Дело № 2а-988/2019
12RS0001-01-2019-001209-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Дьячковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации МО «Помарское сельское поселение» о возложении обязанности по определению зон затопления, подтопления,
установил:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «Помарское сельское поселение» требований водного законодательства в части предотвращения негативного воздействия вод, в ходе которой установлено бездействие администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение», выразившееся в не направлении в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ заявления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Помарское сельское поселение», сведений о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
По выявленным нарушениям Марийской межрайонного природоохранной прокуратурой 28.04.2018 года вносилось представление. Администрацией должных мер по устранению нарушений по настоящее время не принято.
Марийский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:
- признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение», выразившееся в не направлении в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории городского округа «Город Волжск», сведений о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;
- возложить на Администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение» обязанность подготовить и направить в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл: заявление и обосновывающие материалы по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Помарское сельское поселение»; сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Установить срок для добровольного исполнения требований в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Разумов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил соответствующее изложенному в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Помарское сельское поселение» - глава Помарской сельской администрации ФИО1 согласен с заявленными исковыми требованиями, просил установить срок для исполнения возложенных требований 1 год, исходя из большого объема необохдимой работы, финансовых средств, которыми поселение в настоящее время не располагает.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов экологии и охраны окружающей среды РМЭ в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя Министерства, указав, что требования административного истца поддерживают в полном объеме.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. «в», «г» п. 5 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 27.09.2017 (утвержден Президентом РФ от 18.10.2017 № Пр-2017) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано завершить в 2019г. работы по определению в порядке установленном Правительством Российской Федерации, границ зон затопления и подтопления на территориях субъектов Российской Федерации и обеспечить внесение изменений в документы территориального планирования в субъектах Российской Федерации; - обеспечить соблюдение установленных режимов и ограничений при осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности в границах зон затопления и подтопления.
В соответствии с ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Согласно ч. 5 ст. 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.6. ст. 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: - размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; - использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; - размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации №360 от 18.04.2014 г. «Об определении границ зон затопления, подтопления» установлено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления).
Согласно п. 5 вышеуказанного постановления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с п. 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.10.2014 N 543 (ред. от 21.03.2018) (далее – Порядок) с целью подготовки предложений органы местного самоуправления представляют в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство) следующие документы:
- заявление и обосновывающие материалы по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории соответствующего муниципального образования, сформированные с учетом пункта 4 Правил (далее - обосновывающие материалы);
- сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно п.4 Порядка проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования осуществляется на основании решения соответствующего органа местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны подтопления, затопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Частями 2, 5 ст. 30, п. 6 ч. 4 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме. Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» установлено, что в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, а также перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, имеют возможность сообщить заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.
При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства.
В соответствии с Распоряжением председателя Правительственной комиссии РМЭ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 84 от 17 декабря 2012 года, которым утвержден Перечень населенных пунктов и территорий РМЭ, подверженных рискам затопления (подтопления), вызванными различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами (с изменениями от 16.06.2016 года № 48), на территории муниципального образования «Помарское сельское поселение» имеются зоны затопления, подтопления от р.Волга и р.Илеть.
Указанные полномочия органом местного самоуправления фактически не реализуются, меры по подготовке и направлению заявления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории городского округа «Город Волжск», сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации №360 от 18.04.2014 г. «Об определении границ зон затопления, подтопления», не приняты. Необходимые документы в соответствии с Порядком в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл не представлены.
Из письма администрации Волжского муниципального района № 1839 от 15 мая 2019 года следует, что ведется работа по изысканию денежных средств для заключения договора с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ по определению границ зон затопления, подтопления территорий, расположенных в зоне влияния Куйбышевского водохранилища.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции принимать и рассматривать обосновывающие материалы по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления.
Согласно информации Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 24.06.2019г. № 13-07/4501 администрацией муниципального образования «Помарское сельское поселение» документы в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ не представлены.
Отсутствие определения зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Помарское сельское поселение» может создать условия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не своевременного реагирования и ликвидации их последствий, кроме того при выделении земельных участков в зонах затопления, подтопления для пользователей земельных участков могут наступить неблагоприятные последствия в случае их затопления или подтопления.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В ходе рассмотрения дела стороны по делу определили установить срок исполнения решения суда в течении 1 (Одного) года со дня вступления решения в законную силу, который суд и устанавливает, исходя из предъявленных требований, необходимого объема работ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации МО «Помарское сельское поселение» о возложении обязанности по определению зон затопления, подтопления, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение», выразившееся в не направлении в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории городского округа «Город Волжск», сведений о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Обязать администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение» обязанность подготовить и направить в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл:
- заявление и обосновывающие материалы по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Помарское сельское поселение»;
- сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Установить срок для добровольного исполнения требований в течение 1 (Одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ через Волжский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Б.Емельянова
Решение принято в окончательной форме 29 июля 2019 года.