ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-989/201911 от 11.09.2019 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2019-001288-72

Дело № 2а-989/2019 11 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,

помощник судьи Жуков В.А.,

с участием административного истца – прокурора Долгова Д.В.,

представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности Зеляниной Л.Ю.,

представителя административного ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности Ударова А.Ю.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения ответчиками требований законодательства об обеспечении населения электроснабжением, водоснабжением, газоснабжением. В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, в частности, в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа сформированы земельные участки, которые предоставлены проживающим на территории Ненецкого автономного округа многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. Истец указывает, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиками до настоящего времени не организовано электроснабжение, водоснабжение (Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар»), а также газоснабжение (Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа) указанных земельных участков. Отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры (линий электропередач, водопровода, газопровода) не позволяет гражданам реализовать право на строительство индивидуальных жилых домов, а при наличии построенных объектов – право на проживание в них.

Истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», выразившееся в не организации электроснабжения, водоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, а также обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение, водоснабжение земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных электроснабжением и водоснабжением; также истец просит суд признать незаконным бездействие Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, выразившееся в не организации газоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, и обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, организовать газоснабжение земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных газоснабжением.

В судебном заседании прокурор Долгов Д.В. на исковых требованиях настаивал по тем же основаниям, доводы возражений ответчиков на иск оценивает критически, как не свидетельствующие о необоснованности требований прокурора.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности Зелянина Л.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала возражения, указанные в письменном отзыве на иск. Не оспаривая наличие у ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, указывает, что на основании статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства. Со ссылкой часть 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» указывает, что обеспечение земельных участков, предоставленных в соответствии с указанным законом многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства до 16 июля 2016 года, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения), а также вертикальная планировка таких земельных участков осуществляются за счет средств окружного бюджета. В свою очередь, согласно Постановлению администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 № 273-п «Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа относится предоставление бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа субсидий из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в частности, по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающему обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, в том числе высвободившихся после сноса аварийного жилищного фонда, и обеспечения транспортной доступности новых районов. Считает Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ненадлежащим ответчиком по иску, указывая, что субъект Российской Федерации – Ненецкий автономный округ взял на себя расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающему обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков. Пояснила, что Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не отказывается от исполнения возложенных на нее законом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения. Вместе с тем, просит учесть, что в границах указанных в иске кадастровых кварталов под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, физически отсутствуют сети электро-, водоснабжения, в связи с чем, орган местного самоуправления не имеет возможности организовать электро-, водоснабжение населения на земельных участках в границах указанных кадастровых кварталов. После постройки соответствующих инженерных сетей Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» будет готова организовать электро- и водоснабжение по возведенным сетям. Кроме того, просит учесть, что при наличии созданных Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» соответствующих муниципальных предприятий электро- и водоснабжение в границах городского округа фактически организовано, заявленного в иске бездействия по решению указанных вопросов местного значения на стороне данного ответчика не имеется. Просила в иске к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отказать. В случае удовлетворения требования просила установить срок исполнения ответчиком решения суда – не менее трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика –Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности Ударов А.Ю. не оспаривал того, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является уполномоченным органом государственной власти Ненецкого автономного округа по осуществлению полномочий органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа газоснабжения населения. Поддержал доводы представленного письменного отзыва на иск. Считает, что на стороне Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не имеется бездействия при осуществлении полномочий по организации газоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000. Обращает внимание, что в настоящее время на указанной в иске территории на основании государственного контракта от 03.08.2018 выполняются работы по вертикальной планировке, что обусловлено требованиями Генерального плана муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», срок окончания работ по контракту – 30.10.2019. Также в целях обеспечения указанных в иске земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой, в т.ч. сетями газоснабжения, на основании государственного контракта от 04.10.2016 разработана проектная документация «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре». 25 февраля 2019 года данная проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы, а 23.07.2019 – положительное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости. Вместе с тем, поскольку в соответствии с требованиям Генерального плана муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» рассматриваемые земельные участки возможно осваивать только после завершения мероприятий по подсыпке территории, то до завершения работ по вертикальной планировке территории выполнение работ по устройству газовых сетей для обеспечения газоснабжения земельных участков не представляется возможным. Критически оценивает доводы представителя ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о необоснованности требований, предъявленных прокурором к органу местного самоуправления, со ссылкой на то, что субъект Российской Федерации – Ненецкий автономный округ взял на себя расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающему обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков. Указывает, что принятие субъектом Российской Федерации – Ненецким автономным округом расходных обязательств, возникающих при выполнении указанных полномочий органов местного самоуправления, не предполагает перераспределения в пользу Ненецкого автономного округа на момент рассмотрения судом настоящего дела предусмотренных федеральным законом полномочий Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро- и водоснабжения населения. Обращает внимание, что действие положении части 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе», на которые ссылается ответчик Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Просил в иске к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа отказать. В случае удовлетворения требования просил установить срок исполнения данным ответчиком решения суда – не менее трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица – казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик», извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, пояснений по иску не указал.

По определению суда с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Разрешая спор, суд учитывает, что в административном иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с данным административным исковым заявлением в суд в защиту права неопределенного круга лиц.

В силу частей 1, 2 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Как было предусмотрено абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья статьи 28 Земельного кодекса РФ была отменена, а Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» земельный участок предоставляется многодетной семье, состоящей на учете, на основании решения органа местного самоуправления о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка в соответствии с очередностью ее постановки на учет.

Из материалов дела следует, что в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, в частности, в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа сформированы земельные участки, которые на основании решений Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в 2013 году были предоставлены под индивидуальное жилищное строительство проживающим на территории Ненецкого автономного округа многодетным семьям, в частности, граждан Карпицкой (Сергеевой) С.А., Лимонниковой Е.В., Каневой А.А.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, и предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, не обеспечены электроснабжением, водоснабжением, а также газоснабжением, в то время как подлежат обеспечению указанными видами инженерной инфраструктуры.

Как предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Как было предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции Закона Ненецкого автономного округа от 12.11.2014 № 13-ОЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению следующих вопросов местного значения, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения (за исключением организации вывоза стоков из септиков и выгребных ям и очистки сточных вод), снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, предусмотренной Законом Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 420-ОЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения, в частности, организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Проанализировав приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела полномочия Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа электро- и водоснабжения населения на основании закона субъекта Российской Федерации – Ненецкого автономного округа не перераспределены в пользу органов государственной власти Ненецкого автономного округа.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не оспаривалось наличие у органа местного самоуправления предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, в частности, на землях кадастровых кварталов под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, расположенных в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Отклоняются судом как необоснованные доводы представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в обоснование возражений против иска, предъявленного к данному ответчику, о том, что на основании статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а согласно части 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе», введенной Законом Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ, обеспечение земельных участков, предоставленных многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства до 16 июля 2016 года, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения), а также вертикальная планировка таких земельных участков осуществляются за счет средств окружного бюджета.

Суд учитывает, что принятие субъектом Российской Федерации – Ненецким автономным округом расходных обязательств, возникающих при выполнении указанных полномочий органов местного самоуправления, не предполагает перераспределения в пользу Ненецкого автономного округа на момент рассмотрения судом настоящего дела предусмотренных федеральным законом полномочий Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения.

Кроме того, в данной части возражения Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» основаны на ином толковании закона, касаются осуществления органами государственной власти Ненецкого автономного округа отдельной группы полномочий органов местного самоуправления городского округа, в частности, полномочий по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства.

Вместе с тем, указанная отдельная группа полномочий органов местного самоуправления городского округа предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не тожественна предусмотренным федеральным законом полномочиям Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения.

Согласно статье 7 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» полномочия, указанные в статьях 2 - 6 данного закона, в т.ч. по организации в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерация, а также по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществляются органами государственной власти Ненецкого автономного округа за счет средств окружного бюджета.

В свою очередь, положения части 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе», на которую ссылается Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года (пункт 3 статьи 2 Закона Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ «О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе»).

В настоящее время, как предусмотрено частью 5 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» (в редакции Закона Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ) запрещается предоставлять многодетным семьям на основании настоящего закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства, не обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения) применительно к условиям соответствующего муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время ответчик – Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не освобождается от исполнения предусмотренных федеральным законом полномочий органа местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, а указанные полномочия на основании закона субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа не перераспределены в пользу Ненецкого автономного округа.

В указанных обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлено, что с 01 января 2019 года органы государственной власти Ненецкого автономного округа не осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, а ответчиком – Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не предоставлено доказательств совершения в настоящее время действий, направленных на осуществление указанных полномочий в отношении расположенных в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000 земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу о наличии на стороне Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» бездействия при выполнении указанных полномочий.

Отклоняются судом как необоснованные возражения Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о том, что данный ответчик не отказывается от исполнения возложенных на него законом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, вместе с тем, в границах указанных в иске кадастровых кварталов под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, физически отсутствуют сети электро-, водоснабжения, в связи с чем, орган местного самоуправления не имеет возможности организовать электро-, водоснабжение населения в границах указанных кадастровых кварталов, однако, после постройки соответствующих инженерных сетей Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» будет готова организовать электро- и водоснабжение по вновь возведенным инженерным сетям.

Суд учитывает, что наличие сетей электро-, водоснабжения населения на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», напротив, является одной из составных частей реализации органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения по организации электро-, водоснабжения населения городского округа.

Равно как сам по себе факт заключения уполномоченными органами государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с ранее действовавшим законодательством о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа, государственных контрактов на выполнение работ по вертикальной планировке территории, а также по разработке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре», не освобождает Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от исполнения полномочий по решению вопросов местного значения по организации электро-, водоснабжения населения городского округа на соответствующей территории.

Иное в обстоятельствах дела означало бы по существу освобождение органа местного самоуправления от исполнения указанных предусмотренных законом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством.

Из материалов дела следует, что до внесения изменений в законодательство о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа соответствующие муниципальные контракты на выполнение работ по вертикальной планировке земельных участков с целью обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, были заключены с участием МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара».

Суд обращает внимание, что на момент предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства из состава земель населенного пункта – г. Нарьян-Мара, ответчику – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», принимавшему решение о предоставлении указанных земельных участков, безусловно, были известны параметры предоставляемых земельных участков, в т.ч. в части необходимости выполнения работ по вертикальной планировке территории, а также обеспечения предоставляемых земельных участков объектами инженерной инфраструктуры для индивидуального жилищного строительства.

Согласно материалам дела на основании распоряжения Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 28.08.2015 № 452-р Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» была принята проектная документация «Транспортная инфраструктура земельных участков в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре».

Сведений о передаче Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа проектно-сметной документации «Инженерная инфраструктура земельных участков в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре» в материалах дела не содержится.

Ссылка представителя Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в установленных обстоятельствах дела не опровергает обоснованность исковых требований, предъявленных к данному ответчику.

Иных возражений против иска ответчиком Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по существу не указано.

Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, предъявленных прокурором к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В судебном заседании представитель административного ответчика –Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не оспаривал того, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является уполномоченным органом государственной власти Ненецкого автономного округа по осуществлению полномочий органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа газоснабжения населения.

Разрешая спор, суд не соглашается с доводами возражений данного ответчика о том, что на стороне Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не имеется бездействия при осуществлении полномочий по организации газоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, при том, что в настоящее время на указанной в иске территории на основании государственного контракта от 03.08.2018 выполняются работы по вертикальной планировке, а в целях обеспечения указанных в иске земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой, в т.ч. сетями газоснабжения, на основании государственного контракта от 04.10.2016 разработана проектная документация «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре».

Суд учитывает, что полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа газоснабжения населения переданы органам государственной власти Ненецкого автономного округа с 01 января 2015 года на основании Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа».

По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела судом с момента передачи органам государственной власти Ненецкого автономного округа указанных полномочий органов местного самоуправления городского округа прошло более 4,5 лет.

Вместе с тем, земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства ранее 01 января 2015 года, до настоящего времени газоснабжением не обеспечены, государственный контракт на выполнение работ по вертикальной планировке территории заключен подведомственным Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» лишь 03 августа 2018 года.

Согласно же пояснениям представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в судебном заседании, поскольку в соответствии с требованиями Генерального плана муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» рассматриваемые земельные участки возможно осваивать только после завершения мероприятий по подсыпке (вертикальной планировке) территории, то до завершения работ по вертикальной планировке выполнение работ по устройству газовых сетей для обеспечения газоснабжения земельных участков не представляется возможным.

Суд приходит к выводу о том, что срок обеспечения земельных участков, представленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, газоснабжением в указанных обстоятельствах дела на момент его рассмотрения является чрезмерно и неоправданно длительным, тем самым, уполномоченным органом фактически допущено незаконное бездействие по газоснабжению земельных участков.

Иных возражений на иск Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не указано.

Суд приходит к выводу об обоснованности иска.

В иске прокурор просит суд установить срок исполнения ответчиками обязанностей, возложенных на них решением суда в соответствующей части, - не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административным ответчикам для исполнения решения суда, временные затраты на них, климатические условия региона, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите (права на жилище), требования разумности сроков исполнения судебного решения, длительность периода, на дату рассмотрения дела прошедшего с момента предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиками, а именно, - не позднее двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным и не усматривая оснований для определения более длительного срока исполнения судебного решения.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

При обращении с иском в суд прокурор от уплаты государственной пошлины законом был освобожден.

С учетом требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчиков, обладающих статусом органа государственной власти и органа местного самоуправления, соответственно, в доход бюджета государственной пошлины по делу не имеется.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», выразившееся в не организации электроснабжения, водоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство.

Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в срок не позднее двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать электроснабжение, водоснабжение земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных электроснабжением и водоснабжением.

Признать незаконным бездействие Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, выразившееся в не организации газоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство.

Обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в срок не позднее двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать газоснабжение земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в кадастровых кварталах под номерами 83:00:050029, 83:00:050017, 83:00:000000, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных газоснабжением.

Разъяснить, что Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

На решение суда могут быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2019 года