ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-991/2023 от 07.09.2023 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-991/2023

27RS0020-01-2023-001942-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск-на-Амуре 07 сентября 2023 года

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи А.С.Новосёлова

при секретаре Ковцур И.В.,

с участием:

председателя территориальной избирательной комиссии Николаевского района Хабаровского края Старцева Д.А.,

помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Сидоркевича Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зайцева Романа Сергеевича к Территориальной избирательной комиссии Николаевского муниципального района Хабаровского края о нарушении избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Зайцев Р.С., обратился в суд с административным искровым заявлением к территориальной избирательной комиссии Николаевского муниципального района Хабаровского края о нарушении избирательных прав, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что в июле 2023 года в Территориальную Избирательную Комиссию Николаевского муниципального района (ТИК), по адресу ул. Советская 73, им были поданы документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Николаевского муниципального района. Среди прочих документов, в ТИК им была предоставлена собственная биография, для размещения на информационных плакатах, заверенная личной подписью. 1 сентября, в свой выходной день, придя в ТИК, обнаружил изменения в автобиографии, написанную в информационном плакате. Кто-то изменил информацию, поданную им, на информацию, которую этот «кто-то» разместил на информационном плакате для размещения в общественных местах. Более того, стало известно, что информационные плакаты, без согласования изменения информации с ним, уже размещены в общественных местах. Выше заявленным, нарушаются его гражданские права. Нарушаются сроки, которые информационные плакаты должны висеть в общественных местах, определенные Избирательным правом. Расценивает произошедшее, как провокацию и самоуправство, целью которых, было поставлено снижение его избирательного рейтинга. На основании изложенного, просит суд обязать внести изменения в информационный бюллетень с информацией о Заявителе. Обязать принести публичные извинения за допущенное самоуправство, с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

В судебное заседание административный истец не прибыл о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Председатель территориальной избирательной комиссии Николаевского района Хабаровского края Старцев Д.А., с заявленными административными требованиями не согласился, в обоснование чего суду предоставил возражения по заявленным требованиям, из которых следует, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о нарушении избирательных прав. Указанные нарушения, по мнению заявителя, выразились в размещении информации о заявителе в информационном плакате, отличной от той, что им была представлена в территориальную избирательную комиссию Николаевского района при подаче документов для регистрации. Считает, что нарушены «сроки, которые информационные плакаты должны висеть в общественных местах, определённые Избирательным правом». Просит обязать внести изменения в информационный бюллетень с информацией о Заявителе, а также принести публичные извинения за допущенное самоуправство, с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

Территориальная избирательная комиссия Николаевского района не согласна с административным исковым заявлением по следующим основаниям.

Территориальная избирательная комиссия Николаевского района, исполняющая полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления и местного референдума в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края (далее - Комиссия) в принятии своих решений руководствуется Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Избирательным кодексом Хабаровского края (далее - Кодекс), нормативными актами и иными документами, принятыми в соответствии с данными законами.

19.06.2023 решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края № 87-430 были назначены выборы депутатов Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края. Решение опубликовано в газете «Амурский лиман» 21.06.2023.

Постановлением территориальной избирательной комиссии от 28.06.2023 № 33/224-5 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края возложены на территориальную избирательную комиссию Николаевского района.

17.07.2023 года Зайцев роман Сергеевич представил в окружную избирательную комиссию по округу № 1 заявление о согласии баллотировать и необходимые для выдвижения документы. В частности, в качестве сведений о принадлежности к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, статусе в партии, этом общественном объединении было указано «член МО КПРФ Николаевского района, руководитель информационного отдела».

Постановлением окружной избирательной комиссии от 02.08.2023 № 3/6 Зайцев Роман Сергеевич зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края по многомандатному (трехмандатному) избирательному округу № 1.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона № 67-ФЗ информирование избирателей о кандидатах осуществляют комиссии.

С этой целью, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 61 Федерального закона № 67-ФЗ в помещении для голосования избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает, в том числе, биографические данные кандидатов объеме, установленном комиссией, организующей выборы.

Во исполнение указанных требований постановлением Комиссии от 28.06.2023 года № 33/222-5 утвержден Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах при проведении выборов депутатов Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Комплекс мер).

Согласно абзацу четвёртому пункта 5.1 Комплекса мер биографические данные о зарегистрированном кандидате включают в себя следующую информацию:

- сведения, указанные в пункте 1 Комплекса мер;

- информацию об инициаторе выдвижения (если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указание наименования этого избирательного объединения, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру - слово "самовыдвижение");

- иные сведения биографического характера, представленные кандидатом и документально подтвержденные: сведения о трудовом (творческом) пути (согласно записям в трудовой книжке); ученой степени, ученых званиях, почетных званиях (присвоенных, присужденных государственными органами и организациями); наличии государственных наград (перечень государственных наград согласно Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»).

В абзаце восьмом пункта 5.1 Комплекса мер указано, что кандидат вправе предоставить свой проект такой информации, основываясь на вышеизложенных требованиях. При этом комиссия не связана с представленным проектом и вправе самостоятельно вносить в него уточнения, дополнения, а также исключать сведения из представленного проекта, если они имеют признаки агитации, не являются достоверными или не соответствуют законодательству.

Так, в представленных кандидатом автобиографических сведениях указано «в настоящее время - тружусь в авиации», «являюсь Почетным донором», «имею официальный статус Общественный эколог ГУ регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края».

Вместе с тем, в нарушение абзаца седьмого пункта 5.1 Комплекса мер подтверждающих указанные сведения документов вместе с автобиографическими сведениями кандидатом представлено не было.

Вместе с тем, комиссией фраза «тружусь в авиации» была откорректирована в соответствии с представленной кандидатом копией документа о месте работы и должности (справка от 05.07.2023 № Х06-183), а также результатами проверки указанных сведений.

Нагрудный знак "Почетный донор России" не отнесен Указом Президента РФ к государственным наградам. Порядок награждения нагрудным знаком "Почетный донор России" установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 1228.

Данным знаком награждаются доноры крови и (или) ее компонентов, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) 40 и более раз. При подготовке плаката документов, подтверждающих указанные сведения, представлено не было.

В отношении «официального статуса Общественный эколог ГУ регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края» сообщают, что согласно частей 4, 5 статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 12.07.2017 года № 403.

Таким образом, статус общественного экологического инспектора не является ни трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства, ни ученым званием и тем более почетным званием.

В этой связи Комиссией были внесены уточнения в представленные кандидатом сведения, биографические сведения о кандидате были изложены в соответствии с Комплексом мер. Полагают, что действия Комиссии были законными и обоснованными.

В соответствии с абзацем первым пункта 5.1 Комплекса мер в целях исключения ошибок и вопросов перед изготовлением информационного плаката его содержание, размещение фотографий необходимо согласовать с кандидатами, а также с территориальной комиссией.

С этой целью по номеру телефона, указанному кандидатом собственноручнов расписке, поданной при сдаче документов для выдвижения, членами Комиссии с телефонов, в том числе, указанного в расписке,осуществлялись звонки, которые кандидатом Зайцевым Р.С. игнорировались. Копия журнала телефонограмм прилагается. Информация о необходимости согласовать текст информационного плаката, зарегистрированными кандидатами также была доведена до представителя Политической партии «КОМУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», выдвинувшей Зайцева Р.С. кандидатом. 28.08.2023 на его номер телефона было направлено смс-сообщение, которое также осталось без ответа (скриншоты прилагаем). Иной возможности связаться с кандидатом не имелось.

В соответствии с частью 14 статьи 50 Кодекса, участковые комиссии не позднее чем за 9 дней до дня голосования, т.е. 31.08.2023 были обязаны разместить на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах. Кандидат Зайцев Р.С. явился в помещение Комиссии для согласования текста информационного плаката только 01.09.2023.

Полагают, что комиссией были предприняты исчерпывающие действия по получению согласования кандидата. При этом необходимо обратить внимание, что кандидат, в силу выраженной им воли на участие избирательной кампании, действуя добросовестно и с должной предусмотрительностью, должен был проявить необходимую заинтересованность и своевременно отреагировать на входящие звонки Комиссии. Однако ввиду игнорирования звонков Комиссии, получить такое согласие не представилось возможным.

Таким образом, Комиссией было принято решение разместить информацию в соответствии с требованиями Комплекса мер при отсутствии связи с кандидатом.

