ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-989/2023 от 25.09.2023 Шебекинского районного суда (Белгородская область)

УИД 31RS0024-01-2023-001217-42

Дело №2а-989/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 сентября 2023 года г. Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Ермошина Е.А., при помощнике судьи Мишневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шебекинского межрайонного прокурора к администрации Шебекинского городского округа, Вознесеновской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа, Купинской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Шебекинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шебекинского городского округа, Вознесеновской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа, Купинской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа с требованием возложить на административных ответчиков обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения на территориях указанных территориальных администраций.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно постановлению администрации Шебекинского городского округа от 02 декабря 2021 года №1699 «Об утверждении перечня предприятий и организаций, согласованию с которыми подлежат проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения, проходящих в границах Шебекинского городского округа, а также изменения, вносимые в существующие проекты» главам территориальных администраций администрации Шебекинского городского округа предписано разрабатываемые проект организации дорожного покрытия для автомобильных дорог местного значения, проходящих в границах Шебекинского городского округа, а также изменения, вносимые в существующие проекты представлять на согласование в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел РФ по Шебекинскому городскому округу, в настоящее время проект организации дорожного движения не разработан, в связи с чем не обеспечивается безопасность дорожного движения и ставится под угрозу жизнь и здоровье его участников на территории населенных пунктов.

Представитель истца старший помощник Шебекинского межрайонного прокурора Литвиненко А.С. поддержала административные требования и обстоятельства, на которых они основаны.

Представители ответчиков Истратов А.В. и Сидоренко С.С. просил в иске отказать, ссылался выделение администрацией Шебекинского городского округа денежных средств на разработку «Проектов дислокации дорожных знаков и дорожной разметки», на заключение 01.08.2023 Вознесеновской и Купинской территориальными администрациями муниципальных контрактов на оказание услуг по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Правовую основу обеспечения безопасности дорожного движения определяет Федеральный закон от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 5 приведенного выше Федерального закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги понимается - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, упреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий).

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или муниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

На основании статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. №1245-ст утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Требования Стандарта распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов.

В пункте 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 13.11.2018 №406 указано, что классификация устанавливает состав и виды работ по организации дорожного движения и предназначена для использования при планировании объемов таких работ.

Пунктом 2 Классификации работ предусмотрено, что классификация работ по ОДД применяется при: разработке проектов организации дорожного движения; разработке комплексных схем организации дорожного движения; моделировании дорожного движения; мониторинге дорожного движения; автоматизированном управлении дорожным движением.

Пунктом 9 Классификации работ к числу работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, отнесена разработка проектов организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 6.2.1 Стандарта дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, которые должны быть установлены по ГОСТ 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденного совместным письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 года №13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 года №01-29/5313, проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п. 2 ст. 21 Закона №196-ФЗ.

Пунктом 1.4 Порядка установлено, что заказчиком проекта организации дорожного движения являются для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Проект организации дорожного движения должен содержать схемы расстановки технических средств организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка схема расстановки технических средств организации дорожного движения должна включать в себя: контуры плана (в бровках) автомобильной дороги; график продольных уклонов; график кривых в плане; линии дорожной разметки; дорожные знаки; дорожные ограждения; пешеходные ограждения; направляющие устройства; дорожные светофоры; пешеходные переходы в разных уровнях; освещение; автобусные остановки; пешеходные дорожки; железнодорожные переезды; искусственные сооружения; проектируемые и существующие здания и сооружения дорожного автотранспортного назначения (без координационных осей).

Пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправление в области организации дорожного движения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их; с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, которые обязаны решать органы местного самоуправления поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Именно орган местного самоуправления наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе касающихся дорожной деятельности.

В силу п. 6 ст. 7 Устава Шебекинского городского округа к вопросам местного значения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Шебекинского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Шебекинского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 39 Устава следует, что формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Шебекинского городского округа, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления Шебекинского городского округа в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета обеспечивается администрацией Шебекинского городского округа.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность самостоятельного решения вопросов по разработке и утверждению схемы дислокации дорожных знаков и разметки, проекта дорожного движения, в пределах их компетенции, однако, достоверно установлено, что проведение таких мероприятий не осуществлено, что свидетельствует о невыполнении ответчиками возложенных на них обязанностей по разработке и утверждению схемы дислокации дорожных знаков и разметки, проекта дорожного движения.

Из материалов дела следует, что Шебекинской межрайонной прокуратурой в ходе проведения надзорных мероприятий в части обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатационного состояния дорожной сети в Вознесеновском и Купинском сельских поселения выявлены существенные нарушения действующего законодательства.

Шебекинской межрайонной прокуратурой в адрес глав территориальных администраций внесены представления о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий, им способствующих.

Требования Шебекинской межрайоной прокуратуры до настоящего времени не исполнено, что явилось оснований для предъявления иска в суд.

Согласно распоряжениям комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа от 31.05.2019 № 363, от 03.06.2019 № 386, от 27.04.2020 № 168 и от 19 октября 2022 года №248 «О передаче имущества» территориальным администрациям администрации Шебекинского городского округа в оперативное управление передано имущество из казны Шебекинского городского округа – автомобильные дороги на территории Вознесеновского и Купинского сельских поселений.

Вознесеновская и Купинская территориальные администрации являются балансосодержателями улично-дорожной сети местного значения на своей территории.

В соответствии с постановлением администрации Шебекинского городского округа от 02.12.2021 № 1699 «Об утверждении перечня предприятий и организаций, согласованию с которыми подлежат проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения, проходящих в границах Шебекинского городского округа, а также изменения, вносимые в существующие проекты» главам территориальных администраций предписано разрабатываемые проекты организации дорожного движения представлять в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Шебекинскому городскому округу.

В 2012 году ООО «Проектно-конструкторская фирма «Дека» разработана «Дислокация дорожных знаков и дорожной разметки на улицы Вознесеновского сельского поселения», в 2013 году БГТУ им В.Г. Шухова разработан «Проект дислокации дорожных знаков и дорожной разметки по улицам Купинского сельского поселения: с. Купино, с. Дмитриевка, с. Репное, с. Красная Поляна, с. Зимовное, с. Яблочково, с. Заводцы, с. Доброе, х. Новая Заря», которые утверждены главами территориальных администраций. При этом предусмотренные законодательством проекты организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения не разрабатывались и в установленном порядке не согласовывались и не утверждались.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Заключение Вознесеновской и Купинской территориальными администрациями администрации Шебекинского городского округа муниципальных контрактов на оказание услуг по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги основанием для отказа в административном иске не является, поскольку разработанные и утвержденные проекты организации дорожного движения для автомобильных дорог на момент рассмотрения административного дела отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Шебекинского межрайонного прокурора к администрации Шебекинского городского округа, Вознесеновской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа, Купинской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения удовлетворить.

Возложить на администрацию Шебекинского городского округа и Вознесеновскую территориальную администрацию администрации Шебекинского городского округа в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения на территории Вознесеновской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа.

Возложить на администрацию Шебекинского городского округа и Купинскую территориальную администрацию администрации Шебекинского городского округа в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения на территории Купинской территориальной администрации администрации Шебекинского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области.

Судья Е.А. Ермошин

Мотивированное решение суда изготовлено 20.10.2023.