Дело № 2а-989/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 13 ноября 2018 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасовой Э.Н.,
при секретаре Мелешковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к местной администрации муниципального образования Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об обязании оборудовать улично-дорожную сеть в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в котором ссылаясь на результаты прокурорской проверки и положения ст.ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 1, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766-2007 просил обязать администрацию муниципального образования Аннинское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в срок до 01.09.2018 года установить по адресу п. Аннино, ул. Садовая, д. 14 – на автомобильной дороге общего пользования местного значения «от Аннинского шоссе до школы» с 0 км + 000 м по 0 км + 220 м стационарное уличное освещение, оборудовать пешеходные дорожки, установить дорожные знаки 1.23 «Дети» по адресу: п. Аннино, ул. 10-й Пятилетки, д. 6 корп. 1, установить дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, установить повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, что в зоне действия дорожных знаков 1.23 «Дети», в непосредственной близости от образовательного учреждения установить искусственные дорожные неровности, удерживающие пешеходные ограждения.
В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасова Э.Н. поддержала исковые требования по изложенным основаниям лишь в части требований об обязании установить в непосредственной близости от образовательного учреждения МДОУ «Детский сад № 26» в п.Аннино в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети», а также установить повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1., а в зоне действия дорожных знаков 1.23 «Дети» установить удерживающие пешеходные ограждения, просила установить срок исполнения решения суда до 01.05.2019 г. В остальной части заявленные требования просила не рассматривать с учетом устранения недостатков ответчиком
В материалах дела имеется отзыв местной администрации муниципального образования Аннинское городское поселение на исковое заявление, согласно которому в 2017 г. постановлением от 21.02.2017 г. № 73 была утверждена муниципальная программа «Развитие автомобильных дорог» муниципального образования Аннинское городское поселение. Указанное программой предусмотрен ремонт автодороги общего пользования в п. Аннино: от весовой к школе с устройством освещения, тротуара и уширения.
Также административный ответчик ссылается на то, что постановлением от 21.02.2017 г. № 71 утверждена муниципальная программа «Безопасность» муниципального образования Аннинское городское поселение, в рамках которой предусмотрено приобретение и установка искусственных дорожных неровностей и дорожных знаков ИДН по адресу: п.Аннино, ул. 10-й Пятилетки, д. 6.
20.02.2018 г. в план-закупок местной администрации муниципального образования Аннинское городское поселение включены работы по ремонту автодороги общего пользования в п. Аннино: от весовой к школе с устройством освещения, тротуара и уширения, и включено приобретение и установка ИДН и дорожных знаков ИДН по адресу: п. Аннино, ул. 10-й Пятилетки, д. 6.
По состоянию на 01.10.2018 г. подрядными организациями выполнены все обязательства, предусмотренные муниципальными контрактами, в том числе по адресу: п. Аннино, ул. Садовая, д. 14 – на дороге общего пользования местного значения «От Аннинское шоссе до школы» с 0 км + 000 м по 0 км + 220 м установлено стационарное уличное освещение, оборудованы пешеходные дорожки, установлены дорожные знаки 1.23 «Дети», по адресу: п. Аннино, ул. 10-й Пятилетки, между школой и зданием «Торгово-ярморочного комплекса» установлены дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 с табличкой 8.2.1, в непосредственной близости от образовательного учреждения установлены искусственные дорожные неровности.
Представитель ответчика местной администрации муниципального образования Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области – Васильева Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 г., в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения иска в части требований, поддержанных прокурором.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Ломоносовскому району и Ленинградской области Троянов А.С. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором исковые требования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, а его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Часть 1 статьи 12 этого федерального закона устанавливает, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с абзацем 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 19.04.2018 г., что Прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе полноты нормативной правовой базы органов местного самоуправления и осуществления работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Прокуратурой были обследованы участки автомобильных дорог, расположенных на территории Ломоносовского района Ленинградской области, являющихся местами концентрации ДТП. При проведении проверки акцентировано внимание на выявление нарушений, которые прямо влияют на безопасность дорожного движения.
В результате комплексной проверки выявлены недостатки. Рядом с МДОУ «Аннинский детский сад», расположенной по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, п. Аннино, ул. 10-й Пятилетки, д. 6, корп. 1, отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» не соответствуют требованию п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 (применены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета), отсутствуют повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, что является нарушением п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, в зоне действия дорожных знаков 1.23 «Дети» в непосредственной близости от образовательного учреждения отсутствуют пешеходные ограждения, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004.
Знак 1.23 «Дети» согласно Правилам дорожного движения обозначает участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
Согласно п. 5.1.17 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст), знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа Б или В, предпочтительно применять на кривых в плане с радиусом менее допустимого, на пересечениях с железными дорогами в одном уровне, пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, участках с расстояниями видимости в плане (профиле) менее минимальных значений (таблица 3), на мостовых сооружениях с шириной проезжей части, равной или меньшей ширины проезжей части дороги, и в местах проведения дорожных работ.
Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, предпочтительно применять на дорогах с искусственным освещением вне населенных пунктов и на дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более.
Знаки, располагаемые над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м, предпочтительно изготавливать с применением световозвращающей пленки типа В.
На участках одной дороги с одинаковым числом полос предпочтительно применять знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки одного типа.
На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В соответствии с п. 5.2.25 вышеуказанного ГОСТ Р 52289-2004, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.
В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
- перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей
- перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ в соответствии с законодательством субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что местная администрация муниципального образования Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области является лицом, в обязанности которого входит обеспечение соответствия состояния этой дороги установленным правилам, стандартам и техническим нормам.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В настоящее время на территории муниципального образования Аннинское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения.
Невыполнение вышеуказанных требований действующего законодательства свидетельствует о ненадлежащем уровне исполнения администрацией муниципального образования Аннинское городское поселение требований законодательства, что является недопустимым, а выявленные нарушения подлежат устранению, поскольку нарушают права неопределенного круга лиц при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
Суд приходит к выводу о том, что поддержанные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку суду не представлено доказательств установки в непосредственной близости от образовательного учреждения МДОУ «Детский сад № 26» в п.Аннино в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 дорожного знака 1.23 «Дети», а также установки повторных дорожных знаков 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1., и удерживающих пешеходных ограждений.
Поскольку прокурор Ломоносовского района Ленинградской области поддержал заявленные требования лишь в указанной части, то в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить частично.
Обязать местную администрацию муниципального образования Аннинское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в срок до 01.05.2019 года в непосредственной близости от образовательного учреждения МДОУ «Детский сад № 26» в п.Аннино установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети», а также установить повторные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1., а в зоне действия дорожных знаков 1.23 «Дети» установить удерживающие пешеходные ограждения.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к местной администрации муниципального образования Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.11.2018 г.
Судья Смирнов А.С.