, ни по одному их признаков (http://www.autoopt.ru/auto/encyclopedia/car/ij/mark/ij-2715/@model=77@) или http://fb.ru/article/324505/ij--tehnicheskie-harakteristiki-opisanie-modifikatsii). При этом суд учитывает, что категория транспортного средства сама по себе не дает возможность определить принадлежность автомобиля к грузовым или легковым.
Суд находит, что ни ответчик, ни суд не обязаны изыскивать доказательства того, является ли данный автомобиль грузовым или нет, налоговый орган обязан доказать данное обстоятельство, но не таких доказательств не привел.
Таковыми доказательствами являются сведения о типе транспортного средства, указанные в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о его регистрации, органами осуществляющими учет транспортных средств. Со слов истца паспорт транспортного средства утерян, налоговым органом суду не представлен. Истцом представлено суду свидетельство о регистрации транспортного средства.
Суд рассматривает дело по представленным сторонами доказательствам.
Исходя из положений п.2 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.03.2017) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета.
В соответствии с п.7 указанных Правил регистрации к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.
В соответствии с п.8 указанных Правил регистрации регистрация транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.
В соответствии с п.40 указанных Правил регистрации на зарегистрированные транспортные средства выдается свидетельство о регистрации транспортного средства, соответствующее образцу, утвержденному в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, и в соответствии с п. 34 Правил перед этим составляется акт осмотра транспортного средства по утвержденной форме.
Согласно приложения №1 и приложения №2 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001, которыми утверждены формы свидетельства о регистрации и Акта осмотра транспортного средства, обязательному установлению при регистрации транспортного средства подлежит установление его типа.
Таким образом, совокупность вышеприведенных положений свидетельствует о том, что свидетельством о регистрации определяется тип транспортного средства как при составлении акта осмотра, так и при одновременном сопоставлении с данными паспорта транспортного средства, то есть данные свидетельства о регистрации являются наряду с паспортом транспортного средства равно аутентичным и равнозначным средством доказывания.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о регистрации тип автомобиля ИЖ 2715 определен как фургон, не определен как грузовой автомобиль. Тот факт, что в теории фургон может быть грузовым и легковым не влияет на разрешение дела, поскольку истцом доподлинно не подтверждено основание иска – начисление налога на грузовой автомобиль.
Согласно ст.3 п.7 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
На основании изложено требования о взыскании транспортного налога и пени по нему взысканию не подлежат.
Административному ответчику был исчислен налог на имущество, 2015 год. Инспекцией, в соответствии с действующим законодательством, административному ответчику были направлены уведомления № 68358172 от 29.07.2016г., о необходимости уплаты налога на имущество.
Однако до настоящего времени ответчик в добровольном порядке не исполнил обязанности по уплате налога на имущество, в связи с чем, налогоплательщику была исчислена пеня по налогу на имущество в размере 35,14 руб.
Административным истцом представлен расчёт налога и пени. Расчёт судом проверен, в связи с чем, суд считает требования о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015 год в сумме 129 рублей и пени по налогу на имущество в сумме 35,14 руб. подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканиюгосударственная пошлина за обращение в суд МИ ФНС России №7 по Оренбургской области с административным исковым заявлением в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Ларионову Константину Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Ларионова Константина Николаевича, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области задолженность за 2015 год по налогу на имущество в сумме 12 (двенадцать) рублей (жилой дом с кадастровым номером №) и 117 (сто семнадцать) рублей (квартиру с кадастровым номером №) и пени по налогу на имущество в сумме 35 (тридцать пять рублей) 14 копеек.
В остальной части иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Ларионову Константину Николаевичу отказать.
Взыскать с Ларионова Константина Николаевича в доход МО Саракташский район государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Асфандияров
Решение изготовлено в окончательной форме 12 ноября 2017 года.
Судья М.Р. Асфандияров