ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-992/20 от 25.12.2020 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2а-992/2020

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

г. Павлово 25 декабря 2020 года

Павловский городской суд Нижегородской области (г. Павлово, ул. Крупской, д.7) в составе судьи Павлычевой С.В.,

с участием пом. Павловского городского прокурора Ежовой Е.В.,

представителя административного истца Иванова Р.В. – Скамейкина К.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившего диплом о высшем юридическом образовании,

представителей административного ответчика Администрации МО г. Павлово Савельевой С.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившей диплом о высшем юридическом образовании; Коротковой С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившей диплом о высшем юридическом образовании,

представителей заинтересованных лиц:

ООО «ФСК Энерго строй – Забродиной С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившей диплом о высшем юридическом образовании; Мерясовой Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившей диплом о высшем юридическом образовании,

ООО «Топливная компания» - Хохлова Р.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившего диплом о высшем юридическом образовании,

Иванова Р. В. к администрации муниципального образования г. Павлово Нижегородской области, и.о. главы администрации муниципального образования г. Павлово Тарасову С. А. о признании не действующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Иванов Р.В. обратился в Павловский городской суд с иском к администрации МО г. Павлово Нижегородской области о признании не действующим нормативного правового акта – Постановления Главы администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» в части пунктов 1, 2.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен и.о. главы администрации муниципального образования г. Павлово Тарасов С.А.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрирован в квартире площадью 58,20 кв.м. в доме <адрес>

Дом <адрес> фактически отапливается от ООО «Топливная Компания», котельная которого находится через дорогу от дома истца.

Указанный дом оборудован счетчиком тепловой энергии и находится под управлением ООО «Павловская домоуправляющая компания», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. Все потребляемые коммунальные услуги жители оплачивают в ООО «Павловская домоуправляющая компания», в квитанциях на оплату услуг ЖКХ указываются тарифы на отопление ООО «ФСК «Энерго Строй».

После сетей котельной теплоснабжающей организации теплоноситель проходит примерно 300 метров через тепловые сети ООО «Финансово- строительная корпорация «Энерго Строй», поступает в их дом и возвращается обратно в котельную. Тепловые сети от дома истца арендуются ООО «ФСК «Энерго Строй» у администрации.

ООО «ФСК «Энерго Строй» за свой счет на своем 300- метровом участке за последние 10 лет капитальных ремонтов и замен сетей не производило. ООО «ФСК «Энерго Строй» фактически осуществляет только передачу тепла, необоснованно обогащается за счет граждан, проживающих в домах по улице Коммунистической г. Павлово Нижегородской области.

Однако этого оказалось недостаточно для ООО «ФСК «Энерго Строй» и администрации муниципального образования г. Павлово.

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО г. Павлово на официальном сайте по адресу: Администрация/Структурные подразделения/Управление ЖКХ/ Схемы теплоснабжения/ Павлово размещен проект схемы теплоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ. Разработкой указанного проекта схемы теплоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ занималось ООО «ФСК «Энерго Строй».

В главе 7 проекта схемы теплоснабжения в пункте 7.10 Обоснование предлагаемых для вывода в резерв и (или) вывода из эксплуатации котельных при передаче тепловых нагрузок на другие источники тепловой энергии по переключению тепловых нагрузок от котельной на <адрес> на реконструируемую котельную <адрес> и котельную <адрес>, указана сравнительная таблица , согласно которой реконструкция котельной <адрес> составит 31700 тыс. рублей и что, якобы, это больше, чем замена котельных агрегатов ООО «ТК» на <адрес>, которая составит 33755,7 тыс. рублей.

Кроме того, в указанный расчет не включена стоимость тепловых сетей: от реконструируемый котельной по <адрес> длина которых согласно таблице 87 (лист 226 проекта схемы) составляет 895,58 метров, стоимостью 15537,5 тыс. рублей. Кроме того, согласно таблице 88 (лист 229 проекта схемы), источник финансирования - инвестиционная составляющая в тарифе, то есть денежные средства населения за счет увеличения тарифа на отопление.

В пункте 7.10 проекта схемы также указано, что капитальные вложения в котельную <адрес> не требуются. Однако не указано, что согласно таблице 87 (лист 226 проекта схемы), строительство необходимых тепловых сетей от указанной котельной составит 146,91 метров, стоимостью 1789,5 тыс. рублей. Согласно таблице 88 (лист 229 проекта схемы), источник финансирования - плата за подключение, таким образом, оплачивать будет подключаемое население или ДУК, опять же за счет населения.

Данные обстоятельства противоречат пункту 9 Требований к схемам : «Проект схемы теплоснабжения разрабатывается с соблюдением следующих принципов:

Г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

Д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе;

Е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения».

В данном случае указанные принципы не соблюдены.

Следовательно, Постановление главы администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» противоречит градостроительной документации г. Павлово.

ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МО г. Павлово , утверждена схема теплоснабжения г. Павлово.

