ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-98/2021 от 22.03.2021 Октябрьского городского суда (Самарская область)

УИД:

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 марта 2021 года г. Октябрьск

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Филатовой О.Е., с участием административного истца Филипеня Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филипеня Н.Е. к Управлению Росреестра по Самарской области об обязании выдать подтверждение о принадлежности ему жилой площади в размере 135,8 кв.м.,

у с т а н о в и л:

Филипеня Н.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области об обязании выдать подтверждение о принадлежности ему жилой площади в размере 135,8 кв.м. по адресу: <адрес>.

Из административного иска следует, чтоФилипеня Н.Е. проживает по <адрес> строении общей площадью 278,5 кв.м.. В данном строении согласно технической документации (Технического Паспорта и Экспликации) расположены технические помещения, не относящиеся к жилым, помещения №, 2, 3, 4 по Техническому плану, а именно: 1- коридор площадью 11,2 кв.м., 2- предбанник площадью 3,2 кв.м., 3- баня площадью 3,2 кв.м., 4- котельная площадью 6,0 кв.м.. Эти помещения расположены ниже цокольного перекрытия на 0,6 м. по отношению к жилым помещениям. <адрес> данных помещений 23,6 кв.м.. С наружной стороны данного строения пристроен гараж площадью 36,4 кв.м., с верандой над ним площадью 37,4 кв.м.. Эти помещении с домом имеют лишь одну общую стену. Крыша гаража с верандой раздельная. В данном строении согласно Технического Паспорта и Экспликации к нежилой площади относится 97,4 кв.м. строения. Согласно п.5 ст. 15 ЖК РФ и Распоряжения Министерства Регионального развития РФ от 22.11.2012г. № 29433 - ВК/19, при определении платы за коммунальные услуги перечисленная площадь в общую жилую площадь включаться не должна. Если в Росреестре зарегистрирована общая площадь, то должны руководствоваться данными Технического Паспорта и Экспликации. Региональный оператор ООО «ЭКОСТРОЙРЕСУРС» при определении объема ТБО руководствуется только данными, полученными с электронных носителей и требованиями правил №354, утвержденных Правительством РФ 06.05.2011 года, подпунктом «Д» п-та 31 руководствоваться не желает, а требует данные только от Росреестра. Руководствуясь ст.15 ЖК РФ и Указанием Министерства Регионального развития от 22.1.2012 г. № 29433 - ВК/19, в строении по <адрес>, общая жилая площадь, на которую могут начисляться тарифы за коммунальные услуги, согласно Технического паспорта и Экспликации составляет, 181,1 кв.м.. Так как он является собственником 3/4 доли данной постройки, то ему принадлежит 135,8 кв.м. жилой площади, на которую распространяется тариф за вывоз и переработку ТБО. Просит обязать Управление Росреестра по <адрес> выдать подтверждение о принадлежащей ему жилой площади в размере 135,8 кв.м. или подтвердить эти данные собственным решением.

Административный истец Филипеня Н.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и показал, что проживает по <адрес> в <адрес> и имеет в собственности 135,8 кв.м. жилой площади. Региональный оператор ООО «ЭКОСТРОЙРЕСУРС» при определении объема ТБО руководствуется только данными, полученными с электронных носителей и требованиями правил №354, утвержденных Правительством РФ 06.05. 2011 года, подпунктом «д» п.31 руководствоваться не желает, а требует данные только от Росреестра. Он дважды обращался в Управление Федеральной службы Росреестра по Самарской области, чтобы ему выдали новое свидетельство о собственности на строение по адресу: <адрес> или выписку из ЕГРН о том, что жилая площадь данного дома составляет 135, 8 кв.м., а не 278,5 кв.м., как указано в квитанциях. Однако Управление Федеральной службы Росреестра по Самарской области отказало ему в его просьбе. Фактически он обжалует отказ Управления Федеральной службы Росреестра по Самарской области. Росреест, при предоставлении технического паспорта, может внести сведения о площади дома. Он обратился в Росреестр, чтобы ему выдали справку о размере площади его дома, но ему её не дали. Просит обязать Росреест выдать ему справку, согласно технической документации, о площади дома. Ему принадлежит 135,8 кв.м. жилой площади от всего дома. Остальная площадь дома принадлежит его внукам, которые в доме не живут.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление Филипеня Н.Е., из которого следует, что согласно ч. 2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом сведений. По сведениям ЕГРН в общей долевой собственности Филипеня Н.Е. (доля в праве 3/4) находится жилой дом с кадастровым номером , площадью 278,50 кв.м. Иных сведений о площади жилого дома ЕГРН не содержит. В реестровом деле в отношении жилого дома имеется выписка из технического паспорта от 18.08.2006 , выданная Октябрьским филиалом ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», согласно которой общая площадь жилого дома составляет 278,5 кв.м., аналогичная информация содержится в Акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденный Постановлением Главы городского округа Октябрьск от 27.07.2006 №324 №542. Учитывая, что сведения ЕГРН соответствуют документам, имеющимся в реестровом деле и содержащим технические характеристики жилого дома, можно сделать вывод об отсутствии в сведениях ЕГРН технической ошибки о площади жилого дома. В Управление Росреестра по Самарской области документы, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о принадлежащем истцу жилом доме и содержащие необходимые для ее исправления сведения, либо вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки, не поступали, в том числе истец с заявлением об исправлении такой ошибки с приложением технического плана, подготовленного в соответствующих целях, в орган регистрации прав в порядке, определенном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, не обращался. Принятие решения об исправлении реестровой ошибки осуществляется по результатам рассмотрения представленных документов, исходя из достаточности содержащихся в них сведений. Просит в удовлетворении административного иска Филипеня Н.Е. отказать.

