ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-984/2015 от 11.12.2015 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи ФИО6., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению прокурора Березовского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия административного ответчика,

установил:

Прокурор Березовского рай она обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривает бездействие администрации сельского поселения Саранпауль, не осуществившей антикоррупционную экспертизу 28 муниципальных нормативных правовых актов, принятых представительным органом <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не опубликовавшей данные акты посредством размещения на официальном сайте <данные изъяты> в сети Интернет в установленном порядке. Считает, что данным нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку создает предпосылки для коррупциогенных проявлений.

Помощник прокурора <адрес>ФИО2 в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем доводам. Пояснил, что бездействием административного ответчика также нарушается конституционное право на получение информации.

Административный ответчик администрация <данные изъяты> о судебном заседании извещен, возражений против административного иска не поступило, Глава с.<адрес>ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика (л.д.31).

Суд принял решение продолжении рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о судебном разбирательстве.

Выслушав помощник прокурора <адрес>, изучив материалы административного дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется: подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты> перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.

Статьями 13, 14 Закона N 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.

В том числе, согласно пп. «а» и «б» п.2 ч.1 ст. 13 названного Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

В силу ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Согласно материалам дела прокуратурой Березовского района проведена проверка исполнения администрацией <адрес> антикоррупционного законодательства. Согласно результатам проверки, отраженным в справке от ДД.ММ.ГГГГ, Глава с.<адрес>ФИО4 признает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представительным органом <адрес> было принято 28 муниципальных нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза в отношении которых не проводилась. Также на официальном веб-сайте администрацией с.<адрес><данные изъяты> не размещены муниципальные правовые акты, изданные представительным органом местного самоуправления <данные изъяты> в 2015 году, включая сведения о внесении вменений, признании актов утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов, не размещены тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган с.<адрес>.

Принимая во внимание дату проверки (ДД.ММ.ГГГГ), трехмесячный срок обращения в суд с административным иском, поданным ДД.ММ.ГГГГ, не пропущен.

Бездействием администрации с.<адрес> нарушается право неопределенного круга лиц на доступ к информации.

Административный ответчик не предоставил сведений о том, что доступ к рассматриваемым муниципальным нормативным правовым актам был обеспечен каким-нибудь альтернативным способом.

Согласно скриншоту с официального сайта администрации с.<адрес> опубликовано 9 нормативных актов (л.д. 32).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждено, что на официальном сайте администрации <данные изъяты> информация о принятых и принимаемых нормативных правовых актах доведена до пользователей в не полном объеме.

Также, при отсутствии возражений административного ответчика суд считает установленным тот факт, что в отношении принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представительным органом МО с.<адрес> 28 муниципальных нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводилась, хотя обязанность по такой проверке возложена на ответчика Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Согласно ст. 2 данного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Содержание антикоррупционной экспертизы в силу ст. 1 Закона прямо указывает на объект проверки, включающий помимо проектов действующие нормативные правовые акты, при этом по смыслу ст. 3 Закона антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов должна проводиться при осуществлении мониторинга их применения.

Принцип обязательности подразумевает обязательность проведения данного вида экспертизы в процессе осуществления правотворческой деятельности и выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении эксперта, группы (комиссии) экспертов или экспертного учреждения либо в актах прокурорского реагирования (требованиях) и/или судебных решениях.

Согласно п.3 ч.1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должна проводиться в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В силу вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 19. ч.1 ст. 333. 36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

В соответствии с ч.3 ст. 114 КАС РФ понесенный в связи с рассмотрением административного дела судебные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Березовского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия административного ответчика удовлетворить.

Признать незаконным и не соответствующим пп. «а» и «б» п.2 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также нарушающим права неопределенного круга лиц на доступ к информации бездействие администрации сельского поселения Саранпауль, выразившееся в неопубликовании на официальном сайте администрации <данные изъяты> 28 муниципальных нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представительным органом <данные изъяты>

Признать незаконным и не соответствующим п. 3 ч.1 и ч. 4 ст. 3Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" бездействие администрации сельского поселения Саранпауль, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы 28 муниципальных нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представительным органом МО с.<адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу 28 муниципальных нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представительным органом МО с.<адрес>, а также обеспечить доступ к ним неопределенного круга лиц посредством размещения данных актов на официальном сайте администрации <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд в течение месяца с момента принятия.

Федеральный судья / подпись / ФИО7

Копия верна

М.П.

Судья Березовского районного суда ХМАО-Югры ФИО8