Постановление вынесено на основании протокола проведения публичных слушаний по проекту «Схема теплоснабжения муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ

На страницах 18,20 Протокола проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения МО г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ. отражено, что:

Пункт 4 п.7 «Новое строительство тепловых сетей для переключения тепловой нагрузки с котельной ООО «ТК» <адрес>, на котельную ООО «ФСК Энерго Строй», <адрес>

Мероприятие под п. 7 - финансируется за счет инвестиционной составляющей в тарифе.

Пункт 8 «Котельная ООО «ТК» по <адрес> не будет выводиться из эксплуатации. На ней останется нагрузка внутриплощадочных потребителей по адресу: <адрес> Эти изменения внесены во все соответствующие главы и разделы проекта Схемы теплоснабжения».

После утверждения главой администрации МО г. Павлово схемы теплоснабжения ДД.ММ.ГГГГ. все указанные выше изменения были внесены в схему теплоснабжения.

После утверждения схемы теплоснабжения сведения о выводе из эксплуатации котельной по <адрес> убраны из схемы теплоснабжения.

Однако, нагрузка всех остальных потребителей (не внутриплощадочных) по адресу: <адрес>, в т.ч. и дома истца, по-прежнему была перераспределена в пользу ООО «ФСК Энерго Строй».

С момента утверждения схемы теплоснабжения указано, что реконструкцию котельной <адрес> ООО «ФСК «Энерго Строй» будет финансировать за счет собственных средств.

Однако согласно таблице 89 (лист 243 схемы теплоснабжения), а именно уник №1ТС и 7ТС: новое строительство тепловых сетей для переключения тепловой нагрузки с котельной ООО «ТК» <адрес>, на котельную №3 ООО «ФСК «Энерго Строй» <адрес> стоимостью 859,2 тыс. руб. будет производиться за счет инвестиционной составляющей в тарифе.

Новое строительство тепловых сетей для подключения перспективной тепловой нагрузки, котельная №3 <адрес> источником финансирования 930,3 тыс. руб. указано плата за подключение, следовательно, оплачивать будут неназванные потребители или ДУК, опять же за счет населения.

При всем этом, в схеме теплоснабжения оставлена «лазейка» позволяющая ООО «ФСК «Энерго Строй» все многомиллионные расходы по строительству и реконструкции котельных, указанные в таблице 9 главы 12 обосновывающих материалов, возложить на жителей г. Павлово.

В таблице 10 главы 12 предложения по источникам инвестиций, обеспечивающих финансовые потребности для осуществления строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии за №14, 15 указано для ООО «ФСК «Энерго Строй» одновременно два источника инвестиция. Инвестиционная составляющая в тарифе/Собственные средства в отношении: реконструкция действующих котельных для обеспечения перспективных приростов тепловых нагрузок; реконструкция действующих котельных для повышения эффективности работы.

В таблице 10 главы 12 предложения по источникам инвестиций, обеспечивающих финансовые потребности для осуществления строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии за №17 прямым текстом указан для ООО «ФСК «Энерго Строй» источник инвестиций: Инвестиционная составляющая в таблице в отношении: новое строительство для обеспечения существующих потребителей.

Таким образом, в утвержденной схеме теплоснабжения предусмотрена дополнительная финансовая нагрузка для граждан, в т.ч. и на истца как минимум в размере 1789500 рублей на строительство тепловых сетей, обеспечивающих перераспределение тепловой нагрузки с котельной ООО «ТК» <адрес>, на котельные ООО «ФСК «Энерго Строй». А как максимум все многомиллионные расходы по строительству и реконструкции котельных.

С данным обстоятельством истец не согласен и считает его грубейшим нарушением его прав.

Таким образом, истец обязан оплачивать коммунальные услуги отопления по выставленным квитанциям, что своевременно и делает. Своевременно внося плату за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и ремонт дома, истец имеет право на получение услуг надлежащего качества по обоснованной цене.

ООО «Топливная компания» долгое время отапливает дом истца и качеством оказываемых услуг теплоснабжения истец доволен.

Строительство тепловых сетей и реконструкции котельных при уже имеющейся достаточной мощности у котельной ООО «Топливная компания» является бессмысленной тратой десятков миллионов рублей и предоставлением необоснованных конкурентных преимуществ ООО «ФСК Энерго Строй», что в дальнейшем повлечет удорожание стоимости оказываемых услуг теплоснабжения для обычных граждан.

Все остальные теплоснабжающие организации г. Павлово имеют на ДД.ММ.ГГГГ. тарифы на тепло, которые значительно меньше двухставочного тарифа ООО «ФСК Энерго Строй», нет ни единой организации, у которой тариф был бы больше чем у ООО «ФСК Энерго Строй».

В результате прибавки инвестиционной составляющей в тариф ООО «ФСК «Энерго Строй» стоимость отопления квартиры истца возрастет еще больше и приведет к необоснованному обогащению ООО ФСК «Энерго Строй» за счет граждан, проживающих в г. Павлово Нижегородской области.