Суд, выслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц Управления Росреестра по Самарской области, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Часть 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на лиц, участвующих в деле, обязанность доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом на административного истца в силу ст. 226 КАС РФ возложена обязанность доказать нарушение прав административного истца оспариваемыми действиями, а также соблюдения сроков на обращение в суд.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 02 июля 2020 года в Управление Росреестра г. Октябрьска от Филипеня Н.Е. поступило заявление, в котором он просит выдать ему новое свидетельство о собственности на строение по адресу: <адрес>, в связи с тем, что в октябре 2013 года он передал в собственность своим внукам ФИО5 и ФИО4 по 1/8 доли данного строения. Следовательно ему принадлежит 3/4 доли указанного строения.

По результатам рассмотрения зявления и.о. начальника Октябрьского отдела Управления Росреестра по Самарской области от 15.07.2020г. в адрес Филипеня Н.Е. направлен ответ, в котором рекомендовано Филипеня Н.Е. обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для получения выписки из единого государственного реестра недвижимостина объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Размер платы за предоставление данной выписки, согласно Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации №291 от 10.05.2016 г. «Об установлении платы за предоставление сведений, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости», для физических лиц составляет 870 рублей.

Далее, 13 января 2021 года в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Октябрьска от Филипеня Н.Е. поступило заявление, в котором он просит затребовать из Управления Росреестра выписку из регистрационных документов о принадлежащей ему жилой площади в размере 135,825 кв.м. в строении по <адрес>.

По результатам рассмотрения заявления директором Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг г. Октябрьска от 15.01.2021г. в адрес Филипеня Н.Е. направлен ответ, в котором указано, что выписку из Единого государственного реестра прав недвижимого имущества на объект недвижимого имущества может заказать любое физическое или юридическое лицо. Это можно сделать непосредственно на официальном сайте Росреестра либо обратившись в любой МФЦ РФ. Согласно Приказу Росреестра от 13.05.2020г. № П/0145 за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, взимается плата. Плата за запрашиваемую Филипеня Н.Е. Выписку из ЕГРН составляет 460 рублей. Запросить вышеуказанную информацию бесплатно могут судебные и правоохранительные органы. Сведения будут предоставлены в течение 3 рабочих дней со дня получения ими запроса.

Обращаясь в Октябрьский городской суд, административный истец выражает несогласие с действиямиУправления Росреестра по Самарской области, выразившиеся в том, что ему было отказано в выдаче Выписки из ЕГРН о принадлежности ему жилой площади в размере 135,8 кв.м. в строении по <адрес>.

В материалах дела имеется Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: <адрес>, которая содержит в том числе сведения об общей площади жилого дома, которая составляет 278,5 кв.м., сведения о зарегистрированных правах, а именно, правообладателями указанного объекта недвижимости являются ФИО4 (1/8 доли в праве), Филипеня Н.Е. (3/4 доли в праве), ФИО5 (1/8 доли в праве).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 28Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В силу п.п. 1, 7, 12 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке, сведения, указанные в части 6 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно п. 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2016 N 44241) приказано наделить ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что письмо Октябрьского отдела Управления Росреестра по Самарской области от 15.07.2020г. отказом не является, а является разъяснением порядка получения выписки из ЕГРН, оспаривание которого действующим законодательством не предусмотрено.

Вышеуказанный ответ не является решением или действием органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственных или муниципальных служащих, в результате которого нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод, и которое является предметом судебного обжалования в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку данный ответ, в частности, не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для административного истца.

Административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов. Оспариваемым ответом на него не были возложены никакие обязанности, не создавались препятствия в осуществлении прав.

Кроме того, само по себе обжалование содержания ответа на обращение в случае несогласия с ним действующим законодательством не предусмотрено, о чем свидетельствуют положения п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Действующим законодательством не предусмотрено предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а именно выдача отдельной Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, находящемся в общей долевой собственности, одному из собственников доли объекта недвижимости с указанием в ней жилой площади объекта недвижимости, принадлежащей ему в соответствии с долей в праве.

Так же суд разъясняет, что своим решением суд не может подтвердить заявителю размер жилой площади в жилом доме, рассчитанный самостоятельно. При принятии решения суд руководствуется представленными сторонами доказательствами, полученными от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Данные обстоятельства закреплены в ч. 5 ст. 84 КАС РФ где сказано, что при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Как было уже сказано выше, в судебное заседание была представлена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: <адрес>, которая содержит в том числе сведения о площади жилого дома, которая составляет 278,5 кв.м.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Филипеня Н.Е..

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Филипеня Н.Е. к Управлению Росреестра по Самарской области об обязании выдать подтверждение о принадлежности ему жилой площади в размере 135,8 кв.м. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Решение в окончательном виде принято 29 марта 2021 года.

Председательствующий: судья М.А. Баринов