ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9887/2016 от 09.11.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело а-9887/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ

Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае об оспаривании бездействия, выразившегося в отсутствии должностного контроля за сохранностью земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, возложении обязанности привести земельные участки в соответствие с требованиями земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ Росимущества в Камчатском крае) об оспаривании бездействия, выразившегося в отсутствии должностного контроля за сохранностью земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, возложении обязанности привести земельные участки в соответствие с требованиями земельного законодательства.

Свои требования мотивировал тем, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению руководителя Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО5 по вопросу сохранения земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации. Проверкой установлено, что Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу проведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации и переданных в оперативное управление ТУ Росимущества в Камчатском крае. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами: не предоставленные в аренду, пользование юридически, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью, на них размещены санкционированные свалки, проявляется водная эрозия почвы, зарастание и заливание мелиоративных каналов, земельные участки не используются в сельскохозяйственном производстве.

Таким образом, в нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации и Положения о ТУ Росимущества в Камчатском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, ТУ Росимущества в Камчатском крае, являясь собственником земельных участков, в отсутствии должного контроля за использованием по назначению и сохранностью указанных земельных участков, не исполняет в полном объеме свои полномочия с целью поддержания земельных участков в состоянии пригодном для использования в сельхозпроизводстве.

Бездействие ТУ Росимущества в Камчатском крае в решении указанного вопроса приводит к нарушениям федерального законодательства, причинению вреда окружающей среде в результате загрязнения указанных земельных участков, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

На основании изложенного, Камчатский межрайонный природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Камчатском крае, выразившееся в отсутствии должностного контроля за сохранностью земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, возложении обязанности привести земельные участки с кадастровыми номерами: в соответствие с требованиями земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца старший помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточнила, что просит предоставить ответчику срок для исполнения обязанности по приведению земельных участков в соответствие с требованиями земельного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно суду пояснила, что на территории земельных участков нет свалок, но на них растет трава и кустарники. Административный ответчик обязан содержать данные земельные участки сельскохозяйственного назначения в должном состоянии, а именно организовать работы по освобождению земельных участков от сорных трав и кустарника.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что назначение спорных земельных участков не менялось, их сохранность обеспечена, данные земельные участки никем не востребованы, никому не передавались. Кроме того, на административного ответчика какими-либо нормативными актами не возложена обязанность организовывать работы по освобождению земельных участков сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности РФ от сорных трав и кустарника.

Заинтересованное лицо Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о времени и месте рассмотрения дела извещено, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.8 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N 63, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

Согласно п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, земельные участки с кадастровыми номерами: находятся в собственности Российской Федерации и переданы в оперативное управление ТУ Росимущества в Камчатском крае. Данные земельные участки не предоставлены в аренду, пользование юридическим, физическим лицам или индивидуальным предпринимателям (л.д. 31-42).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Камчатский межрайонный природоохранный прокурор указывает, что указанные земельные участки зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью, на них размещены санкционированные свалки, проявляется водная эрозия почвы, зарастание и заливание мелиоративных каналов, земельные участки не используются в сельскохозяйственном производстве, что свидетельствует о незаконном бездействии ТУ Росимущества в Камчатском крае, выразившемся в отсутствии должностного контроля за сохранностью земельных участков сельскохозяйственного назначения с целью поддержания земельных участков в состоянии пригодном для использования в сельхозпроизводстве, нарушении требований земельного законодательства Российской Федерации и Положения о ТУ Росимущества в Камчатском крае.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что на указанных участках размещены санкционированные свалки, проявляется водная эрозия почвы, зарастание и заливание мелиоративных каналов, истцом суду не представлено.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, земельные участки с кадастровыми номерами заросли сорной, травянистой, древесно-кустарной растительностью. На земельных участках с кадастровыми номерами какое-либо зарастание деревьями, кустарниками или сорными растениями не наблюдается (л.д. 9-21).

В судебном заседании представитель прокурора пояснила, что на территории земельных участков не размещены свалки, не проявляется водная эрозия почвы, мелиоративные каналы не зарастают и не заливаются, однако земельные участки не используются в сельскохозяйственном производстве, на них растет сорная трава и кустарники. Административный ответчик обязан содержать данные земельные участки сельскохозяйственного назначения в должном состоянии, а именно организовать работы по освобождению земельных участков от сорных трав и кустарника до передачи спорных земельный участков иным лицам в установленном законом порядке.

Вместе с тем, из Положения о ТУ Росимущества в Камчатском крае, а также норм действующего законодательства не следует, что данный государственный орган осуществляет полномочия по организации работ по освобождению земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не переданных в установленном порядке иным лицам, от сорных трав и кустарника.

Согласно п. 4.3 Положения территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

При этом само по себе зарастание земельного участка, не предоставленного в аренду, пользование юридическим, физическим лицам или индивидуальным предпринимателям деревьями, кустарниками или сорными растениями не свидетельствует о нарушении их сохранности, контроль за которой осуществляется территориальным управлением.

Какие конкретно меры, предусмотренные действующим законодательством, и обязанность по принятию которых в отношении спорных земельных участков, возложена на ТУ Росимущества в Камчатском крае, истцом ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не указано.

Спорные земельные участки не перестали быть землями сельскохозяйственного назначения, какая-либо деятельность, которая могла бы привести к невозможности использования земель в сельскохозяйственной деятельности, не ведется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании факт совершения ответчиком незаконного бездействия своего подтверждения не нашел, оснований для удовлетворения иска Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества в Камчатском крае не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае об оспаривании бездействия, выразившегося в отсутствии должностного контроля за сохранностью земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, возложении обязанности привести земельные участки в соответствие с требованиями земельного законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов