ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-991/2021 от 27.08.2021 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№ 2а-991/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2021 года г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Успановой Г.Т.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании Наримановского районного суда Астраханской области, по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов ул. Волжская, 2 административное дело № 2а-991/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Романову Алексею Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области обратилась в суд с иском к Романову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик Романов А.А. в период с 27 июня 2012 года по 29 июня 2015 года являлся индивидуальным предпринимателем.

Ввиду неуплаты Романовым А.А. страховых взносов, ответчику было направлено требование об уплате налога, пени от 30 июня 2020 года на сумму задолженности в размере 7 817 рублей 52 копейки, включающую пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 2 474 рубля 14 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 742 рубля 21 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии в размере 2 544 рубля 78 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 года, прочие начисления в размер 2 056 рублей 39 копеек.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налога, налоговый орган обратился в судебный участок Наримановского района Астраханской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Романова А.А. задолженности.

Вынесенный 13 января 2021 года мировым судьей судебного участка Наримановского района Астраханской области судебный приказ о взыскании с Романова А.А. задолженности по налогам, ввиду поступившего от ответчика возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 19 января 2021 года отменен.

Поскольку сумма задолженности по страховым взносам погашена ответчиком частично, административный истец просил взыскать с Романова А.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 года, прочие начисления в размер 2 056 рублей 39 копеек.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик Романов А.А. обратился в суд с возражением на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований о взыскании пени в размере 2 056 рублей 39 копеек отказать в полном объеме, указав о пропуске налоговым органом трехлетнего срока для обращения в суд. В обоснование доводов указал о том, что предпринимательская деятельность прекращена им 19 января 2015 года, а административное исковое заявление подано в суд в июне 2021 года. Также указал, что требование налогового органа от 30 июня 2020 года не является доказательством неисполнения плательщиком обязательств, поскольку выставлено с нарушением статей 69,70 Налогового кодекса РФ.

Представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Астраханской области направил в суд отзыв на возражение административного ответчика, в котором указал, что ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в Федеральный фонд ОМС до 1 января 2017 года, недоимка составила 8 399 рублей 73 копейки, на которую в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ начислена пеня в размере 2 056 рублей 39 копеек, которые были включены в требование от 30 июня 2020 года.

Изучив доводы иска, возражение административного ответчика, отзыв административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов до 31 декабря 2016 года предусмотрен Федеральным законом от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, отнесены к плательщикам страховых взносов, определяемыми в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ, в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что административный ответчик Романов А.А. в период с 27 июня 2012 года по 29 июня 2015 года являлся индивидуальным предпринимателем.

Также материалами дела установлено, что ввиду неуплаты Романовым А.А. страховых взносов, ответчику было направлено требование об уплате налога, пени от 30 июня 2020 года на сумму задолженности в размере 7 817 рублей 52 копейки, включающую пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 2 474 рубля 14 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 742 рубля 21 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии в размере 2 544 рубля 78 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 года, прочие начисления в размер 2 056 рублей 39 копеек.

Как следует из доводов иска, в связи частичной уплатой административным ответчиком страховых взносов, задолженность составляет 2 056 рублей 39 копеек, состоящая из пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 года.

Между тем, оснований для взыскания указанной задолженности, суд не усматривает в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

На основании части 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ предусмотрено право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании части 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

При этом, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ).

Принимая во внимание, что требование об уплате пени по страховым взносам до 1 января 2017 года направлено ответчику только 30 июня 2020 года, то есть со значительным пропуском установленного срока, суд приходит к выводу о нарушении процедуры предъявления требования о взыскании недоимки по налогам.

Кроме того, статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В силу части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Учитывая, что задолженность по уплате пени имела место до 1 декабря 2017 года, при этом недоимка по страховым взносам не превысила размер, определяемый статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», суд полагает, что задолженность по уплате пени подлежит признанию безнадежной ко взысканию и списанию.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с Романова А.А. обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Романову Алексею Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций – оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Г.Т. Успанова