На основании вышеизложенного, полагают, что действия Комиссии, выразившиеся в размещении сведений биографических сведений о кандидате Зайцеве Р.С. в информационном плакате, были предприняты в соответствии с требованиями статей 45 и 61 Федерального закона № 67-ФЗ, постановления территориальной избирательной комиссии от 28.06.2023 № 33/222-5, являются законными и обоснованными, доводы истца несостоятельны и не соответствуют положениям указанных нормативных актов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, просят суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Зайцева Р.С., к территориальной избирательной комиссии Николаевского района о нарушении избирательных прав в полном объеме.

В судебное заседание представитель избирательной комиссии Хабаровского края не прибыл о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал, что действия территориальной избирательной комиссии Николаевского района были законными и обоснованными. В этой связи, считает, что административное исковое заявление Зайцева Р.С. подлежит оставлению без удовлетворения.

Суд изучив материалы дела, рассмотрев доводы сторон, заключение помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Сидоркевича Д.С., полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку территориальная избирательная комиссия Николаевского района Хабаровского края действовала в рамках закона и возложенных на нее полномочий приходит к следующему:

В соответствии со ст. 239 ч. 2 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст. 244 ч. 1, 2 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с ч. 2.1. ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 года 315 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» (в редакции от 14.05.2015 года № 53), Совет депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» принял Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии с п. 2.7 данного положения, решения конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидатов открытым голосованием простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие – голос заместителя председателя конкурсной комиссии.

В соответствии с п. 5.5 данного положения по окончании собеседования по каждому кандидату проводится открытое поименное голосование. Член комиссии вправе голосовать за нескольких кандидатов. Кандидат представляется конкурсной комиссией в Совет депутатов, если за него проголосует большинство членов комиссии, присутствующих на заседании.

В судебном заседании объективно установлено и подтверждено материалами дела, что административный истец 17.07.2023 года представил в окружную избирательную комиссию по округу № 1 заявление о согласии баллотировать и необходимые для выдвижения документы. В частности, в качестве сведений о принадлежности к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, статусе в партии, этом общественном объединении было указано «член МО КПРФ Николаевского района, руководитель информационного отдела».

Постановлением окружной избирательной комиссии от 02.08.2023 № 3/6 Зайцев Роман Сергеевич зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края по многомандатному (трехмандатному) избирательному округу № 1.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона № 67-ФЗ информирование избирателей о кандидатах осуществляют комиссии.

С этой целью, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 61 Федерального закона № 67-ФЗ в помещении для голосования избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает, в том числе, биографические данные кандидатов объеме, установленном комиссией, организующей выборы.

Во исполнение указанных требований постановлением Комиссии от 28.06.2023 года № 33/222-5 утвержден Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах при проведении выборов депутатов Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Комплекс мер).

Согласно абзацу четвёртому пункта 5.1 Комплекса мер биографические данные о зарегистрированном кандидате включают в себя следующую информацию:

- сведения, указанные в пункте 1 Комплекса мер;

- информацию об инициаторе выдвижения (если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указание наименования этого избирательного объединения, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру - слово "самовыдвижение");

- иные сведения биографического характера, представленные кандидатом и документально подтвержденные: сведения о трудовом (творческом) пути (согласно записям в трудовой книжке); ученой степени, ученых званиях, почетных званиях (присвоенных, присужденных государственными органами и организациями); наличии государственных наград (перечень государственных наград согласно Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»).

В абзаце восьмом пункта 5.1 Комплекса мер указано, что кандидат вправе предоставить свой проект такой информации, основываясь на вышеизложенных требованиях. При этом комиссия не связана с представленным проектом и вправе самостоятельно вносить в него уточнения, дополнения, а также исключать сведения из представленного проекта, если они имеют признаки агитации, не являются достоверными или не соответствуют законодательству.

Таким образом, в полномочия территориальной избирательной комиссии Николаевского района Хабаровского края входило право самостоятельно вносить в него уточнения, дополнения, а также исключать сведения из представленного проекта, если они имеют признаки агитации, не являются достоверными или не соответствуют законодательству.

Так же в судебном заседании установлено, что в представленных кандидатом автобиографических сведениях указано «в настоящее время - тружусь в авиации», «являюсь Почетным донором», «имею официальный статус Общественный эколог ГУ регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края».

Вместе с тем, в нарушение абзаца седьмого пункта 5.1 Комплекса мер подтверждающих указанные сведения документов вместе с автобиографическими сведениями кандидатом представлено не было, что по делу ничем не опровергнуто.

Так же как установлено в судебном заседании, комиссией фраза «тружусь в авиации» была откорректирована в соответствии с представленной кандидатом копией документа о месте работы и должности (справка от 05.07.2023 № Х06-183), а также результатами проверки указанных сведений, что так же входит в полномочия территориальной избирательной комиссии Николаевского района Хабаровского края.

Кроме того, нагрудный знак "Почетный донор России" не отнесен Указом Президента РФ к государственным наградам. Порядок награждения нагрудным знаком "Почетный донор России" установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 1228.

Данным знаком награждаются доноры крови и (или) ее компонентов, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) 40 и более раз. При подготовке плаката документов, подтверждающих указанные сведения, представлено не было.

В отношении «официального статуса Общественный эколог ГУ регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края» сообщают, что согласно частей 4, 5 статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 12.07.2017 года № 403.

Таким образом, статус общественного экологического инспектора не является ни трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства, ни ученым званием и тем более почетным званием.

Сведениями предоставленными Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования было подтверждено, что решением Комиссии от 07.07.2022 Зайцеву Роману Сергеевичу 26.06.1975 года рождения присвоен статус общественного инспектора по охране окружающей среды с вручением соответствующего удостоверения № 0018/008-РЭ для содействия главному управлению осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора).

Решением Комиссии от 24.07.2023 срок действия указанного удостоверения продлен до 24.07.2024.

Вместе с тем, Зайцев Р.С. не является сотрудником главного управления на постоянной (штатной) основе.

В этой связи Комиссией обоснованно были внесены уточнения в представленные кандидатом сведения, биографические сведения о кандидате были изложены в соответствии с Комплексом мер.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия территориальной избирательной комиссии Николаевского района Хабаровского края являлись законными и обоснованными.

При этом суд так же принимает во внимание, то обстоятельство, что в соответствии с абзацем первым пункта 5.1 Комплекса мер в целях исключения ошибок и вопросов перед изготовлением информационного плаката его содержание, размещение фотографий необходимо согласовать с кандидатами, а также с территориальной комиссией.

Как объективно установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, с этой целью по номеру телефона, указанному кандидатом собственноручно в расписке, поданной при сдаче документов для выдвижения, членами Комиссии с телефонов, в том числе, указанного в расписке, осуществлялись звонки, которые кандидатом Зайцевым Р.С. игнорировались.

Так же информация о необходимости согласовать текст информационного плаката, зарегистрированными кандидатами также была доведена до представителя Политической партии «КОМУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», выдвинувшей Зайцева Р.С. кандидатом. 28.08.2023 на его номер телефона было направлено смс-сообщение, которое также осталось без ответа (скриншоты прилагаем). Иной возможности связаться с кандидатом не имелось.

При этом, в соответствии с частью 14 статьи 50 Кодекса, участковые комиссии не позднее чем за 9 дней до дня голосования, т.е. 31.08.2023 были обязаны разместить на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах.

Кандидат Зайцев Р.С. явился в помещение Комиссии для согласования текста информационного плаката только 01.09.2023, то есть после установленного срока размещения на стендах в помещениях избирательных комиссий информации о зарегистрированных кандидатах.

Таким образом, суд соглашается с тем, что комиссией были предприняты исчерпывающие действия по получению согласования кандидата.

При этом кандидат, в силу выраженной им воли на участие избирательной кампании, действуя добросовестно и с должной предусмотрительностью, должен был проявить необходимую заинтересованность и своевременно отреагировать на входящие звонки Комиссии.

Вместе с тем ввиду игнорирования звонков Комиссии, получить такое согласие не представилось возможным.

Таким образом, Комиссией было принято решение правомерное решение о размещении информации в соответствии с требованиями Комплекса мер при отсутствии связи с кандидатом.

В связи, с чем на основании ст. 244 ч. 2 КАС РФ суд приходит к выводу, об отсутствии юридических оснований для удовлетворения заявленных требований Зайцева Р.С.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 224 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Зайцева Романа Сергеевича к Территориальной избирательной комиссии Николаевского муниципального района Хабаровского края о нарушении избирательных прав, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение пяти дней со дня вынесения решения суда.

Мотивированное решение по делу изготовлено 07.09.2023 года.

Судья А.С. Новосёлов