ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-988/18 от 22.08.2018 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-988/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кропоткин 22 августа 2018 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Шестопалова С.В.,

при секретаре Труневой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Межмуниципальному отделу по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третье лицо: администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, организации, наделенных отдельными государственными или иными полномочиями,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 просит суд: Обязать Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю принять решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - здания жилого дома - объекта незавершенного строительства Лит. «3» 55% готовности по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта инв.№2890, подготовленного ФИО2 АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Южный филиал по состоянию на 23.04.2018 г.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 просил исковые требования его доверителя удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю предоставила суду отзыв на данное административное исковое заявление, в котором пояснено, что ответчик не возражает против удовлетворения требований ФИО1

От представителя администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края поступил отзыв, в котором указано, что ФИО1 обратилась в межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением от 03.05.2018 N 23-0-1-214/3101/2018-876 о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> 04.05.2018 межмуниципальным отделом по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю принято решение N 23/18-74350 об отказе ФИО1 в государственном кадастровом учете на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218). Представленный с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости документ - технический паспорт от 23.04.2018 не может быть рассмотрен, как документ для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений ранее учтенном объекте недвижимости. Объект недвижимости, за постановкой которого качестве ранее учтенного, обратилась ФИО1 является вновь образованным объектом. Постановка на государственный кадастровый учет такого объекта недвижимости осуществляется в порядке, установленном с 40 Закона N 218-ФЗ с учетом особенностей установленных ст. 70 Закона 218-ФЗ, либо представить правоустанавливающий документ о праве в данный объект, содержащий сведения об объекте, и подтверждающий возникновение права до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимости имущество и сделок с ним" права на который не прекращены государственный кадастровый учет, которого не осуществлен. Кроме того, приложенные к административному исковому заявлению документы, свидетельствуют об отсутствии прав у административного истца на данный объект недвижимости, и технический учет которого осуществлю только в 2018 году. Просят в административном иске о признании незаконным решения межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказское районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 04.05.2018 № 23/18-74350 отказать.

Суд, выслушав доводы представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает, что основания для удовлетворения административного искового заявления имеются, при этом исходит из следующего.

В силу ч. 7 ст. 1 Закона N 218 государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристика) позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также ин предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объект недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основан заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным закон случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу ч. 4 ст. 69 Закона N 218-ФЗ технический учет негосударственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 121 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 5 ст. 69 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 1Э7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представлена заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации е документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

При этом статьей 69 Закона N 218-ФЗ предусмотрен порядок включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, которыми в числе являются: объекты недвижимости, в отношении которых осуществлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" (до 01.03.2008) или в переход* период его применения (до 01.01.2013) технический учет или государственный учет.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таких здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. Государственный кадастровый учет всех машино-мест в здании, сооружении также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест. При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. Государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет. При снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них. Для государственной регистрации перехода права на жилое помещение, технико-экономические показатели и параметры которого соответствуют условиям отнесения этого жилого помещения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее - стандартное жилье), на основании договора купли-продажи такого жилого помещения (далее - договор купли-продажи стандартного жилья) также необходима выписка из списка граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, переданных в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Указанная выписка должна содержать сведения о гражданине, который является стороной договора купли-продажи стандартного жилья. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Для государственной регистрации права собственности единого института развития в жилищной сфере на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельных участков единого института развития в жилищной сфере для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории, в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, заключенного в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного пунктом 5 части 4 статьи 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости.

Судом установлено, что согласно договора купли-продажи доли объекта недвижимости от 11.10.2016г. (№6-2986 в реестре нотариуса) ФИО1 приобрела 2/7 доли домовладения с расположенными на нем объектами недвижимости на земельном участке площадью 696 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>

На земельном участке расположены 3 жилых дома. Совладельцами домовладения являются ФИО4, ФИО5 и ФИО6, что подтверждается двумя выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю удостоверяющими проведенную государственную регистрацию прав от 12.10.2016г. (на жилые дома) и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 29.09.2017г. и от 25.08.2017г. (на земельный участок).

Порядок пользования между собственниками сложился и закреплен официальным договором раздела объектов недвижимости между собственниками от 05.04.2018г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.04.2018г

В целях улучшения жилищных условий, реализуя законное право пользования принадлежащим мне имуществом и получив согласие совладельцев, ФИО1 решила построить новый жилой дом на земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования - «для эксплуатации жилого дома».

В настоящее время жилой дом - объект незавершенного строительства Лит. «3» построен на 55%, согласно данным технического паспорта инв.№2890, подготовленного ФИО2 АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Южный филиал по состоянию на 23.04.2018г.

В целях постановки на кадастровый учет жилого дома - объекта незавершенного строительства (55% готовности) ФИО1 обратилась в Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением, приложив технический паспорт инв.№2890, подготовленный ФИО2 АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Южный филиал по состоянию на 23.04.2018г.

Решением Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 04 мая 2018г. №23/18-74350 ФИО1 отказано в совершении данного действия.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление ФИО1 к Межмуниципальному отделу по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третье лицо: администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, организации, наделенных отдельными государственными или иными полномочиями.

Обязать Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю принять решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - здания жилого дома - объекта незавершенного строительства Лит. «3» 55% готовности по адресу: <адрес> согласно данным технического паспорта инв.№2890, подготовленного ФИО2 АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Южный филиал по состоянию на 23.04.2018г

Решение является основанием для регистрации за ФИО1, права собственности на объект недвижимости - здания жилого дома - объекта незавершенного строительства Лит. «3» 55% готовности по адресу: <адрес> согласно данным технического паспорта инв.№2890, подготовленного ФИО2 АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Южный филиал по состоянию на 23.04.2018г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в апелляционную коллегию Краснодарского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий