ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-985/2017 от 28.03.2017 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-985/2017 28 марта 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Ягубкиной О.В.,

при секретаре Чупрына В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании предписания от 29 ноября 2016 года № 12-16-211,

УСТАНОВИЛ:

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29 ноября 2016 года № 12-16-211.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07 ноября 2016 года № 450 в отношении ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиала «Аэронавигация Северо-Запада» Санкт-Петербургского центра ОВД была проведена внеплановая выездная проверка по результатам которой выявлены нарушения требований п.12.5.3 Федеральных авиационных правил № 293 от 25 ноября 2011 года «Организация воздушного движения в Российской Федерации», а именно: не все принятые корректирующие меры по фактору опасности (появление ложных меток на индикаторе обзора летного поля) сопровождались оценкой их эффективности с точки зрения исключения или уменьшения риска. Административный истец считает предписание незаконным, поскольку в предписании не указаны конкретные нарушения, которые ему вменяются в вину.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности, заинтересованное лицо по делу - главный государственный инспектор отдела надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кузнецов И.Ю., в судебное заседание явились, просили отказать в удовлетворении административного иска ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07 ноября 2016 года № 450-р в отношении Санкт-Петербургского центра обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» была проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составлен акт проверки № 12-10-212, в соответствии с которым при проведении проверки выявлены нарушения требований п. 12.5.3 Федеральных авиационных правил № 293 от 25 ноября 2011 года «Организация воздушного движения в Российской Федерации», а именно: не все принятые корректирующие меры по фактору опасности (появление ложных меток на индикаторе обзора летного поля) сопровождались оценкой их эффективности с точки зрения исключения или уменьшения риска (л.д. 14-17).

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» вынесено предписание № 12-16-211 от 29 ноября 2016 года, в соответствии с которым в срок до 30 декабря 2016 года предписано принять меры по устранению вышеуказанного нарушения (л.д. 12-13).

В соответствии со статьей 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Вопросы, относящиеся к государственному надзору в области гражданской авиации, регулируются статьей 28 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг (пункт 1 ст. 28 Воздушного кодекса Российской Федерации ).

Согласно пункту 2 статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров Российской Федерации, воздушного законодательства Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), что следует из Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398.

В соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 11 августа 2014 года № АК-802фс, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа, куда входит Вологодская область.

Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации (пункт 3.1.1 Положения).

Управление имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космическому поиску и спасанию, аварийно-спасательному обеспечению на транспорте; выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществлять государственный транспортный надзор в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года №236 «О федеральном государственном транспортном надзоре», от 04 октября 2013 года № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» (раздел IV).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт (пункт 1), в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (подпункт 7 пункт 2); к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В нарушение изложенного, в акте проверки № 12-10-212 только указано, что не все принятые корректирующие меры по фактору опасности (появление ложных меток на индикаторе обзора летного поля) сопровождались оценкой их эффективности с точки зрения исключения или уменьшения риска, нарушен п.12.5.3 Федеральных авиационных правил № 293 от 25 ноября 2011 года «Организация воздушного движения в Российской Федерации», по факту нарушения выписано предписание № 12-16-211.

Из содержания акта проверки не представляется возможным установить, о каких корректирующих мерах по фактору опасности в связи с появлением ложных меток, идет речь, и время допущенных нарушений.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 21 (пункт 4) указанного Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что оспариваемое предписание вынесено на основании акта, в котором отсутствуют конкретные нарушения, оно не может быть признано законным. При этом в оспариваемом предписании не указано, в чем выражены нарушения административным истцом п.12.5.3 Федеральных авиационных правил № 293 от 25 ноября 2011 года «Организация воздушного движения в Российской Федерации»; предписание не является ясным и понятным, формулировки требований, изложенных в предписании, неисполнимы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону, в связи с чем подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29 ноября 2016 года № 12-16-211.

Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья