ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-989/18 от 16.08.2018 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а- 989/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2018 года г. Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – Авджи Г.Л.,

с участием прокурора - Усенко В.В.,

представителя административного истца – Кричевцовой О.В., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика –Дзюба Е.А., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица- Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае- Черкасовой Н.П., действующей по доверенности,

при секретаре – Гайдидеевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Жогалевой Я.Н. к территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии № 106/863 от 01.08.2018г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета МО Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу №4,

У С Т А Н О В И Л:

Жогалева Я.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об обжаловании решения территориальной избирательной комиссии № 106/863 от 01.08.2018г. об отказе в регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Совета МО Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу №4.

В обоснование исковых требований сослалась на то, что 20 июля 2018 года уведомила территориальную избирательную комиссию Туапсинская районная (ТИК Туапсинская районная) о своем выдвижении в кандидаты в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае», представила соответствующее заявление, а также документы подтверждающие сведения, изложенные в заявлении.

23июля 2018 года она представила в ТИК Туапсинская районная первый финансовый отчет кандидата, состоящий из первого финансового отчёта о поступлении средств избирательного фонда кандидата;банковской справки об остатке средств фонда от 23.07.2018г № ЗН051237876;, а также заявление о замене ранее представленных документов о выдвижении и новых документов: выписки из протокола конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае; заявление председателя Совета РО п/партии Справедливая Россия в Краснодарском крае А.Ш.Бесленей.

28 июля 2018 года ТИК Туапсинская районная вынесла решение Об извещении о выявленных недостатках в документах<данные изъяты> представленных ею в ТИК, в том числе с указанием на то, что не представлен на регистрацию первый финансовый отчет в объеме, установленным законом, а также не в установленной форме. При этом информировала кандидата о его праве внести соответствующие изменения, дополнения в представленные документы в срок, установленный Законом (не позднее 30 июля 2018 года).

29 июля 2018г. ею были поданы заявления о замене ранее представленных документов и вместе с данным заявлением представлены новые документы: заявление о согласии баллотироваться; уведомление о выдвижении кандидата; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, а также представлены два новых документа (взамен одного ранее представленного документа): первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата и учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.

01 августа 2018г. решением № 106/863 ТИК Туапсинская районная было принято решение об отказе ей в регистрации в кандидаты в депутаты Совета муниципального Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу № 4 по п.«в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а так же пункту 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Территориальная избирательная комиссия Туапсинская районная сочла поданные 29 июля 2018г. во исполнение устранения выявленных недостатков кандидатом о замене ранее представленных документов представлением двух новых документов (взамен одного ранее представленного документа): первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата и учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.

С вынесенным решением не согласна, так как согласно пункту 1.1. Закона Краснодарского края № 966-КЗ избирательная комиссия не вправе самостоятельно восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, и при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Что и было сделано 28 июля 2018г. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 (при проведении выборов главы муниципального района или главы городского округа также документы, представленные в соответствии с частью 4.1) статьи 19 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в соответствующую избирательную комиссию в установленные настоящим Законом сроки для представления документов о выдвижении и на регистрацию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.

Избирательная комиссия, организующая выборы, в указанных случаях обязана проверить достоверность вновь представленных сведений в порядке, установленном частью 6 статьи 19 настоящего Закона.

Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 (ред. От 18.05.2016) "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" также установлено, что Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.

В соответствии с п. 4.12.3 Методических рекомендаций в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, а именно:

уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также документов, представленных в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов),

исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона;

3)дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.

Избирательная комиссия, обязана предоставить кандидату, возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом.

Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в том числе в части их оформления), дополнительное представление копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно п. 4.12.4.Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Основания отказа в регистрации кандидата определены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, которые являются исчерпывающими.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ изложенной в определении от 01.06.2010 N 784-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волкова Андрея Григорьевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Томской области "О муниципальных выборах в Томской области": Пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и часть 2.1 статьи 33 Закона Томской области "О муниципальных выборах в Томской области" предусматривают право кандидата в течение срока, определенного в названных нормах, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Учитывая, что ею, как кандидатом, были представлены все необходимые для выдвижения и регистрации документы в сроки установленные законом, а также учитывая, что ТИК Туапсинская районная не вправе была выносить решение об отказе в регистрации кандидату по основаниям, предусмотренным пп. «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, в том числе, и в связи с нарушением процедуры применения данного пункта, просит суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная от 01 августа 2018г. года № 106/863 об отказе ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу № 4 и обязать зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу № 4.

В судебном заседании представитель административного истца Кричевцова О.В. поддержала требования административного иска по указанным основаниям. Также пояснила, что ответчиком неправильно применена норма, по которой ей отказано в регистрации, так как ее доверителем были представлены своевременно документы. Но так как они были представлены не по той форме, поэтому она вправе была устранить недостатки, оформить в установленной форме. Поскольку финансовый отчет считается сданным при наличии в нем трех документов, то есть финансовый отчет состоит из трех документов, то в данном случае имеет место неполнота, которую Жогалева вправе была устранить, что ею и было сделано в предоставленный ей срок. Ею действительно первоначально была предоставлен финансовый отчет не соответствующей формы, но согласно Методических рекомендаций, формы должны были быть вывешены на стенде. ТИК этого сделано не было, поэтому какую форму Жогалева нашла в интернете, то и составила. Более того, комиссия увидев недостатки, сообщила об их исправлении Жогалевой, и она уложилась в срок. Поэтому считает, что с учетом позиции Конституционного Суда, изложенной в определении от 01.06. 2010 года № 784-О-О, гарантией реализации конституционного права граждан на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота- недостаточным отражением необходимых сведений либо непредставлением какого-либо документа.

Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная – Дзюба Е.А, в судебном заседании, возражая по административному иску, пояснил, что Жогалева Я. Н. 20. 07. 2018г. обратилась в ТИК с заявлением с уведомлением о выдвижении кандидатом в депутаты Совета МО Туапсинский район, представив документы по выдвижению. 23. 07. 2018 г. она представила документы для регистрации. При этом ею не были представлены Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата не соответствовал по форме. 28 июля 2018 г. ТИК уведомила Жогалеву Я.Н. о недостатках. 29. 07. 2018 г. Жогалевой были заменены документы и при этом представлены два новых документа- Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, а также первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, но уже в совершенно другом виде. Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены единовременно три документа- Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета. Поэтому представленный Жогалевой 29. 07. 2018 г. Учет поступления и расходования денежных средств являлся новым документов, который был предоставлен с нарушением сроков, установленных Законом Краснодарского края. В связи с этим ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты по п. 5 ч.1 ст. 73 Закона Краснодарского края № 966 и пп.в п.24 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ, в связи с не представлением документов, необходимых в соответствии с законом для регистрации кандидата, так как если хоть один документ из трех отсутствует, первый финансовый отчет считается не представленным. Согласно Методических рекомендаций, о которых говорит представитель истца, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, если они не были предъявлены ранее в установленный срок, а данном случае до 18 часов 25.07. 2018 г. Учет поступления и расходования денежных средств, считается поступившим за пределами установленного срока, а первый финансовый отчет, абсолютно отличался по форме, ранее предоставленному. Что касается возможности предоставлять дополнительные документы, то предоставлять можно только те, которые предусмотрены Законодательством, в частности п.2.2 ст. 33 Федерального закона. Жогалева представила документы, которые не предусмотрены данной нормой. Поэтому считают требования необоснованными. Что же касается формы первого финансового отчета, то данная форма находится в открытом доступе на сайте Избирательной комиссии Краснодарского края, которой и утверждена данная форма. Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям возложена на кандидата, согласно Методических рекомендаций.

Представитель заинтересованного лица – Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае – Черкасова Н.П., в судебном заседании поддерживая требования административного истца, пояснила, что Жогалевой во исполнение решения ТИК от 28. 07. 2018 г. полностью были устранены недостатки в предоставленные ей сроки. Считает, что несоответствие форме представленного заблаговременно документа, впоследствии исправленного, нельзя рассматривать как не представление всего финансового отчета.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения иска не имеется, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Жогалевой Я.Н. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Так, Решением Совета муниципального образования Туапсинский район № 829 от 19. 06. 2018 г. назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Туапсинский район на 09 сентября 2018 года.

Согласно ч.1 ст. 21 Закона Краснодарского края от 26.12. 2005 года № 966 « О муниципальных выборах в Краснодарском крае» кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, не позднее чем до 18.00 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования представляет для регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы, избирательные документы, указанные в части 1 статьи 73 Закона. Таким образом, документы на выдвижение и для регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район должны были быть поданы не позднее 18 часов 25 июля 2018 года.

Судом установлено, что Жогалева Я.Н. 20 июля 2018 года представила в территориальную избирательную комиссию /ТИК/ Туапсинская районная уведомление о выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу № 4, заявление о согласии баллотироваться, ксерокопии необходимых документов, сведения о размере и источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах; документ, подтверждающий принадлежность Жогалевой Я.К. к политической партии Справедливая Россия, копию свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения партии Справедливая Россия в Краснодарском крае; выписку из протокола №1 Конференции РО партии Справедливая Россия; и заявление на открытие счета избирательного фонда кандидата.

23.07.2018г. Жогалева Я.Н. представила в территориальную избирательную комиссию Туапсинская районная следующие документы: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; банковскую справку об остатке средств фонда; заявление о замене ранее представленных документов – выписки из протокола №1 конференции регионального отделения политической партии «Справедливая Россия», а также один новый документ – заявление председателя совета РО политическая партии Справедливая Россия.

В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12.06. 2002 года/в редакции от 03.07. 2018г/ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Аналогичную норму содержит и часть 2 ст. 23 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».

Решением территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная от 28.07.2018 года № 103/818 Жогалева Я.Н. была письменно уведомлена о недостатках, выявленных в представленных кандидатом документах. Указанные действие ТИК Туапсинская районная соответствуют требованиями части 1.1 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ и части 1.1. статьи 23 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ, согласно которым при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 ФЗ № 67- ФЗ, а также ч.2 ст. 19 Закона Краснодарского края № 966 кандидат, избирательное объединение вправе представить его не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Как видно из содержания решения ТИК Туапсинская районная от 28 июля 2018 года № 103/818 Об извещении Жогалевой Я.Н. о недостатках, ей также было сообщено, что вопрос о регистрации ее кандидатом будет рассматриваться 01 августа 2018 года. Согласно Извещения, приложенного к решению ТИК Туапсинская районная от 28. 07. 2018 г., в числе недостатков было также указано/п.5/ о том, что не представлен на регистрацию первый финансовый отчет в объеме, установленном пунктом 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», так как он считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета. Жогалева Я.Н. не представила первый финансовый отчет и Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Бланк учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, представленный Жогалевой Я.Н. озаглавлен кандидатом «первый финансовый отчет», а сам бланк финансового отчета не представлен.

29 июля 2018 года Жогалевой Я.Н. во исполнение Решения ТИК от 28.07.2018г. были поданы заявления (вх. № 429 и № 430) о замене ранее представленных документов и вместе с данным заявлением кандидатом представлены новые документы: заявление о согласии баллотироваться; уведомление о выдвижении кандидата; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, а также два новых документа (взамен одного ранее представленного документа): первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, отвечающие установленной форме. Однако, в связи с тем, что ТИК Туапсинская районная приняла поданный Жогалевой Я.Н. 29. 07. 2018 года первый финансовый отчет как новый документ, представленный за пределами установленного срока, то есть после 25. 07. 2018 г. Решением территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная от 01 августа 2018 года № 106/863 Жогалевой Я.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу № 4 в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также пунктом 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края, а именно отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Принимая решение по делу, судом учитывает следующее.

Согласно ч.1 ст. 21 Закона Краснодарского края от 26.12. 2005 года № 966 –КЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, не позднее чем до 18.00 часов по местному времени за 45 дней/в данном случае не позднее 18 часов 25 июля 2018 года/ до дня голосования представляет для регистрации в соответствующую избирательную комиссию, избирательные документы, указанные в части 1 статьи 73 Закона.

В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 73 Закона Краснодарского края № 966- КЗ кандидатом должен быть предоставлен первый финансовый отчет, который считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.

Пунктом 12 ст. 58 Федерального Закона № 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

Законом Краснодарского края № 966-КЗ « О муниципальных выборах в Краснодарском крае» предусмотрено, что кандидат..обязан вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов (зарегистрированных кандидатов), избирательных объединений и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией Краснодарского края.

Таким образом, первый финансовый отчет должен предоставляться кандидатом в соответствии с ч. 1 ст. 73 Закона № 966-КЗ по форме, установленной избирательной комиссией субъекта РФ.

Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года № 76/720 /в ред. от 24. 05.2016г/ утвержден Порядок и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае.

Согласно данного Порядка, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, обязаны вести учет поступления денежных средств в избирательный фонд и расходования указанных средств/п.1.1/.

Согласно п.п. «а» п. 3.1. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты (за исключением кандидатов, которые в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона Краснодарского края избирательный фонд не создавали), обязаны представить в избирательную комиссию, организующую выборы, первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации, который составляет по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 3.2 Порядка финансовый отчет считается представленным только в случае предоставления кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую выборы, трех документов: - сведений согласно форме N 1/Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата/;- финансового отчета (форма N 2) /Первый финансовый отчет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата /;- банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета.

В силу п. 3.3 указанного Порядка Финансовый отчет, представленный кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, не в полном объеме (представлены не все документы, установленные частью 3.2 настоящего Порядка), свидетельствует о невыполнении со стороны кандидата, требований пункта 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края.

Как следует из представленных суду документов Жогалевой Я.Н. 23 июля 2018 года был предоставлен в ТИК Туапсинская районная документ, поименованный как Первый финансовый отчет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, который ни по форме, ни по содержанию не отвечал установленной форме. При этом сведений согласно форме N 1 «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» представлены не были. Указанные документы в надлежащей форме и в полном объеме были представлены только 29. 07. 2018 года.

Учитывая, что в ч.1 ст. 73 Закона Краснодарского края № 966- КЗ прямо указано о единовременном представлении для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию первого финансового отчета, состоящего из трех документов, а Жогалевой Я.Н. было предоставлено всего два документа, один из которых « первый финансовый отчет..» как уже было отмечено, не соответствующий ни форме, ни содержанию, то согласно вышеприведенных норм, данный документ не может считаться предоставленным в установленный законом срок.

Таким образом, Жогалевой Я.Н. не было выполнено требование части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края № 966 « О муниципальных выборах в краснодарском крае» о единовременном предоставлении документов для регистрации.

Доводы административного истца в той части, что кандидат вправе в целях устранения недостатков, выявленных избирательной комиссией, уточнять, дополнять сведения, исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, а также дополнительно представлять документы, указанные в п.2.2 ст. 33 Федерального Закона № 67-ФЗ, в том числе и в части первого финансового отчета, суд считает несостоятельными.

Как Федеральным Законом/ п.1.1 ст. 38 ФЗ № 67/, так и Законом Краснодарского края /пункт 1.1 ст. 23/ предусмотрено, что кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При этом прямо указано, что не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в соответствующую избирательную комиссию в установленные настоящим Законом сроки для представления документов о выдвижении и на регистрацию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.

Что же касается п.2.2 ст. 33 Федерального Закона, то в данном пункте, также как и в п.1.1 ст. 23 Закона Краснодарского края, речь идет о таких случаях как отсутствие копии паспорта кандидата или копии иного документа, заменяющего паспорт гражданина, и (или) копий документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также документа о том, что кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, менял фамилию, или имя, или отчество, представление которых предусмотрено частью 2 статьи 19 настоящего Закона. И данные документы кандидат вправе представить не позднее, чем за один день до дня заседания соответствующей избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

При этом такой документ как первый финансовый отчет не входит в число документов, который можно представлять в избирательную комиссию по истечению установленного срока.

Также суд полагает, что не размещение ТИК образцов документов, касающихся проводимых выборов в целях информирования граждан и кандидатов, для ознакомления, что по мнению представителя административного истца является нарушением со стороны ТИК, не является обстоятельством, влияющие на принятие решения, так как ответственность за представление документов, полноту содержащихся в них сведений, а также оформление в соответствии с законом, возложена на кандидата. Более того, порядок и форма заполнения финансового отчета, размещены как на сайте избирательной комиссии Краснодарского края, так и в открытом доступе телекоммуникационной сети Интернет. То есть административный истец имела реальную возможность с ним ознакомиться.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что ТИК Туапсинская районная на законном основании не был принят во внимание представленный Жогалевой Я.Н. 29. 07. 2018 года Первый финансовый отчет, оформленный надлежащим образом, так как он был подан за пределами установленного срока, то есть после 25.07. 2018года.

В связи с чем Жогалевой Я.Н. обоснованно было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район по пп. «в» пункта 24 ст. 38 Федерального Закона от 12.06. 2002 года № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также по пункту 3 части 2 ст. 74 Закона Краснодарского края № 966-КЗ как отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отмены решения Территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная от 01 августа 2018 года № 106/863 об отказе в регистрации Жогалевой Я.Н. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу № 4, не имеется.

В соответствии с ч.2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемое решение является законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 244, ч. 3 ст. 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Жогалевой Я.Н. к территориальной избирательной комиссии Туапсинская районная о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии № 106/863 от 01.08.2018г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета МО Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу №4 и обязании зарегистрировать Жогалеву Я.Н. в качестве кандидата в депутаты Совета МО Туапсинский район по Центральному трехмандатному избирательному округу №4 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий

Судья