Дело № 2а-98/2020
УИД 45RS0006-01-2020-000068-68
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 4 марта 2020 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Гончарука С.Е.,
при секретаре судебного заседания Шестаковой Г.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области о признании перерасчёта транспортного налога незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 3 по Курганской (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области) о признании перерасчёта транспортного налога незаконным. В обоснование административного иска указал, что с 11.09.1990 является владельцем автомобиля Москвич ИЖ-2715 и по настоящее время оплачивал транспортный налог на основании налоговых уведомлений от ответчика. Данный автомобиль считался легковым и налоговая ставка составляла вначале 5 руб. за 1 лошадиную силу, а затем 10 руб. Задолженности по уплате налога он не имел. В сентябре 2019 года он получил налоговое уведомление об уплате транспортного налога за автомобиль по налоговой ставке 10 руб. за 1 лошадиную силу, как за легковой автомобиль. 23.10.2019 данный налог он оплатил. В начале ноября 2019 года он получил новое налоговое уведомление №* от 28.10.2019, в котором произведён перерасчёт транспортного налога на указанный автомобиль за последние три года по ставке 25 руб. за 1 лошадиную силу, то есть как за грузовой автомобиль. К грузовым автомобилям относятся автомобили, за исключением относящихся к категории «Д», разрешённая масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест не превышает 8. Согласно карточке учёта транспортного средства от 08.11.2019, выданной начальником РЭО №1 г. Шадринска МРЭО ГИБДД УМВД России по Курганской области, его автомобиль Москвич ИЖ-2715 имеет массу без нагрузки 1100 кг, разрешённая максимальная масса – 1590 кг, мощность двигателя 73,5 л.с. и относится к категории «В». Полагал отнесение его автомобиля к категории «грузовые автомобили» в связи с тем, что в карточке учёта транспортного средства указан тип кузова «грузовой фургон» является несостоятельным. Грузовой фургон – это не тип транспортного средства, а тип кузова, в данном случае – легковой цельнометаллический фургон со съёмным верхом. По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утверждённым постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 2359, автомобиль Москвич ИЖ-2715 относится к легковым автомобилям (код 15 3410165 – автомобили легковые специальные фургоны). Просил отказать Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области в доначислении транспортного налога на автомобиль Москвич ИЖ 2715, г.н. №*, оставив прежнюю налоговую ставку налога – 10 руб. за 1 лошадиную силу.
В судебном заседании административный истец ФИО1 полностью поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 административный иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснил, что согласно карточке учёта транспортного средства, выданной УГИБДД УМВД Курганской области, за ФИО1 на праве собственности с 01.01.2001 зарегистрировано транспортное средство марки ИЖ-2715 категории «В», тип – «грузовой фургон», мощность двигателя 73,5 л.с., масса без нагрузки 1100 кг, разрешенная максимальная масса 1590 кг. Согласно приложению №3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённому Приказами МВД РФ № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, к категории «В» относятся как легковые, так и грузовые автомобили. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: 1 - легковой автомобиль, 7 – фургоны. Таким образом, автомобиль ИЖ-2715 не относится к легковым, поскольку вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана 7. В 2019 году в ходе ревизии было установлено, что на принадлежащий ФИО1 автомобиль марки ИЖ-2715 начисления ведутся как за легковой автомобиль. Инспекцией был произведён перерасчёт транспортного налога по данному автомобилю с легкового транспортного средства на грузовое транспортное средство мощностью двигателя 73,5 л.с. по ставке 25 рублей с каждой лошадиной силы в соответствии со ст. 1 Закона Курганской области «О транспортном налоге», и ФИО1 было направлено уточненное налоговое уведомление №* от 28.10.2019 на уплату транспортного налога в срок до 18.12.2019 в сумме 2319 рублей. Ссылку ФИО1 на общероссийский классификатор ОКО 13-214 (СНС-2008), согласно которому автомобиль ИЖ-2715 относится к легковым автомобилям специальные фургоны, представитель административного истца считал несостоятельной, так как данный классификатор не является нормативным документом, не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой НК РФ, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.
Определением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 19.02.2020 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области.
