ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-990/2022 от 21.04.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-990/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Савельевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Манжеевой Л.М.,

с участием прокурора Чуба А.В.,

представителей Администрации г. Элисты Санджиева Ц.Н., Минзема РК Баянова М.В., Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и РК Лиджиева С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Элисты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты о возложении обязанности установления ограждения и проведения рекультивации земельных участков,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Элисты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой г. Элисты проведена проверка законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки, проведенной совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия установлено, что в 250 метрах северо-восточнее дома №83 по ул. Калачинская г.Элисты Республики Калмыкия расположен разобранный тупиковый участок подъездного железнодорожного пути не общего пользования. Вдоль данного пути расположены 2 резервуара для хранения битума:

резервуар №1, размером 15м х 25м (46°19’22.9” с.ш. 44°18’01.2” в.д.);

резервуар №2, размером 15м х 22м (46°19’22.5” с.ш. 44°18’02.6” в.д.).

К юго-востоку от резервуара №2 обнаружены три нарушенных земельных участка, загрязненных жидкими и пастообразными отходами, содержащими нефтепродукты:

- участок №1, состоящий из обвалованного и близлежащих загрязненных земельных участков, общей площадью 627м2, размером 33м х 19м (46°19’21.1”с.ш. 44°18’03.9” в.д.);

- участок №2, общей площадью 133м2, размером 19м х 7м (46°19’21.8” с.ш. 44°18*02.7” в.д.);

- участок №3, общей площадью 28м2, размером 7м х 4м (46°19’18.9” с.ш. 44°18*04.9” в.д.).

Из информации Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия следует, что места загрязнения нефтепродуктами находятся на следующих земельных участках:

с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 15000 кв.м.;

с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 502 кв.м.;

с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 1440 кв.м.;

- с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 502 кв.

Из загрязненных земельных участков специалистами Филиала ФГБУ « ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области произведен отбор проб отходов и почвы.

По результатам экспертного заключения №179 от 29.06.2020 отмечено значительное превышение концентрации нефтепродуктов в местах загрязнения по сравнению с фоновыми точками.

Согласно приказу Минприроды России от 04.12.2014 №536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», проанализированная проба отходов №201 может быть отнесена к III классу опасности для окружающей природной среды, проанализированные пробы отходов №202, №203 могут быть отнесены к IV классу опасности для окружающей природной среды.

В связи с этим установлено, что должностными лицами Администрации Элисты контроль за состоянием вышеуказанных земельных участков надлежащим образом не осуществлялся, что привело к нарушению прав и законных интересов граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. До настоящего времени Администрацией г. Элисты работы по очистке территории с последующей рекультивацией грунта не проведены. В соответствии с ч.5,6 ст. 1.6 Постановления Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 11.11.2015 г. №5671 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории города Элисты» осуществление муниципального земельного контроля направлено на своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращение и ликвидацию захламлений, загрязнений и других процессов, вызывающих деградацию земель, и приведение земельных участков в пригодное для использования состояние.

Установленное в результате проверок превышение содержания нефтепродуктов в почве свидетельствует о том, что органом местного самоуправления - Администрацией г. Элисты не принимаются необходимые и достаточные меры для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания чистоты и порядка на указанной территории. Невыполнение органом местного самоуправления своих полномочий стало причиной загрязнения земельных участков. Кроме того, по состоянию на 06.02.2022г. указанные резервуары для хранения битума, находящиеся в черте города, не огорожены, в связи с чем представляют угрозу для жизни или здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. В этой связи резервуары подлежат сплошному ограждению по своему периметру.

Просит возложить на Администрацию города Элисты обязанность установить сплошное ограждение 2 резервуаров для хранения битума, расположенных на сдельных участках с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 15000 кв.м.; провести рекультивацию земельных участков, загрязнённых химическими веществами, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Чуб А.В. поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации города Элисты Санджиев Ц.Н. исковые требования не признал, указал, что земли не разграничены. Ответственным за земли с не разграниченными территориями является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, которое и будет являться надлежащим ответчиком по делу.

Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Баянов М.В. исковые требования поддержал.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Лиджиев С.П. исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов и окружающей среды РК в судебное заседание не явился.

Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу части 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018г. № 800 об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель содержит требования к рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.

Пунктом 4 Правил проведении рекультивации и консервации земель, предусмотрено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством ( п.п. «в» Правил).

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемилогического благополучия населения ( пункт 5 Правил).

В силу пункта 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 8 указанных Правил установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или доведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель (п. 26 Правил).

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Часть 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указывают, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены основные принципы охраны окружающей среды, к которым относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Пунктом 2 статьи 51 указанного Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- 3 определен запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.5,6 ст. 1.6 Постановления Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 11.11.2015 г. №5671 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции «осуществление муниципального земельного контроля на территории города Элисты» осуществление муниципального земельного контроля направлено на своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращение и ликвидацию захламлений, загрязнений и других процессов, вызывающих деградацию земель, и приведение земельных участков в пригодное для использования состояние.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 ноября 2016 года № 353 «О государственной программе Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды» утверждена государственная программа Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды». Этапы и сроки реализации подпрограммы 2019-2024 годы. В Паспорте подпрограммы 3 «Создание системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Калмыкия» предусмотрено мероприятие по выполнению проектно-изыскательских работ по рекультивации свалок, которое будет проведено силами соответствующих органов местного самоуправления, а затем указанные объекты размещения отходов будут рекультивированы в соответствии с разработанными проектами.

В Перечне ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы (Приложение №2 к ГК РК «Охрана окружающей среды) предусмотрено выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации свалок, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления РК (п.3.2.3), ликвидация и рекультивация свалок на территории муниципальных образований, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления РК (п.3.2.4).

Судом установлено, что прокуратурой г. Элисты совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проведена исполнения законодательства об охране окружающей среды. По результатам проверки установлено, что в 250 метрах северо-восточнее дома №83 по ул. Калачинская г. Элисты Республики Калмыкия расположен разобранный тупиковый участок подъездного железнодорожного пути не общего пользования. Вдоль данного пути расположены 2 резервуара для хранения битума:

резервуар №1, размером 15м х 25м (46°19’22.9” с.ш. 44°18’01.2” в.д.);

резервуар №2, размером 15м х 22м (46°19’22.5” с.ш. 44°18’02.6” в.д.).

К юго-востоку от резервуара №2 обнаружены три нарушенных земельных участка, загрязненных жидкими и пастообразными отходами, содержащими нефтепродукты:

- участок №1, состоящий из обвалованного и близлежащих загрязненных земельных участков, общей площадью 627м2, размером 33м х 19м (46°19’21.1”с.ш. 44°18’03.9” в.д.);

- участок №2, общей площадью 133м2, размером 19м х 7м (46°19’21.8” с.ш. 44°18*02.7” в.д.);

- участок №3, общей площадью 28м2, размером 7м х 4м (46°19’18.9” с.ш. 44°18*04.9” в.д.).

Из загрязненных земельных участков специалистами Филиала ФГБУ « ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области произведен отбор проб отходов и почвы.

По результатам экспертного заключения №179 от 29.06.2020 отмечено значительное превышение концентрации нефтепродуктов в местах загрязнения по сравнению с фоновыми точками.

Согласно приказу Минприроды России от 04.12.2014 №536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», проанализированная проба отходов №201 может быть отнесена к III классу опасности для окружающей природной среды, проанализированные пробы отходов №202, №203 могут быть отнесены к IV классу опасности для окружающей природной среды.

Прокурором г. Элисты в адрес Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия выносилось представление от 07.12.2020 г. о проведении работ по очистке территории с последующей рекультивацией грунта. В ответе от 11.01.2021 г. на указанное представление министр по земельным и имущественным отношениям РК указал, что вины должностных лиц министерства в неисполнении требований земельного законодательства нет, поскольку полномочия по ликвидации несанкционированного размещения отходов на министерство не возложены.

В письменных ответах Администрации г. Элисты в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 10.08.2021 г., прокурору г. Элиста от 14.01.2022 г. Администрация г. Элисты указали, что участки, на которых выявлены места сбросов нефтеотходов относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению указанными земельными участками осуществляет Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. В настоящее время в целях ограничения доступа на загрязненную нефтью территорию МБУ «Городское зеленое хозяйство» выполнены работы по установке информационных щитов в количестве 6 шт. В целях ликвидации загрязнений был разработан проект комплексной рекультивации нефтезагрязненных земель на территории г. Элиста Республики Калмыкия. Разработчик – ООО «Научно-технический центр «Вектор» (г. Ставрополь). Общая стоимость биологического этапа рекультивации составляет 7299,73 тыс. руб.

По факту несанкционированного сбора нефтепродуктов следственным отделом по г. Элисте Следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия было возбуждено уголовное дело № <данные изъяты> по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, которое 25.12.2020 г. было прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УК РФ – в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Согласно информации Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (письмо от 25.09.2020 г. № АГ-07/3504) места загрязнения нефтепродуктами находятся на следующих земельных участках:

с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 15000 кв.м.;

с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 502 кв.м.;

с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 1440 кв.м.;

- с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилая застройка, площадью 502 кв.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11.02.2022 г. следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателях на: земельный участок, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, Восточная промзона, западнее кад. № <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 15000+/- кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под спортивную оздоровительную площадку; земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, площадью 502+/-8 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – жилая застройка; земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1440+/-13 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – жилая застройка; земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 502+/-8 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – жилая застройка.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор г. Элиста указал на выявленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, меры к устранению которых не приняты.

По состоянию на 06.02.2022г. резервуары для хранения битума, находящиеся в черте города, не огорожены, в связи с чем, представляют угрозу для жизни или здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. В этой связи резервуары подлежат сплошному ограждению по своему периметру.

Таким образом, судом установлено, что должностными лицами Администрации Элисты контроль за состоянием вышеуказанных земельных участков надлежащим образом не осуществлялся, что привело к нарушению прав и законных интересов граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. До настоящего времени Администрацией г. Элисты работы по очистке территории с последующей рекультивацией грунта не проведены. Установленное в результате проверок превышение содержания нефтепродуктов в почве свидетельствует о том, что органом местного самоуправления - администрацией г. Элисты не принимаются необходимые и достаточные меры для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания чистоты и порядка на указанной территории.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Ссылка представителя административного ответчика, что рекультивация спорных земельных участков является обязанностью Министерства по земельным и имущественным отношениям РК, осуществляющего распределение земель на территории города, собственность на которые не разграничена, не основана на вышеуказанных правовых актах.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора города Элисты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты о возложении обязанности установления ограждения и проведения рекультивации земельных участков удовлетворить.

Обязать Администрацию города Элисты установить сплошное ограждение 2 резервуаров для хранения битума, расположенных на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Республика Калмыкия, г. Элиста, Восточная промзона, западнее кад. № <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 15000 кв.м.; провести рекультивацию земельных участков, загрязнённых химическими веществами, с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенных по адресным ориентирам: <данные изъяты>, западнее кад. № <данные изъяты>, <данные изъяты>, участок №18, <данные изъяты>, участок №104, <данные изъяты>, участок № 17, в срок до 31 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Савельева

Решение в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2022 года