ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-992/2016 от 05.12.2016 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-992/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2016 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Брязгуновой А.Н.,

при секретаре Мамаевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Фонду поддержки и развития города Ржева «Во благо города», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 о ликвидации Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города»,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском к Фонду поддержки и развития города Ржева «Во благо города», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 о ликвидации Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» и обязании учредителей (участников) Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» совершить действия по ликвидации Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что решением учредительного собрания 30.09.2010 принято решение о создании Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города», местонахождением: 172380 Тверская область, <адрес> (далее - Организация), утверждении устава, избрании руководящих и надзорных органов. В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями Организации являются административные ответчики ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Решение о государственной регистрации юридического лица при создании принято административным истцом 27.10.2010, распоряжение № 739-р. Запись о создании Организации внесена 02.11.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером

Организация нарушает требования п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 указанной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. Указанная информация представляется в Управление в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельноеп некоммерческой организации» не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

Организация не представила в Управление ежегодную отчётность - отчёты по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявление, подтверждающее её соответствие пункту 3.1 статьи 32 федерального закона № 7-ФЗ, за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы. В связи с тем, что Организацией не представлена в Управление ежегодная отчётность за 2011 и 2012 годы, Управлением 14.06.2013 в адрес руководителя Организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/123. Указанное предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) Организации и по домашнему адресу руководителя Организации, вернулось с отметкой «истёк срок хранения». Организация к указанному в предупреждении № 04-29/123 сроку 14.08.2013 нарушения не устранила. Управлением 08.11.2013 повторно вынесено письменное предупреждение № 04- 29/245 за нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ. Указанное предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) Организации и по домашнему адресу руководителя Организации, вернулось с отметкой «истёк срок хранения». Организация к указанному в предупреждении № 04-29/245 сроку 14.01.2014 нарушения не устранила.

07.04.2014 в Управление поступило заявление от Директора Организации, в котором говорилось о том, что цель создания Организации достигнута в 2012 году и проводятся мероприятия по ликвидации Организации. Вместе с тем, никаких документов по ликвидации Организации в Управление представлено не было. 08.06.2015 в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 города Ржева и Ржевского района Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 города Ржева и Ржевского района Тверской области, от 25.06.2015 Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 рублей. Вместе с тем, нарушения по представлению отчётности в Управление не были не устранены, ежегодные отчёты по формам № ОН0001 и № ОН0002 (заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ) за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы представлены не были. Кроме того, Организация не представила в Управление ежегодную отчётность и за 2015 год. Управлением 09.06.2016 в адрес руководителя Организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/119. Предупреждение, направленное по адресу Организации, получено 13.07.2016, о чём свидетельствует отметка в почтовом уведомлении о вручении. Организация к указанному в предупреждении № 04-29/119 сроку - 08.09.2016 нарушения не устранила. В предупреждении № 04-29/119 Управление информировало Организацию, что в случае неустранении допущенных нарушений в срок до 08.09.2016 Управление обратится в суд с заявлением о ликвидации Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города». Организацией не приняты меры для устранения выявленных нарушений действующего законодательства. Непринятие руководящими органами Организации мер, направленных на устранение указанных нарушений, свидетельствуют о том, что Организация прекратила свою уставную деятельность и не проводит мероприятий, направленных на достижение уставных целей. В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьёй, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. В тексте административного искового заявления содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила. Ходатайств об отложении судебного разбирательства и возражений относительно заявленных административных исковых требований от неё не поступало.

Административный ответчик Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города», будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представив заявление в письменной форме от 21.11.2016 о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, административные исковые требования признаёт.

Административные ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. От административных ответчиков поступили заявления в письменной форме, в которых они просят рассмотреть дело в их отсутствие, административные исковые требования признают.

От всех административных ответчиков в суд поступило признание административного иска в письменной форме.

В соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска административными ответчиками, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) фондом в целях настоящего Кодекса признаётся унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно п. 1, 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнёрств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается уставом и протоколом № 01 учредительного собрания от 30 сентября 2010 года, Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города», местонахождением 172380 Тверская область, <адрес>, является унитарной некоммерческой организацией, создан 30 сентября 2010 года. Основной целью его является социальное и культурное развитие города Ржева.