Представитель УГИБДД УМВД России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на административный иск, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя, в удовлетворении требований о признании перерасчёта транспортного налога ФИО1 отказать. Указал, что до 2000 года все сведения о зарегистрированных транспортных средствах в подразделениях Госавтоинспекции хранились в бумажных картотеках. После 2000 года началось создание информационных систем и информация из бумажных картотек переносилась в эти системы в ручном режиме. Согласно сведений, содержащихся в федеральной информационной системе Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М), карточка на транспортное средство ИЖ-2715, государственный регистрационный знак №* заведена 01.01.2001 (первичная регистрация) и содержит следующую информацию: код типа – 3, категория – В, модель двигателя №*, номер шасси (рамы) – отсутствует, номер кузова (прицепа) №*, код цвета кузова <данные изъяты>, мощность двигателя – отсутствует, объём двигателя – отсутствует, масса разрешённая (без нагрузки) – 1590/1100 кг, владелец транспортного средства: ФИО1, адрес регистрации: <адрес>. В связи с тем, что карточка транспортного средства содержала неполную информацию, 29.03.2012 была произведена её корректировка: графа «код типа» была дополнена информацией «грузовой фургон», также были дополнены паспортные данные о владельце транспортного средства. С момента первичной регистрации 01.01.2001 «код типа» у транспортного средства ИЖ-2715 в информационной системе Госавтоинспекции не изменялся. Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённому совместным приказом МВД России № 496, Минпродэнерго России №192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, в паспорте транспортного средства указывается его марка, модель, категория, наименование (тип транспортного средства) и другие данные. Информация о том, что на автомобиль ИЖ-2715, г.н. №* выдавался паспорт транспортного средства в информационной системе Госавтоинспекции отсутствует. Данное транспортное средство поставлено на регистрационный учёт на основании его технического паспорта №*, в котором не указан тип транспортного средства и его характеристики. В приложении №1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, приведена классификация транспортных средств по категориям, в соответствии с которой транспортное средство ИЖ-2715 относится к категории N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава: 1-я цифра обозначает класс АТС, 2-ая цифра – тип АТС, 3-я и 4-я цифры индекса указывают на порядковый номер модели. Исходя из данной классификации, маркировку модели транспортного средства ИЖ-2715 можно расшифровать как 2 – полный вес свыше 1,2 до 2 т, 7 – фургон. Фургоны относятся к грузовым автомобилям.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением реактивных), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Нормами ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки для исчисления транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Курганской области введён Законом Курганской области от 26.11.2002 № 255, в статье 2 которого установлены следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – в размере 10 руб., для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – в размере 25 руб.
Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрировано транспортное средство – автомобиль ИЖ-2715, государственный регистрационный знак №*. Согласно уведомлению №* от 22.08.2019 исчислен налог за 2018 год на данный автомобиль как за легковой в размере 514 руб. по ставке 10 руб. с каждой лошадиной силы, налоговая база 73,5, срок уплаты не позднее 02.12.2019.
Позднее Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области был произведён перерасчёт транспортного налога по данному автомобилю за 2016-2018 годы как за грузовое транспортное средство мощностью двигателя 73,5 л.с. по ставке 25 рублей с каждой лошадиной силы, ФИО1 направлено уточненное налоговое уведомление №* от 28.10.2019 на уплату транспортного налога в сумме 2319 руб. в срок до 18.12.2019. Из пояснений представителя Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области следует, что в ходе ревизии в 2019 году было установлено, что начисления налога на принадлежащий ФИО1 автомобиль марки ИЖ-2715 ошибочно велись как за легковой автомобиль, хотя в выданной УГИБДЦ ГУВД Курганской области карточке учёта транспортного средства его категория указана «В», тип – «грузовой фургон», масса без нагрузки 1100 кг, разрешенная максимальная масса 1590 кг.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Из положений ст. 362 НК РФ следует, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено этой же статьёй. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются ГИБДД МВД России (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@, в которой предусмотрены такие показатели, как тип транспортного средства, его категория, объём и мощность двигателя и другие).
Согласно сведений, содержащихся в федеральной информационной системе Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М), карточка на автомобиль ИЖ-2715, государственный регистрационный знак №*, заведена 01.01.2001 (первичная регистрация) и содержала следующую информацию: код типа – 3, категория – В, модель двигателя ДЭ2726294, номер шасси (рамы) – отсутствует, номер кузова (прицепа) 73380, код цвета кузова 6 синий, мощность двигателя – отсутствует, объём двигателя – отсутствует, масса разрешённая (без нагрузки) – 1590/1100 кг. 29.03.2012 была произведена корректировка реквизитов карточки: графа «код типа» была дополнена информацией «грузовой фургон», также были дополнены паспортные данные о владельце транспортного средства.
При этом данные о паспорте транспортного средства (серия, номер, дата выдачи) в карточке отсутствуют. Из письменных возражений представителя УГИБДД УМВД России по Курганской области на административный иск следует, что указанное транспортное средство поставлено на регистрационный учёт на основании его технического паспорта №*, в котором отсутствует информация о типе транспортного средства и его характеристиках.
Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации, а именно: Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее по тексту – Конвенция о дорожном движении); Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённым совместным приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее по тексту – Положение о ПТС); международными правилами, разрабатываемыми Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН; Техническим регламентом таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств» (далее по тексту – Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011.); ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст (далее по тексту – ГОСТ Р 52051-2003); Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» (утв. Минавтопромом СССР 30.06.1966).
В силу норм п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учёте, его государственный учет не прекращён и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Порядок регистрации транспортного средства определён постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», согласно пункту 2 которого все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России).
Из пункта 2 Положения о ПТС следует, что на полнокомплектные транспортные средства, подлежащие регистрации в ГИБДД МВД России, выдаются паспорта.
Паспорт транспортного средства – это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие «одобрения типа транспортного средства» (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.). По классификации Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, относятся к категории N1.
Согласно пункту 3 Приложения № 1 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, относятся к категории N, а транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т – к категории N1.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 52051-2003 механические транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т, относятся к категории N1.
Пунктом 28 Положения о ПТС установлено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, в которой автомобили, разрешённая максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, отнесены к категории «В».
В приложении № 3 к Положению о ПТС приведена сравнительная таблица, согласно которой автомобили с характеристиками категории «B» по классификации Конвенции о дорожном движении соответствуют категории N1 – механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, то есть относятся к грузовым автомобилям.
В подпункте «а» п. 3 Положения о ПТС разъяснено, что в целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства, в том числе грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные в карточке учёта транспортного средства категория и тип автомобиль ИЖ-2715, государственный регистрационный знак №*, в совокупности характеризуют его как грузовой автомобиль.
Кроме того, Минюстом России (письмо от 21.09.2009 № 03-2609) предписано в целях организации эксплуатации транспортных средств руководствоваться распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Согласно данных методических рекомендаций в Российской Федерации вместе с новой международной классификацией автотранспортных средств также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. 1-я цифра обозначает класс АТС, 2-ая цифра – тип АТС, 3-я и 4-я цифры индекса указывают на порядковый номер модели. Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» – легковой автомобиль; «2» – автобусы; от «3» до «7» и «9» – грузовые автомобили, где «7» – фургоны.
Исходя из данной классификации, маркировку модели транспортного средства ИЖ-2715 можно расшифровать как 2 – полный вес свыше 1,2 до 2 т, 7 – фургон.
Сведений о каких-либо регистрационных мероприятий по изменению типа принадлежащего административному ответчику транспортного средства с «легкового» на «грузовой» материалы дела не содержат.
Суд признаёт, что перерасчёт размера транспортного налога ФИО1 за 2016-2018 годы Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области сделан с применением налоговой ставки для категории «грузовые автомобили» обоснованно на основании сведений, полученных из УГИБДД УМВД России по Курганской области, указывающих на отнесение автомобиля ФИО1 к типу «грузовой фургон». У административного ответчика при исчислении транспортного налога не имелось оснований для отнесения автомобиля административного истца к легковому автотранспорту.
Таким образом, требования административного истца ФИО1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 186, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области об отказе в доначислении транспортного налога на автомобиль «Москвич ИЖ 2715» г.н. №* оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца.
Судья С.Е. Гончарук