Принято в окончательной форме 23.08.2017 г.
Дело № 2а-992/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Сурковой В.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, просила признать незаконным отказ от 14.06.2017 г. № 384, выразившийся в невыдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: примерно в 250 м. по направлению на юго-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и возложить обязанность выдать разрешение на строительство.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка по указанному адресу, в целях планирования строительства на данном земельном участке административный истец обратилась в Управление архитектуры и градостроительство Администрации Тутаевского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, который был выдан ей 04 мая 2017 года за № 46/2017. В целях строительства на данном земельном участке истец обратилась в Управление архитектуры и градостроительство Администрации Тутаевского района с заявлением от 13 июня 2017 года с целью получения разрешения на строительство с приложением к нему всех документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Письменным ответом от 14.06.2017 года административному истцу в выдаче разрешения на строительство было отказано, отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Левобережного сельского поселения спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1ПР – селитебная зона, требующая подготовки документации по планировке территорий, административный истец полагает, что отказ является незаконным, поскольку он вынесен в нарушении требований Градостроительного кодекса РФ и препятствует в строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на специально отведенном для этих целей участке.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, направила в судебное заседание представителя по доверенности ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснил, что Администрация Тутаевского муниципального района в своем отказе в выдаче разрешения на строительство ссылается на отсутствие градостроительного плана освоения территории, однако это не говорит о том, что строительство индивидуального жилищного дома не соответствует данному градостроительному плану, возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории является обязанностью административного ответчика, а не собственника земельного участка.
Представитель административного ответчика Администрации Тутаевского муниципального района по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что принятое решение об отказе в разрешении на строительство является законным и обоснованным, пояснил, что Администрация Тутаевского муниципального района, ознакомившись с административным исковым заявлением ФИО3 об обжаловании отказа управления архитектуры Администрации Тутаевского муниципального района в выдаче разрешения на строительств, сообщает следующее, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ТМР 14.06.2017 было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в близи <адрес> в связи с необходимостью подготовки документации по планировке территории. Согласно Правилам землепользования и застройки Левобережного сельского поселения Тутаевского района Ярославской области. (В редакции решений Муниципального совета Тутаевского муниципального района Ярославской области «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Левобережного сельского поселения Тутаевского района Ярославской области» от 28.02.2013г. № 15-г, 21.03.2014г. № 64-г.) земельный участок, на котором истец планирует строительство, относится к зоне Ж1/ПР и требует подготовки документации по планировке территории. К зоне, отмеченным дробью Ж1/ПР относятся территория из земель сельскохозяйственного назначения вновь включенная генеральным планом в границы населённых пунктов с целью жилищного строительства. Такая зона в целях окончательного определения назначения территорий требует подготовки и утверждения документации по планировке территории. До утверждения документации по планировке территории вид разрешённого использования таких зон - проектируемые жилые зоны для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства. Условия освоения земельных участков вновь включенных генеральным планом в границы населённых пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения указаны в ст. 39.2. Правил землепользования и застройки Левобережного с/п. Согласно ст. 39.2 Контроль и условия освоения земельных участков вновь включенных генеральным планом в границы населённых пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения (зоны Ж/ПР): Земельные участки, вновь включенные Генеральным планом в границы населённых пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения по заявлениям собственников (зоны Ж/ПР) предназначены для освоения в целях жилищного строительства непосредственно собственниками, либо иными третьими лицами, получившими права на данные участки за счёт собственных средств, либо средств привлекаемых по реализации положений утвержденных федеральных и региональных целевых программ, местных целевых программ и программ социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации. Собственники указанных земельных участков обязаны осуществить следующие действия: 1.В течение 3 (трёх) месяцев со дня утверждения Правил землепользования и застройки разработать, утвердить и представить на согласование с Администрацией Левобережного сельского поселения либо с Администрацией ТМР (в случае передачи соответствующих полномочий) план освоения земельных участков, который должен включать: концепцию освоения территории с указанием этапов и сроков освоения, объёма и источников привлекаемых инвестиций по каждому отдельно взятому участку либо этапу освоения, включающему в себя группу участков; сроки подготовки документации по планировке территории по каждому земельному участку либо этапу (начало подготовки не более 6 месяцев после утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки); 2.В течение 6 (шести) месяцев со дня утверждения Правил землепользования и застройки, внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в части изменения категории указанных земельных участков с сельскохозяйственного назначения на земли населённых пунктов с разрешённым видом использования – проектируемые жилые зоны для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства. В случае неисполнения собственниками земельных участков условий указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи Администрация Левобережного сельского поселения либо Администрация ТМР (в случае передачи соответствующих полномочий), готовит проект решения по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Левобережного сельского поселения в части возвращения указанных земельных участков Ж/ПР из земель населённых пунктов в земли сельскохозяйственного назначения СХ-1».
Административный ответчик Управление архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель заинтересованного лица Администрация Левобережного поселения Тутаевского района Ярославской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение в соответствии с законодательством.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Таким образом, законодательство, не ограничивая, по общему правилу, право собственника использовать земельные участки по их целевому назначению, предусматривает ограничение права собственника земельного участка осуществлять строительство находящихся в собственности правообладателя объектов необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка и градостроительных регламентов.
Одним из принципов градостроительной деятельности в Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального, планирования и правил землепользования и застройки (п. 4 ст. 2 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадь <данные изъяты> кв.м, по адресу: примерно в 250 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Карбушево, расположенного за приделами участка, адрес ориентира: <адрес>
Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11.05. 2017 года № 046-п утвержден градостроительный план указанного земельного участка (далее - ГПЗУ).В пункте 2.1 ГПЗУ указана информация о разрешенном использовании земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : индивидуальное жилищное строительство, зона Ж-1/п (селитебная зона, требующая подготовки документации по планировке территорий). Основные виды разрешенного использования: градостроительные регламенты не установлены, условно разрешенные виды использования: градостроительные регламенты не установлены.
13 июня 2017 года ФИО3 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного дома. Письмом от 14 июня 2017 года № 384 на основании ч.1, ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области ФИО3 отказано в подготовке разрешительной документации на строительство индивидуального жилищного дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: примерно в 250 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Карбушево, расположенного за приделами участка, адрес ориентира: <адрес>, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Левобережного сельского поселения земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1ПР – селитебная зона, требующая подготовки документации по планировке территорий.
Согласно представленному фрагменту карты градостроительного зонирования и Правил землепользования и застройки Левобережного сельского поселения Тутаевского района Ярославской области, в редакции решений Муниципального совета Тутаевского муниципального района Ярославской области «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Левобережного сельского поселения Тутаевского района Ярославской области» от 28.02.2013г. № 15-г, 21.03.2014г. № 64-г., земельный участок административного истца располагается в зоне Ж-1/ПР. Согласно Правил землепользования и застройки Левобережного сельского поселения Тутаевского района Ярославской области зоны отмеченные дробью Ж-1/ПР относятся к зонным, которые являются селитебными, требующими подготовки документации по планировке территории.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок административного истца находится в селитебной зоне и относится к землям сельскохозяйственного назначения, вновь включенным генеральным планом в границы населенных пунктов с целью жилищного строительства, в связи, с чем в целях окончательного определения назначений территорий, такие зоны требуют подготовки и утверждения документации по планировке территорий. До утверждения документации по планировке территории вид разрешённого использования таких зон - проектируемые жилые зоны для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства. Условия освоения данных земельных участков, вновь включенных генеральным планом в границы населённых пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрены Правилами землепользования и застройки Левобережного сельского поселения, согласно которым собственник, указанного земельного участка обязан осуществить следующие действия: в течение 3 (трёх) месяцев со дня утверждения Правил землепользования и застройки разработать, утвердить и представить на согласование с Администрацией Левобережного сельского поселения либо с Администрацией ТМР (в случае передачи соответствующих полномочий) план освоения земельных участков, который должен включать: концепцию освоения территории с указанием этапов и сроков освоения, объёма и источников привлекаемых инвестиций по каждому отдельно взятому участку либо этапу освоения, включающему в себя группу участков; сроки подготовки документации по планировке территории по каждому земельному участку либо этапу (начало подготовки не более 6 месяцев после утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки); в течение 6 (шести) месяцев со дня утверждения Правил землепользования и застройки, внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в части изменения категории указанных земельных участков с сельскохозяйственного назначения на земли населённых пунктов с разрешённым видом использования – проектируемые жилые зоны для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства. Данные условия административным истцом исполнены не были, что повлекло принятие органом местного самоуправления решения об отказе в разрешении на строительство.
Доводы истца, приведенные в исковом заявлении, и его представителя, приведенные в судебном заседании, суд считает основанными на неверном толковании норм права, в связи с чем отклоняет.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для признания незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 14 июня 2017 года в выдаче на строительство не имеется. Требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО3 о признании незаконным отказа Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области № 384 от 14.06.2017 года в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области и Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Мазевич