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 27 октября 2010 года № 739-р была осуществлена государственная регистрация указанного фонда, на основании которой Управлением ФНС России по Тверской области в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за государственным регистрационным номером <***>.

На момент рассмотрения административного дела Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» является действующим юридическим лицом.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями данного фонда являются административные ответчики ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, директором фонда - ФИО2

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Согласно п. 3.1 ст. 32 указанного Федерального закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трёх миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчёт о её деятельности, сведения о персональном составе её руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

Формы отчётов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе её руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается административными ответчиками, Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» не представил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области ежегодную отчётность, а именно, отчёты по формам №№ ОН0001, ОН0002 либо заявление, подтверждающее соответствие указанного фонда пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы.

В связи с чем административным истцом неоднократно выносились указанному фонду письменные предупреждения: 14.06.2013 № 04-29/123, 08.11.2013 № 04-29/245. Однако Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» к указанному в предупреждениях сроку нарушения не устранил.

07.04.2014 административному истцу поступило заявление от Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города», согласно которому цель создания фонда достигнута в 2012 году, проводятся мероприятия по ликвидации фонда.

Из административного искового заявления следует, что впоследствии никаких документов по ликвидации указанного фонда представлено не было. Данное обстоятельство административными ответчиками не оспаривалось, и документов, подтверждающих проведение учредителями фонда его ликвидации, суду не представлено. В сведениях, содержащихся в Едином государственном ресстре юридических лиц, отсутствуют данные о начале процедуры ликвидации Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города».

08 июня 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в отношении Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, по факту непредставления к установленному сроку - 15.04.2015 отчётов по формам №№ ОН0001, ОН0002 за 2014 год. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 города Ржева и Ржевского района Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 города Ржева и Ржевского района Тверской области, от 25.06.2015 по делу № 5-536 Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 3.000 рублей.

Несмотря на принятые в отношении указанного административного ответчика меры, нарушения по представлению отчётности в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области не были устранены, ежегодные отчёты по формам №№ ОН0001, ОН0002 (заявление, подтверждающее соответствие фонда пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ) за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы представлены не были.

Кроме того, Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» не представил административному истцу требуемую ежегодную отчётность и за 2015 год. В связи с чем 09.06.2016 административным истцом фонду вынесено письменное предупреждение № 04-29/119, в котором установлен срок для устранения допущенных нарушений - 08.09.2016. Однако Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» к указанному сроку нарушения не устранил.

В соответствии с п. 2 ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

Аналогичные положения предусмотрены и пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьёй, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно пп. 77 п. 6 Приказа Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации среди имеющихся полномочий имеет право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Соответственно Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области имеет полномочия на обращение в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Приведённые обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии деятельности Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города», о неоднократном нарушении им требований федерального законодательства, регулирующего деятельность фондов, а именно, неоднократном непредоставлении в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счёт имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен статьёй 63 ГК РФ, уставом Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города».

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по административному делу и исследованные в судебном заседании доказательства в письменной форме, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.

Суд полагает необходимым установить срок для совершения учредителями Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» действий по ликвидации такого фонда - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для выполнения всех мероприятий по ликвидации фонда.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Ликвидировать Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: <адрес>).

Обязать учредителей Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4 совершить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу все необходимые действия в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, связанные с ликвидацией Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: <адрес>).

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Брязгунова

Мотивированное решение составлено 12 декабря 2016 года.

Дело № 2а-992/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2016 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Брязгуновой А.Н.,

при секретаре Мамаевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Фонду поддержки и развития города Ржева «Во благо города», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 о ликвидации Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города»,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Ликвидировать Фонд поддержки и развития города Ржева «Во благо города» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: <адрес>).

Обязать учредителей Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4 совершить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу все необходимые действия в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, связанные с ликвидацией Фонда поддержки и развития города Ржева «Во благо города» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: <адрес>).

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Брязгунова

Мотивированное решение будет составлено 12 декабря 2016 года.