ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-986/2017 от 08.02.2017 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-986/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 февраля 2017 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Власовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» к Государственному инспектору труда в.Челябинской области ФИО1, Государственной инспекции труда в Челябинской области об обжаловании действий,

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» ФИО2 обратился в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Государственному инспектору труда в.Челябинской области ФИО1, Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от д.м.г.

В обоснование заявленных требований указал, что Государственным инспектором труда в Челябинской области ФИО1 на основании Распоряжения от д.м.г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». д.м.г. по результатам проведенной проверки Государственным инспектором составлен акт проверки от д.м.г., в адрес Южно-Уральской дирекции управления движением выдано Предписание от д.м.г. об обязании не применять Порядок оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог при взаимодействии диспетчерского аппарата центров управления тяговыми ресурсами и региональных дирекций управления движением, тягой, сервисных компаний по ремонту тягового подвижного состава, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от д.м.г., в части, противоречащей условиям Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., устанавливающее предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, но не более двух часов, по истечение которого запрещается отправлять локомотивную бригаду в поездку. Считает, что при проведение проверки должностным лицом допущены нарушения законодательства, в результате чего было выдано незаконное предписание, нарушающее права и интересы ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением. Полагает, что при проведении проверки административным ответчиком нарушены
основополагающие принципы деятельности федеральной инспекции труда (ст. 355 ТК РФ), а именно законность, объективность, полнота и всесторонность исследования обстоятельств спорного случая. Выдача Южно-Уральской дирекции управления движением Предписания от д.м.г. о неприменении действующего локального нормативного акта вышестоящей организации противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку Южно-Уральская дирекция управления движением является структурным подразделение Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД», т.е. она не является самостоятельным работодателем и стороной Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы, не издавало спорное распоряжение.
Распоряжение от д.м.г. издано непосредственно ОАО «РЖД» и является обязательным для его исполнения всеми подразделениями компании, при этом в ходе проверки не указывалось на, то что распоряжение незаконно, предписаний ОАО «РЖД» о его отмене не выдавалось. Согласно п. 5.1.10 Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., введен
в действие с д.м.г. распоряжением ОАО «РЖД» от д.м.г., работодатель обязан устанавливать по каждому пункту явки локомотивных бригад с учетом мотивированного мнения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, но
не более двух часов, по истечении которого запрещается отправлять ее в поездку. Данный пункт Коллективного договора не является устанавливающим окончательные нормы, а дает работодателю указание по организации режима работы а именно разработать по каждому пункту явки предельно допустимое время нахождения локомотивной бригады. Во исполнение данного пункта коллективного договора ОАО «РЖД», распоряжением от д.м.г., утвержден «Типовой порядок оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог». Согласно п. 1, 2 раздела VI порядка нормативное время подготовительно-заключительных и вспомогательных операций локомотивных бригад разрабатывается территориальными дирекциями тяги на основании методических рекомендаций и нормативного времени выполнения технологических операций, заложенного в графике движения поездов, ответственность за выполнение установленного нормативного времени от явки до контрольного поста и от контрольного поста до сдачи маршрута машиниста несет территориальная дирекция тяги, т.е. непосредственное исполнение пункта 5.1.10 Коллективного договора возложено на региональные дирекции тяги, а не на дирекции
управления движением. Понимая сложность технологических операций, приема и подготовки локомотивов и поездов к отправлению, ОАО «РЖД» в п. 3 раздела VI порядка предусмотрело, что, отправление со станций формирования поезда и смены локомотивных бригад с рабочим временем более 2-х часов разрешается только по регистрируемому приказу старшего диспетчера по району управления ДЦУП (далее ДГПРУ). Выдача приказа допускается при условии, что локомотивная бригада будет пропущена по всему участку в пределах установленного режима работы. Т.е. указанный пункт не противоречит п. 5.1.10 Коллективного договора, т.к. он не устанавливает отправление локомотивных бригад, с рабочим временем более 2-х часов, на постоянной основе, а вносит исключительные случаи, при которых возможно данная операция. Таким образом, оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы административного истца.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик Государственный инспектор труда в.Челябинской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает предписание вынесено в адрес Южно-Уральская дирекция управления движением законно и обоснованно. Коллективный договор ОАО «РЖД» не содержит указаний на возможность каких-либо исключений, связанных со сложностью технологических операций, приема и отправлению поездов, в части возможности отправления локомотивных бригад за пределами нахождения на работе с момента явки, более двух часов, по истечении которых запрещается отправлять ее в поездку. Распоряжение от д.м.г. в данном случае не соответствует принятому коллективному договору, в связи с чем, ОАО «РЖД» в лице Дирекции в нарушение требований ст.8 ТК РФ применяет данный локальный нормативный акт, не соблюдая условия Коллективного договора. В связи с тем, что внеплановая проверка приводилась в Южно-Уральской дирекции управления движением - структурном подразделении центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и вышеуказанное нарушение трудового законодательства выявлено в Дирекции, предписание о необходимости устранить выявленное нарушение выдано представителю ОАО «РЖД».

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что в период с д.м.г. по д.м.г., на основании распоряжения от д.м.г. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области Ж.И.В. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». д.м.г.

По результатам проведенной проверки Государственным инспектором труда в Челябинской области Ж. составлен акт проверки от д.м.г., в адрес Южно-Уральской дирекции управления движением, на основании ч.4 ст.8, ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, выдано Предписание от д.м.г. об обязании не применять Порядок оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог при взаимодействии диспетчерского аппарата центров управления тяговыми ресурсами и региональных дирекций управления движением, тягой, сервисных компаний по ремонту тягового подвижного состава, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от д.м.г., в части, противоречащей условиям Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., устанавливающее предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, но не более двух часов, по истечение которого запрещается отправлять локомотивную бригаду в поездку, срок выполнения требования установлен до д.м.г. и постоянно.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Часть 1 ст. 9 Трудового кодекса РФ предусматривает, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров,
соглашений, трудовых договоров.

Согласно статье 329 Трудового кодекса РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом

В силу требований ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательств и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдена установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно пункту 5.1.10 Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., введенным в действие с д.м.г. распоряжением ОАО «РЖД» от д.м.г., определено, что работодатель обязан устанавливать по каждому пункту явки локомотивных бригад с учетом мотивированного мнения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, но не более двух часов, но истечении которого запрещается отправлять ее в поездку.

Во исполнение данного пункта коллективного договора ОАО «РЖД», распоряжением от д.м.г., утвержден «Типовой порядок оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог».

Согласно п.п.1,2 раздела VI Порядка нормативное время подготовительно-заключительных и вспомогательных операций локомотивных бригад разрабатывается территориальными дирекциями тяги на основании методических рекомендаций и нормативного времени выполнения технологических операций, заложенного в графике движения поездов, ответственность за выполнение установленного нормативного времени от явки до контрольного поста и от контрольного поста до сдачи маршрута машиниста несет территориальная дирекция тяги, т.е. непосредственное исполнение пункта 5.1.10 Коллективного договора возложено на региональные дирекции тяги, а не на дирекции управления движением.

В п. 3 раздела VI Порядка предусмотрело, что, отправление со станций формирования поезда и смены локомотивных бригад с рабочим временем более 2-х часов разрешается только по регистрируемому приказу старшего
диспетчера по району управления ДЦУП (далее ДГПРУ). Выдача приказа допускается при условии, что локомотивная бригада будет пропущена по всему участку в пределах установленного режима работы.

Исходя из анализа вышеизложенных норм закона и локальных актов, суд приходи к выводу, что п. 3 раздела VI Порядка не противоречит п. 5.1.10 Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., т.к. он не устанавливает отправление локомотивных бригад, с рабочим временем более 2-х часов, на постоянной основе, а регламентирует деятельность работодателя по организации режима работы, то есть является рабочим процессом.

Кроме того, Южно-Уральской дирекция управления движением является структурным подразделение Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД», то есть она не является самостоятельным работодателем и стороной Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., не издавало Распоряжение от д.м.г.. Данное Распоряжение издано непосредственно ОАО «РЖД» и является обязательным для его исполнения всеми подразделениями компании, при этом в ходе проверки не указывалось на, то что распоряжение незаконно, предписаний ОАО «РЖД» о его отмене не выдавалось.

При указанных обстоятельствах, судом установлено нарушения прав и законных интересов ОАО «РЖД» со стороны Государственной инспекции труда в Челябинской области при вынесении в отношении Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» предписания от д.м.г., содержащего только одно требование об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки - не применять Порядок оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог при взаимодействии диспетчерского аппарата центров управления тяговыми ресурсами и региональных дирекций управления движением, тягой, сервисных компаний по ремонту тягового подвижного состава, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД от д.м.г., в части, противоречащей условиям Коллективного договора ОАО «РЖД» на д.м.г., устанавливающее предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, но не более двух часов, по истечение которого запрещается отправлять локомотивную бригаду в поездку.

Таким образом, заявленные ОАО «РЖД» требования подлежат удовлетворению, а обжалуемое предписание Государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от д.м.г. незаконным, необоснованным и подлежащем отмене.

Срок обращения с заявленными требованиями ОАО «РЖД» в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС, административным истцом соблюден.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Исходя из положений ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела

При подаче административного искового заявления ОАО «РЖД» уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением от д.м.г.. Поскольку данные затраты административного истца признаются судом судебными расходами, а решение суда принято в пользу административного истца, они подлежат возмещению в полном объеме за счет административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.111, 175-180, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» удовлетворить.

Признать предписание Государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от д.м.г. незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий : О.В.Захарова