Дело № 2а-98/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Исетское 4 апреля 2018 года
Решение в окончательной форме принято 9 апреля 2018 года.
Исетский районный суд Тюменской области в составе
председательствующего судьи Устиновой З.М.,
при секретаре Андроновой Л.А.,
с участием помощника прокурора Исетского района Крыловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Исетского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Коммунаровское сельское поселение к администрации Коммунаровского сельского поселения о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Исетского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Коммунаровское сельское поселение обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Коммунаровскому сельского поселения о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Исетского района Тюменской области проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, об оформлении прав муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что на территории Коммунаровского сельского поселения находятся действующие места захоронения по адресам: <адрес> Однако до настоящего времени земельные участки под общественными кладбищами на кадастровый учет не поставлены, права на земельные участки, расположенные под местами захоронения на территории поселения, в установленном законом порядке не зарегистрированы. Не принятие ответчиком мер по регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в установленном законом порядке не позволяет муниципальному образованию Коммунаровское сельское поселение совершать в полном объеме действия связанные с владением пользованием и распоряжением данным имуществом, в том числе выделить бюджетные средства на его содержание, закрепить за муниципальным предприятием или учреждением, что негативно сказывается на состоянии имущества, а значит, возникает угроза чрезвычайных ситуаций. Прокурор просит суд обязать администрацию Коммунаровского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в установленном законом порядке права пользования земельными участками находящимися под общественными кладбищами по адресу: <адрес>
Прокурор Крылова Н.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями закреплены отдельные вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 6 Устава Исетского муниципального района, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия по вопросам содержание на территории муниципального района только межпоселенческих мест захоронения.
В соответствии со ст. 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Из материалов дела установлено, что на территории Коммунаровского сельского поселения <адрес> находятся действующие места захоронения по адресам: <адрес>. Документы, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены.
Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Коммунаровского сельского поселения, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Коммунаровского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных на территории Коммунаровского сельского поселения.
При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Поскольку, отсутствие определенных границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Коммунаровское сельское поселение, удовлетворить.
Обязать администрацию Коммунаровского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в установленном порядке права пользования земельными участками, находящимися под общественными кладбищами по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Исетский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись З.М. Устинова
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: З.М. Устинова