ООО «ФСК Энерго Строй» имеет статус единой теплоснабжающей организации, присвоенный распоряжением администрации МО г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцу известно, что между ООО «ФСК Энерго Строй» и ООО «Топливная компания» заключен договор поставки тепловой энергии, в т.ч. по котельной на <адрес>.

Таким образом, новая схема теплоснабжения противоречит заключенному и исполняемому самой ООО ФСК «Энерго Строй» договору поставки тепловой энергии.

При сохранении новой схемы теплоснабжения в силе ООО «ФСК Энерго Строй» в дальнейшем будет иметь возможность понуждать ООО «Топливная компания» расторгнуть договор поставки тепловой энергии по котельной на <адрес>.

До утверждения схемы теплоснабжения постановлением главы администрации МО г. Павлово была грубейшим образом нарушена процедура проведения публичных слушаний.

Согласно распоряжению Городской Думы г. Павлово Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. №3, ДД.ММ.ГГГГ. на 17.00 час. в кабинете <адрес> проведены публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения г. Павлово Нижегородской области, в формате электронного общественного обсуждения. Доступ в здание районной администрации был ограничен, ввиду карантина, в здание допускались только сотрудники.

Указанный формат проведения публичных слушаний прямо противоречит пункту 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 (ред. от 16.03.2019) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

То есть место проведения не обозначено, а собирать участников вообще не планировалось.

В пункте 3 распоряжения было указано о сборе предложений, рекомендаций и вопросов по предмету обсуждения, которые принимаются на электронную почту: <данные изъяты> в период до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные действия являются подменой сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения, который уже производился администрацией МО г. Павлово, согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. в срок с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. на адрес электронной почты: <данные изъяты>.

Сбор замечаний, предложений и организация публичных слушаний, являются разными этапами разработки и утверждения схемы теплоснабжения, о чем указано в пункте 20 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

По направленным предложениям, рекомендациям и вопросам у людей не было обратной связи, и им никто не ответил на заданные вопросы, направленные предложения и рекомендации. Именно для этих целей в пункте 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, указано о собрании участников публичных слушаний.

Указанные доводы также подтверждаются протоколом проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения МО г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ., который размещен на официальном сайте по адресу: <данные изъяты>, на второй странице которого указано, что: «прием замечаний и предложений осуществляется в период с ДД.ММ.ГГГГ.», проводился очередной сбор замечаний и предложений, а не публичные слушания, что является подменой публичных слушаний.

По направленным предложениям, рекомендациям и вопросам у граждан не было обратной связи и им никто не ответит на заданные вопросы, направленные предложения и рекомендации проголосовать не представлялось возможным.

Городская Дума г. Павлово ДД.ММ.ГГГГ. вынесла еще одно решение которым дополнило Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» статьей 7.1 разрешающей на период действия режима повышенной готовности и ограничительных мероприятий (карантина), публичные слушания проводить в формате электронного общественного обсуждения.

Указанные действия привели к существенному нарушению прав и законных интересов организаций (потребителей тепла) и граждан.

Формат электронного общественного обсуждения при проведении публичных слушаний не предусмотрен действующим законодательством РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154.

Решение №16 Городской Думы г. Павлово ДД.ММ.ГГГГ. не отменяет и не может отменить требования п. 23 Правил №154; кроме того введенная статья 7.1 напрямую противоречит статьям 5,6,7 Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области», также как и проведенные якобы публичные слушания от ДД.ММ.ГГГГ. нарушают следующие статьи: статью 5 назначение публичных слушаний, статью 6 подготовка публичных слушаний, статью 7 Проведение публичных слушаний. Порядок участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях. Порядок учета предложений жителей города по проектам, вынесенным на публичные слушания.

Согласно приведенным нормам публичные слушания должны проводиться в конкретном месте (помещении) с предварительной регистрацией, обеспечением участников документами, с обсуждением и оглашением всех вопросов, после которого проводится голосование.

Фактически истец и жители г. Павлово были лишены следующих прав: права на доступ в помещение, в котором проводятся слушания; права на выступление на слушаниях; права задавать вопросы выступающим; права высказывать свои предложения, изложить их в письменном виде; права проголосовать; права проголосовать по вопросу об отклонении всех предложенных вариантов.

Следовательно, ОМС г. Павлово не исполнили возложенную на них п. 20 Постановления правительства РФ от 22.02.2012г. №154 обязанность обеспечить открытость процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения.

Данные действия свидетельствуют о нежелании ОМС отложить публичные слушания до снятия карантина в г. Павлово, и провести слушания в соответствии с приведенными нормами. Эпидемию коронавируса используют в своих интересах с целью избежать настоящего публичного обсуждения гражданами проекта схемы теплоснабжения.

Действующие правовые нормы предоставляют возможность ОМС отложить публичные слушания и провести публичные слушания после снятия карантина, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. в частности положениями Постановления Правительства РФ от 22.02.2012г. №154.

Конкретным примером могут служить публичные слушания по актуализации схемы теплоснабжения в соседних муниципальных образованиях: Коровинский сельсовет и Таремский сельсовет.

Распоряжением администрации Павловского муниципального района Нижегородской области в связи с режимом повышенной готовности публичные слушания перенесены на другую дату ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>.

В указанную дату публичные слушания в муниципальных образованиях были проведены в обычном, а не электронном формате, как это было сделано со схемой теплоснабжения города Павлово.

Проведение публичных слушаний в электронном формате не может отвечать принципам открытости, публичности и прозрачности.

Истец приходит к выводу о существенном нарушении порядка разработки и утверждения схемы теплоснабжения.

Пунктом 1 Постановления №56 от 25.06.2020г. глава администрации МО г. Павлово постановляет: Утвердить схему теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области с учетом изменений и предложений, рекомендованных к принятию организационным комитетом.

Однако у Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. с протоколом проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ., имеются противоречия, а именно: организационным комитетом по проведению публичных слушаний установлено, что в проект схемы теплоснабжения необходимо внести изменения, состоящие из нескольких пунктов (стр. 16-23), то есть доработать его. Причем, также указано, что все указанные 5 пунктов уже доработаны и что замечания устранены. На странице 23 Протокола указано, что ответы на все замечания и предложения даны выше и что в доработке нет необходимости. Также на странице 28 протокола в графе: «Подведение итогов публичных слушаний», Главе администрации МО г. Павлово рекомендовано утвердить схему теплоснабжения, а не вернуть ее на доработку.

Однако, на основании Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», внести изменения в проект схемы теплоснабжения возможно только в процессе доработки схемы теплоснабжения, а именно при принятии такого решения лицом, уполномоченным на утверждение схемы теплоснабжения.

При принятии решения об утверждении схемы теплоснабжения, никакие изменения в нее не вносятся. Только после принятия уполномоченным лицом решения о доработке проекта схемы теплоснабжения, проект схемы дорабатывается, путем внесения изменений. Затем вновь проводится сбор замечаний и предложений, после чего вновь проводятся публичные слушания.

В связи с изложенным выше, проекту схемы теплоснабжения требовалась доработка для внесения указанных выше изменений. Однако, все изменения были внесены без возвращения проекта схемы теплоснабжения на доработку, в чем имеется нарушение норм действующего законодательства РФ.

Размещение или опубликование схемы теплоснабжения, принятой с нарушением закона РФ, истец считает незаконным. Пунктом 2 Постановления №56 от 25.06.2020г. глава администрации МО г. Павлово постановляет: схему теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области разместить в полном объеме, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, на официальном сайте администрации Павловского муниципального района Нижегородской области в сети Интернет. Опубликовать в районной газете «Павловский металлист» сведения о размещении актуализированной схемы теплоснабжения.

Данный пункт приводится в соответствии с целью исполнить требования п.32,33,34 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012г. №154.

Однако, отдельного НПО регулирующего правила оформления, размещения схем теплоснабжения и постановлений, истцу не удалось найти, но в России существует ГОСТ Р 7.0.97-2016 Требования к оформлению документов.

Истец считает, что официального опубликования схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово в полном объеме путем размещения на сайте скана с оригинала не было. На сайте администрации Павловского района по адресу: Администрация/Структурные подразделения/Управление ЖКХ/Схемы теплоснабжения/ http://admpavlovo.ru/page/shemy-teplosnabzheniya/ размещен только pdf файл с именем Схема теплоснабжения МО г. Павлово на 2020 год. При этом он не подписан, дата не проставлена. По сути это скорректированный текст проекта схемы теплоснабжения, который не имеет необходимых реквизитов, и установить, что именно он утвержден Постановлением №56 от 25.06.2020г. не представляется возможным, его в любой момент можно скорректировать или заменить.

При этом все обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения (Главы 1-17) размещенные там же, тоже не подписаны главой администрации МО г. Павлово, но они хотя бы имеют указание: Приложение №1 к Постановлению администрации МО г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ.

Остальные пункты Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. глава администрации МО г. Павлово, истец считает нарушающим законодательство РФ и права истца.

В частности, истец полностью поддерживает и считает обоснованным п. 3. С момента утверждения схемы теплоснабжения считать утратившей силу актуализированную схему теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, утвержденную постановлением администрации муниципального образования г. Павлово от 15.05.2018г. №58, т.к. она не соответствует Постановлению Правительства РФ от 22.02.2012г. №154.

На основании определения Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу , постановление главы администрации МО г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ. обладает признаками нормативного правового акта: рассчитано на неоднократное применение и направлено на обеспечение прав и законных интересов неопределенного круга лиц потребителей тепловой энергии.

Таким образом, оспариваемое постановление аналогично является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, и противоречит Постановлению Правительства РФ №154 от 22.02.2012г. и Положению «О публичных слушаниях в муниципальном образовании г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» утвержденным решением городской Думы г. Павлово Нижегородской области №8 от 27.04.2015г., а так же нарушает права истца, свободы и законные интересы.

Просит признать недействующим нормативный правовой акт- Постановление главы администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» в части пункта 1 и пункта 2.

Административный истец Иванов Р.В. (являющийся также директором ООО «Топливная компания»), извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Скамейкин К.В., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в исковом заявлении; полагает, что спорной схемой нарушены именно права административного истца как гражданина. Не смотря на то, что отопление дома, в котором проживает истец, было переведено на котельную <адрес> и котельную <адрес> ещё предыдущей актуализированной схемой теплоснабжения, которая ранее обжаловалась в Павловском городском суде, и которой была дана оценка как судом первой, так и судами апелляционной и кассационной инстанции (а именно признана законной), полагает, что данной спорной схемой, тем не менее, нарушаются его права, поскольку переход иных домов на другие котельные повлияют на тарифы всех жителей г. Павлово, в том числе и его.

Представители административного ответчика Администрации МО г. Павлово Савельева С.Н., Короткова С.А., действующие на основании доверенностей, оформленных надлежащим образом, представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования не признали, отзыв на административное исковое заявление приобщен к материалам дела.

Административный ответчик и.о. Главы администрации МО г. Павлово Тарасов С.А., действующий на основании распоряжения Городской Думы г. Павлово Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился; в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении административных исковых требований отказать с учетом позиции, изложенной в отзывах Администрации МО г. Павлово.

Представители заинтересованного лица ООО "ФСК Энерго Строй" Забродина С.С., Мерясова Н.С., действующие на основании доверенностей, оформленных надлежащим образом, представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражают против удовлетворения административных исковых требований, отзыв на административное исковое заявление приобщен к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица ООО "Топливная Компания" Хохлов Р.Ю., действующий на основании доверенности., представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании считает административные исковые требования подлежат удовлетворению; отзыв приобщен к материалам дела.

Заинтересованные лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, ООО «Агрофирма «Павловская», ПАО «Павловский завод им.Кирова», ООО "Павловская домоуправляющая компания", извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывы на административное исковое заявление приобщены к материалам дела.

В соответствии с п.5 ст.213 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Учитывая вышеизложенное, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 213 КАС РФ, поскольку явка неявившихся лиц не признана судом обязательной.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные требования удовлетворению не подлежат, оценив согласно ст.ст. 60-61 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В силу положений п.п.7,8,9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В соответствии с п.34 вышеназванного Постановления, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ. постановлением главы администрации МО г. Павлово утверждена схема теплоснабжения г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области.

Данное постановление опубликовано на официальном сайте Администрации МО г. Павлово, а также в газете «Павловский металлист» от ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец просит признать недействующим нормативный правовой акт- Постановление главы администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» в части пункта 1 и пункта 2, указывая на то, что данная схема была принята с нарушением закона, а именно была грубейшим образом нарушена процедура проведения публичных слушаний, которые были проведены в формате электронного общественного обсуждения, что прямо противоречит пункту 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 (ред. от 16.03.2019) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Кроме этого, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ. постановлением главы администрации МО г. Павлово №56 схемой теплоснабжения г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области нарушены его права как гражданина, в частности в связи с переходом на новые котельные будут повышены тарифы на отопление, поскольку в схеме теплоснабжения заложен переход на новые котельные, в том числе за счет инвестиционной составляющей в тарифе, то есть в утвержденной схеме теплоснабжения предусмотрена дополнительная финансовая нагрузка для граждан, в т.ч. и на истца. За счёт прибавки инвестиционной составляющей в тариф ООО «ФСК «Энерго Строй» стоимость отопления квартиры истца возрастет еще больше и приведет к необоснованному обогащению ООО ФСК «Энерго Строй» за счет граждан, проживающих в г. Павлово Нижегородской области. Кроме этого, после проведения публичных слушаний проект схемы теплоснабжения не был направлен на доработку, как это предусмотрено Требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. № 154.

Суд, изучив представленные сторонами доказательства, приходит к следующему:

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу п.4.2 с.1 ст.17 Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным Законом «О теплоснабжении».

Правовые основы правоотношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Частями 1, 6 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, в силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным Законом, на утверждение схемы теплоснабжения, путем ежегодного внесения изменений в схему теплоснабжения.

В соответствии с ч.2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

На основании ч.4 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участием в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Ч.3 ст. 16 Устава города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области (принят решением городской Думы г. Павлово Павловского района Нижегородской области от 15.08.2006 №8, ред. от 24.06.2019) порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами городской Думы г. Павлово и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования г. Павлово о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, обнародование (опубликование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Во исполнение Указа Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020г. № 27 «О введении режима повышенной готовности», Постановления Правительства Нижегородской области от 02.05.2020 №264 «О введении на территории города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области ограничительных мероприятий (карантина)» и Плана мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), противоэпидемиологических, лечебно- профилактических и профилактических мероприятий на территории города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области предписывающего на период эпидемиологического неблагополучия до особого распоряжения принять меры по максимальному разобщению населения на территории г. Павлово.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой и уже сложившейся практикой проведения публичных слушаний, на уровне исполнительных органов власти Нижегородской области, решением городской Думы №16 от 04.06.2020г. внесены изменения в Решение городской Думы г. Павлово от 27 апреля 2015 г. №8 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» и предусмотрена процедура проведения публичных слушаний в формате электронного общественного обсуждения путем сбора предложений, рекомендаций и вопросов по предмету обсуждения на электронную почту, с учетом имеющихся технических возможностей администрации. Данное решение принято в соответствии с ч.4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.3 ст. 16 Устава города Павлово.

Действующее законодательство определение порядка организации и проведения публичных слушаний полностью относит к компетенции представительного органа муниципального образования, т.е. в данном случае к компетенции Думы МО г. Павлово.

Основанием разработки схемы теплоснабжения является ч.12 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и генеральный план городского поселения город Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, утвержденный Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.07.2018 №514 «Об утверждении генерального плана городского поселения город Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области». Схема теплоснабжения МО г. Павлово разрабатывалась в соответствии с новым генпланом в 2019г., но по итогам публичных слушаний принята не была, и было принято решение о разработке схемы заново. Таким образом, в 2020г. разработана и принята новая схема теплоснабжения.

Решение о разработке схемы принято постановлением администрации МО г. Павлово от 09.01.2020 №3 «О разработке схемы теплоснабжения муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области».

На основании п.16 Порядка 09.01.2020 года Единая теплоснабжающая организация исх. Письмом №1 уведомило администрацию Павловского муниципального образования города Павлово Нижегородской области о начале разработки проекта новой схемы теплоснабжения.

В соответствии с п. 15 Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения, ДД.ММ.ГГГГ администрация МО г. Павлово разместила на сайте администрации постановление администрации МО г. Павлово от 09.01.2020 №3 «О разработке схемы теплоснабжения муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» и Уведомление Единой теплоснабжающей организации о начале разработки проекта схемы теплоснабжения муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области.

Администрацией МО г. Павлово были направлены запросы во все теплоснабжающие организации и Региональную службу по тарифам Нижегородской области и собрана информация для включения в схему теплоснабжения МО г. Павлово.

ДД.ММ.ГГГГ. проект разработанной схемы был представлен в администрацию МО г. Павлово.

В соответствии с п.19 Порядка органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают:

А) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктов 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения);

-проект схемы теплоснабжения размещен на официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ.

Б) опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

-опубликовано в газете «Павловский металлист» от ДД.ММ.ГГГГ;

В) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).

-решения о возвращении на доработку проекта схемы теплоснабжения не принималось, проект соответствовал требованиям к схемам теплоснабжения.

На основании п. 20 Порядка обеспечения открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.

-сбор замечаний и предложений проводился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно П. 21 Порядка, для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более календарных дней со дня размещения соответствующего проекта.

-сбор замечаний и предложений проводился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, и по электронной почте: <данные изъяты> Замечания и предложения поступили только от ООО «Топливная компания» и ПАО «Павловский завод им. Кирова». Замечания не соответствовали требованиям, предъявляемым действующим законодательством, а именно Приказу Министерства энергетики РФ от 5 марта 2019г. №212 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения».

В соответствии с п.22 Порядка публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Городской Думы г. Павлово №2 назначены публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения города Павлово. Дата проведения публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 <адрес>

Согласно п. 23 Порядка, процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов:

А) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее, чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения).

ДД.ММ.ГГГГ. распоряжение Городской Думы Г. Павлово №2 о назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения г. Павлово- размещено на сайте ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ уведомили руководителей теплоснабжающих и теплосетевых организаций по списку о проведении публичных слушаний дата проведения ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Городской Думы г. Павлово Нижегородской области внесены изменений в распоряжение Городской Думы г. Павлово Нижегородской области №2 «О проведении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области».

Распоряжение Городской Думы г. Павлово Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о переносе публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 в формате электронного общественного обсуждения- размещено на сайте ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ уведомили руководителей теплоснабжающих и теплосетевых организаций по списку о проведении публичных слушаний дата проведения ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 по адресу: <адрес> в формате электронного общественного обсуждения.

Б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений.

Замечания и предложения, поступившие в соответствии с пунктом 21 Порядка размещены на сайте 15.05.2020г.

В) проведение собрания участников публичных слушаний.

На основании распоряжения Городской Думы г. Павлово Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №3 публичные слушания проведены ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 в формате электронного общественного обсуждения.

Мнения, высказывания, замечания и предложения принимались на электронную почту: <данные изъяты>в период с ДД.ММ.ГГГГ. (включительно).

Всего за этот период поступило в организационный комитет 275 предложений от граждан и юридических лиц, что в 4,5 раза больше, чем поступает при проведении аналогичных слушаний путем совместного присутствия.

Г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний.

22 июня 2020 года подготовлен протокол проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области.

Д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.

ДД.ММ.ГГГГ размещен на сайте администрации Павловского муниципального района Нижегородской области протокол проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, в котором отражены все поступившие мнения, замечания и предложения и даны на них ответы.

В соответствии с п. 24 Порядка, итоговый документ (протокол) публичных слушаний подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти города федерального значения на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний.

Публичные слушания проведены ДД.ММ.ГГГГ подготовлен Протокол проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения, ДД.ММ.ГГГГ протокол размещен на сайте администрации Павловского муниципального района.

На основании п. 26 Порядка, с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящего документа, в установленном порядке:

а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений:

утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа;

Схема теплоснабжения МО г. Павлово Нижегородской области утверждена Постановлением администрации г. Павлово Нижегородской области от 25.06.2020г. №56.

продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения;

Решение о продлении срока рассмотрения проекта схемы теплоснабжения не принималось.

возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку;

Решений о возвращении проекта схемы теплоснабжения на доработку не принималось, т.к. схема соответствовала требованиям к схемам теплоснабжения.

На основании п. 32 Порядка, органы местного самоуправления или органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня утверждения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) обязаны разместить соответствующую схему теплоснабжения на официальном сайте в полном объеме, включая копию решения о ее утверждении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ней также размещается схема теплоснабжения (предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения).

Вся информация, касающаяся схемы теплоснабжения МО г. Павлово, принятая схема и предшествующая схема теплоснабжения размещены ДД.ММ.ГГГГ. на сайте: <адрес>.

На основании п. 33 Порядка, информацию о размещении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальных сайтах и опубликовать в официальных источниках опубликования не позднее 3 календарных дней со дня размещения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте.

Вся информация, касающаяся схемы теплоснабжения МО г. Павлово размещена ДД.ММ.ГГГГ. на сайте <данные изъяты> и газете «Павловский металлист» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 35 Порядка, статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Статус единой теплоснабжающей организации был присвоен ООО «ФСК ЭнергоСтрой» в ДД.ММ.ГГГГ при первоначальном утверждении схемы теплоснабжения МО г. Павлово в соответствии с критериями и порядком присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» на основании заявки ООО «ФСК ЭнергоСтрой» на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации. Другие организации заявок, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, не подавали. Оснований лишать статуса единой теплоснабжающей организации ООО «ФСК ЭнергоСтрой» нет.

На основании п.38 Порядка, не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке:

а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения;

Схема теплоснабжения МО г. Павлово утверждена Постановлением администрации МО г. Павлово Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. , которое подписано уполномоченным лицом- главой администрации МО г. Павлово.

Публичные слушания направлены на то, чтобы узнать мнение населения по данному вопросу и учесть его при подготовке итогового документа. При проведении публичных слушаний в формате электронных общественных обсуждений, участников слушаний было в 4 раза больше, чем при совместном присутствии. Подавляющее большинство участников слушаний новую схему теплоснабжения поддержали. Ограничений в принятии участия в обсуждении не устанавливалось.

Согласно ч.4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.3 ст. 16 Устава г. Павлово, порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, обнародование (опубликование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Данные требования федерального законодательства выполнены в полном объеме.

В силу п.26, 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» схема теплоснабжения должна быть принята до 1 июля, срок пресекательный и законодателем, несмотря на введенные ограничительные меры из-за коронавирусной инфекции, не изменялся.

Ограничительные мероприятия (карантин) в г. Павлово действовали с ДД.ММ.ГГГГ и были отменены ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.2020 №524 «Об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области».

В сложившейся ситуации электронный формат публичных слушаний, являлся единственно возможным и правильным с точки зрения обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в МО г. Павлово, защиты жизни и здоровья населения муниципального образования и соблюдения установленных законом сроков.

Как установлено в ходе судебного заседания, административный истец участие в проведенных публичных слушаниях не принимал, и своим правом высказать свое мнение не воспользовался, что не было оспорено сторонами при рассмотрении дела по существу. В связи с чем суд приходит к выводу, что право гр. Иванова Р.В. на участие в публичных слушаниях нарушено не было.

Кроме этого, суд считает необходимым отметить, что Распоряжение Городской Думы г. Павлово Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о переносе публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 в формате электронного общественного обсуждения оспорено не было, незаконным признано не было.

Административный истец полагает, что схема принята с нарушениями действующего законодательства, поскольку схема должна была быть направлена после проведения публичных слушаний не доработку. Суд считает, что данная позиция административного истца также не обоснована ввиду следующего:

В соответствии с п.26 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящего документа, в установленном порядке:

а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений:

утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа;

продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения;

возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.

По смыслу п. 26 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения» следует, что с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний глава администрации принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения, продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения, возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку.

Кроме того согласно п. 203 главы 8 Методических указаний по разработке схем теплоснабжения, утвержденных Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 №212 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения», должна содержать информацию, указанную в пункте 87 Требований, а также: перечень всех замечаний и предложений поступивших при разработке, утверждении и актуализации схемы теплоснабжения, ответы разработчиков схемы теплоснабжения на поступившие замечания и предложения, перечень учтенных замечаний и предложений, а также всех изменений, внесенных в разделы схемы теплоснабжения и главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения

Согласно п. 204 Методических указаний по разработке схем теплоснабжения- структура замечаний, предложений и ответов на них разработчиков схемы теплоснабжения должна быть представлена в соответствии с приложением №51 к настоящим Методическим указаниям.

По смыслу утвержденных правовых актов следует, что глава администрации не обязательно должен отправить схему на доработку, а принять одно из вышеперечисленных решений.

Направлять проект схемы на доработку следует только в том случае, когда поступивший проект схемы теплоснабжения не соответствует Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 2О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (пп. В п. 19 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

В данном случае, содержание и наполнение проекта схемы теплоснабжения выполнено полностью и в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения и Методическими указаниями по разработке схем теплоснабжения, утвержденных Приказом Миэнерго России от 05.03.2019 №212 «Об утверждении методических указаний по разработке схем теплоснабжения». А замечания, предложения, ответы разработчиков и реестр изменений внесенных в разделы схемы и главы обосновывающих материалов, согласно Методическим указаниям, отражены в главе 17 обосновывающих материалов.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что направлять проект схемы теплоснабжения на доработку не требовалось, следовательно, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.

Административный истец также полагает, что нарушено его право на получение коммунальной услуги по теплоснабжению. По мнению суда данный довод также не нашёл подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Административный истец проживает в доме <адрес>. Дом находится под управлением ООО «Павловская домоуправляющая компания», являющейся исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и пользователям помещений в данном доме, что подтверждается договором управления от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №345 коммунальную услугу теплоснабжения Иванов Р.В. получает от ООО «Павловская домоуправляющая компания». В свою очередь ООО «Павловская домоуправляющая компания» по договору №1/ж от ДД.ММ.ГГГГ. получает ресурс от ООО «ФСК ЭнергоСтрой» по тарифу утвержденному региональной службой по тарифам Нижегородской области для ООО «ФСК ЭнергоСтрой». Соответственно и Иванову Р.В. для отопления его квартиры, управляющая организация поставляет тепловую энергию по тарифу ООО «ФСК ЭнергоСтрой».

Полномочия по заключению договора теплоснабжения принадлежат исполнителю коммунальных услуг- ООО «Павловская домоуправляющая организация». Право выбора источника теплоснабжения у Иванова Р.В. отсутствует.

Следовательно, право административного истца на получение коммунальной услуги по теплоснабжению - не нарушено.

Утверждение Иванова Р.В. о повышении тарифов за счет утверждения инвестиционной программы также не нашло своего подтверждения. Административным истцом не представлено доказательств о повышении тарифов за счет утверждения инвестиционной программы. Тарифы на коммунальные услуги в Нижегородской области утверждает региональная служба по тарифам Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством. Рост размера платы обусловлен необходимостью индексации тарифов на коммунальные услуги.

Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги утверждены Постановлением правительства РФ от 30.04.2014 №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

В силу положений п. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с п. 10,11 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 15 декабря года, предшествующего первому году долгосрочного периода установления предельных индексов.

Указом Губернатора Нижегородской области от 11.12.2019 №124 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2020-2023 годы, принято, что в 2020г. предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по МО г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области составят 4%, темпы изменения тарифов не превышают прогноза социально- экономического развития Российской Федерации до 2023 года, т.е. размер платы граждан не может быть увеличен более чем на 4%, что соответствует ежегодному повышению цен на коммунальные услуги.

Указом Губернатора Нижегородской области от 10.12.2020 №207 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ», принято, что в ДД.ММ.ГГГГ предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Павловскому муниципальному округу составят 4%, темпы изменения тарифов не превышают параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ г.г., т.е. размер платы граждан не может быть увеличен более чем на 4%, что соответствует ежегодному повышению цен на коммунальные услуги.

Таким образом, также как и тарифы, изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги регулируется органами власти субъекта и не могут превышать утвержденных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Исходя из норм законодательства, регулирующих тарифы и предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждение инвестиционной программы не повлияет на увеличение платы за коммунальную услугу теплоснабжения административного истца. Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, что будут нарушены права административного истца.

Тарифы за плату на подключение утверждает Региональная служба по тарифам Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством.

Подключение к системам теплоснабжения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 №787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Плату за подключение оплачивает заявитель на основании договора о подключении.

На основании п. 1 Правил подключения к системам теплоснабжения «заявитель» это лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения.

В случае если при подключении потребуется внесение необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения (п. 16, 18 Правил подключения к системам теплоснабжения)- тарифы и изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги регулируется органами власти субъекта и не могут превышать утвержденных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Следовательно утверждение платы на подключение не повлияет на увеличение платы за коммунальную услугу теплоснабжения Иванова Р.В., доказательств административным истцом не представлено.

По смыслу процессуального законодательства, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и нарушают либо затрагивают права административного истца.

При этом для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие нормативного правового акта закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушение таким нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения вышеприведенных правовых норм, суд пришел к выводу о том, что постановление главы администрации муниципального образования города Павлово от 25.06.2020 N56 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушают.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Иванова Р. В. к администрации МО г. Павлово Нижегородской области, и.о. главы администрации муниципального образования г. Павлово Тарасову С. А. о признании не действующим нормативного правового акта отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: С.В. Павлычева

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021 года.

Судья: Павлычева С.В