ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-987/2022 от 27.01.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес> Зеленский А.В.,

при секретаре Сизых О.И.,

с участием представителя административного истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление И.о. <адрес> транспортного прокурора о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

И.о <адрес> транспортного прокурора обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административного искового заявления указано, что <адрес> транспортной прокуратурой, в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайта, расположенного URL-адресу: <данные изъяты> и содержащего предложения по реализации без таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, пополняющейся с периодичностью 3 раза в месяц.

Просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу URL-адресу: «<данные изъяты>», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, оценив в совокупности доказательства по делу, суд находит необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Краснодарской транспортной прокуратурой в рамках анализа содержания Интернет-ресурсов на предмет соответствия требованиям таможенного законодательства, а также предписаниями, регламентирующим правоотношения в сфере распространения информации на территории Российской Федерации, установлены следующие нарушения.

В ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайта, расположенного RL-адресу: «<данные изъяты> и содержащего предложения по реализации без таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, пополняющейся с периодичностью 3 раза в месяц.

Вышеуказанный интернет-ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства- ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок. Оценить деятельность всех участников ВЭД: опыт работы, товарный ассортимент, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы –покупатели, ценовую политику, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.

При инициировании обращения в зоне онлайн-чата к модератору сайта, пользователю для скачивания предоставляются пример предоставляемой после оплаты на указанные реквизиты базы данных таможенных органов, ввиду чего любой пользователь получает доступ к файлу в exel-формате, содержащему исчерпывающие сведения по поставках, декларантам по различным параметрам осуществления экспортно-импортных сделок: сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций на товары и подробных данных, идентификационных сведений отправителя и получателя, декларанта, контактных телефонов, размере кредиторской задолженности организации и иной информации. Расчет стоимости базы данных таможенных органов производится индивидуально по каждому запросу путем составления коммерческого предложения.

Доступ к вышеуказанному интернет-сайту является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием данных информационного ресурса и скопировать материалы в электронном формате может любой пользователь информационно-коммуникационной сети «Интернет», ограничения на данные действия отсутствуют.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 149) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть –технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Статьей 5 ФЗ №149-ФЗ установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно п.1 ст.10 вышеуказанного нормативного правового акта распространение информации Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ст.15 ФЗ №149-ФЗ регламентировано, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативно правовых актов Российской Федерации.

Передача информации может быть ограниченна только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами (п.5 ст.15 ФЗ №149-ФЗ).

На основании п.13 ст.2 ст.366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту-ТК-ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащиеся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций и имеют ограниченный доступ.

Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств-членов п.4 ст.366 ТК ЕАЭС. При этом п.3 ст.366 ТК ЕАЭС следует, что информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными, которые размещаются на официальных сайтах таможенных органов и ( или ) Союза в сети Интернет.

В соответствии с Приказом ФТС России №145 от 05.02.2018г. «Об утверждении Перечня служебной информации ограниченного распространения в Федеральной таможенной службе» утвержден Перечень служебной информации ограниченного распространения в ФТС России к которой в том числе относится о данных таможенной статистике внешней торговли и взаимной торговли по конкретным участникам ВЭД; документах и сведениях, полученных из информационных ресурсов таможенных органов, предоставленных при совершении таможенных операций, либо документы, содержащие такие сведения.

Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационный ресурс таможенных органов и носят ограниченных характер.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что данная страница сайта <данные изъяты>», на которых размещена запрещенная к распространению на территории Российской Федерации, в едином реестре отсутствуют.

Кроме того, прокуратурой посредством использования сервиса WHOIS <данные изъяты> установлено доменное имя сайта <данные изъяты>», для регистрации которого владельцем использовался номер +

Пунктом 9 статьи 2 ФЗ № 149 предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Действующим законодательством предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.1 ст.9 ФЗ № 149).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что по делам о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является факт распространения на таком сайте запрещенной информации.

Вместе с тем, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией (п.1., 2 ст.15.1., подп. 2) п.5 ст.15.1. ФЗ № 149)

Полномочия в вышеназванной сфере по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и во исполнение требований действующего законодательства, суд находит подлежащим ограничению доступ к вышеуказанным Интернет-ресурсам.

При указанных обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление И.О. <адрес> транспортного прокурора о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресам <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья -