ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-994/201931И от 31.07.2019 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-994/2019 31 июля 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Суховой В.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административному исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать снабжение населения горячей водой,

установил:

заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Талажское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации горячего водоснабжения населения д.Повракульская Приморского района Архангельской области, обязании организовать снабжение населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области горячей водой, соответствующей по качеству санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В обоснование требований указал, что прокуратурой по обращению Е. проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что администрация МО «Талажское» бездействует и не принимает должных мер по организации централизованного горячего водоснабжения на территории д. Повракульская. В период с 1998 по 2000 годы система централизованного горячего водоснабжения в д. Повракульская введена в эксплуатацию, в 2018 году, в связи с дорогостоящими восстановительными работами на основании экспертного заключения сети горячего водоснабжения списаны с баланса МО «Талажское». Согласно техническим паспортам от 1996 года на многоквартирные жилые дома, расположенные в д. Повракульская, в домах предусматривалось горячее водоснабжение. В 2012 году органом местного самоуправления в техническую документацию внесены изменения, в том числе об исключении сведений о наличии горячего водоснабжения. По сведениям управляющей организации ООО «Теплоресурс» дома приняты в управление в июле 2016 года без обязанности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Право выбора конкретных мер по организации централизованного горячего водоснабжения принадлежит непосредственно муниципальному образованию. Бездействие администрации МО «Талажское» по организации бесперебойного горячего водоснабжения населения муниципального образования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.1 п.1.1 соглашения от 05.10.2015 о передаче отдельных полномочий администрации МО «Талажское», организация водоснабжения населения является вопросом местного значения соответствующего сельского поселения. В настоящее время услуга по горячему водоснабжению не оказывается, горячая вода в части жилых помещений имеется путем установки водонагревателей в квартирах граждан самостоятельно. При этом часть населения проживает без горячей воды.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержал, пояснив, что объем предоставляемых населению услуг определяется степенью благоустройства жилого дома, в котором граждане проживают. Учитывая, что жилой дом №15 по ул. Центральная в д. Повракульская оборудован системой горячего водоснабжения, администрация МО «Талажское» обязана обеспечить население горячим водоснабжением. Отсутствие централизованной сети горячего водоснабжения препятствием не является, поскольку имеется возможность оборудования жилых помещений граждан индивидуальными приборами нагрева воды.

Представители административного ответчика, заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 7 Устава МО «Талажское», органы местного самоуправления МО «Талажское» вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Приморского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета МО «Талажское» в бюджет МО «Приморский муниципальный район» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

По соглашению о передаче полномочий администрацией МО «Приморский муниципальный район» отдельных полномочий администрации МО «Талажское» от 16.12.2015 администрация МО «Приморский муниципальный район» передала администрации МО «Талажское» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закона) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 11 ст. 7 Закона, горячее водоснабжение осуществляется в соответствии с Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642.

Судом установлено, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области по обращению Е. проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что сети горячего водоснабжения на территории д. Повракульская Приморского района Архангельской области не эксплуатируются с 1994 года, в связи с размораживанием.

31.12.2018 по акту списания №714 на основании экспертного заключения № 4604, подготовленного ООО «Норд Эксперт», сети горячего водоснабжения списаны с баланса МО «Талажское».

Согласно техническому паспорту от 22.04.1993 многоквартирный жилой дом №15 по ул. Центральная в д. Повракульская одним из видов благоустройства предусматривал горячее водоснабжение.

Из технического паспорта на указанный жилой дом от 23.07.2012 следует, что в степени благоустройства дома отсутствует горячее водоснабжение.

Постановлением главы МО «Талажское» от 23.03.2018 №36 «Об определении степени благоустройства жилых помещений на территории МО «Талажское», благоустроенными жилыми помещениями, применительно к условиям д. Повракульская признаны жилые помещения, находящиеся в зданиях и жилых домах капитального типа, с наружными стенами из дерева, кирпича, крупнопанельных плит, отвечающие установленным техническим и санитарным требованиям благоустройства: централизованное электроснабжение, централизованное отопление, централизованное водоотведение, централизованное холодное водоснабжение.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

При этом, подпунктом «б» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных процессуальных норм во взаимосвязи с ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд признает незаконным бездействие органа местного самоуправления при условии, если оно одновременно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Из представленных суду документов следует, что в жилом доме №15 по ул. Центральная в д. Повракульская горячее водоснабжение как вид благоустройства жилого помещения отсутствует. В утвержденной органом местного самоуправления степени благоустройства д. Повракульская также нет такого вида благоустройства как горячее водоснабжение, на балансе МО «Талажское» сети горячего водоснабжения в д. Повракульская отсутствуют. Доказательств наличия на территории д. Повракульская иных жилых помещений, имеющих горячее водоснабжение в качестве вида благоустройства, в ходе прокурорской проверки установлено не было, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт неправомерного бездействия администрации МО «Талажское», выразившийся в неорганизации горячего водоснабжения населения д. Повракульская, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Более того, в соответствии со статьями 10 и 12 Конституции РФ, суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать его деятельность и обязывать орган местного самоуправления тем или иным образом решить вопросы местного значения. Решение вопросов повышения уровня благоустройства в населенных пунктах относится к полномочиям органа местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации горячего водоснабжения населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области, обязании организовать снабжение населения д. Повракульская Приморского района Архангельской области горячей водой, соответствующей по качеству санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий О.А. Шитикова